Стратегия стабилизации экономики региона '95: Библиография (поз.151-169)
Навигация
ССЭР'95Стратегия стабилизации'95

Указатель
Logo


Раздел 8. Проблемы выхода из кризиса агропромышленного производства.

151. Голубев Н.Н., Гайнетдинов М.Ф. Преодоление кризисного положения в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1994. - N 6. - С.9 - 11.

По мнению авторов, главным содержанием рыночных отношений должно стать встречное движение товарной и денежной масс. Россия пока идет к этому по самому непопулярному пути - к выравниванию масс товаров и денег посредством поднятия цен на все виды промышленной и сельскохозяйственной продукции. Товарная масса в стоимостном выражении искусственно подгоняется к объему денежной массы. При этом производство терпит большой урон, создавая замкнутый круг спада и нового повышения цен. Около 40 предприятий тракторного и сельхозмашиностроения работают по 3-4 дня в неделю; парализуется деятельность смежников. Ценовые ограничения не работают, т.к. в условиях монополизма и отсутствия конкуренции процесс купли - продажи происходит при любых ценах (либо нарастают неплатежи). Самый верный путь выхода из кризиса, по мнению авторов, - это "всемерное увеличение производства натуральной товарной массы, продуктов питания, машин, оборудования, объемов услуг и т.д." Научно обоснованное ценообразование должно обеспечить эквивалентный товарообмен.

152. Кузнецов В.В. Совершенствование управления на региональном уровне // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1994. - N 2. - С.2 - 4.

В современных условиях система управления АПК на региональном уровне должна быть адекватна переходному периоду, в течение которого хозяйственный механизм должен постепенно приспособиться к специфическим условиям рыночной экономики. В статье чл.-корр. РАСХН, директора ВНИИ экономики и нормативов В.В.Кузнецова определяются основные условия переходного периода в сфере сельскохозяйственного производства, в сфере переработки сельхозпродукции и агросервиса, в производстве средств производства для сельского хозяйства, формулируются задачи государства в управлении АПК на региональном уровне. Необходимые мероприятия здесь должны быть следующими: 1) сосредоточение всех управленческих функций (по проведению земельной реформы, приватизации и т.д.) в едином госоргане - Министерстве сельского хозяйства РФ и территориальных управлениях; 2) переход на программно-целевые (программно-продуктивные) методы управления; 3) строгое разграничение функций госуправления и добровольного самоуправления товаропроизводителей; 4) осуществление действенного госконтроля за развитием АПК; 5) формирование концепции госсобственности в АПК.

153. Петров В.П. Экономические проблемы выхода сельского хозяйства из кризисного состояния // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1994. - N 10. - С.11 - 14: табл.

Нынешний кризис в АПК, по мнению профессора Казанского СХИ В.П.Петрова, - есть следствие несоблюдения объективных законов и механизмов, функционирующих в обществе. Автор статьи показывает, что рынок в стране, по-существу, отсутствует. Нарастает отрыв рыночных цен от покупательной способности населения, и это влечет за собой перебои по всей экономической цепочке. Выход видится в нормализации товарно-денежных отношений, причем, начинать следует с отраслей, производящих потребительские товары, и с сельского хозяйства. Их надо освобождать от монополизма с двух сторон: со стороны поставщиков средств производства, диктующих завышенные цены на свою продукцию, и со стороны монопольных покупателей, сбивающих цены ниже издержек производства. Сельские товаропроизводители должны быть поставлены в равное положение с остальными. Необходимо также повысить покупательную способность населения (особенно трудящихся в непроизводственной сфере). У него должно быть достаточно средств для покупки продукции по нормальным ценам.

154. Романенко Г. Основные направления стабилизации экономики аграрного сектора // Экономист. - 1994. - N 9. - С.3 - 11.

Президент Российской Академии сельскохозяйственных наук Г.Романенко анализирует современное состояние и тенденции развития агропромышленного комплекса, причины спада в производстве сельскохозяйственной продукции, основные направления стабилизации экономики отраслей агропромышленного комплекса. Тяжелое положение в сельском хозяйстве проиллюстрировано цифрами: спад производства в 1991-93 гг. превысил 20%, капвложения упали в 6 раз, выбытие основных фондов в 1993 г. превысило их ввод в 4 раза и т. п. По данным сельхознауки (ВИЭСХ, ВНИЭТУСХ, Поволжского НИИЭО АПК, СибНИИ ЭСХ и др.), основные причины, вызвавшие спад, следующие: 1) нерегулируемый рынок обострил неэквивалентность обмена промышленной и сельхозпродукции; 2) монопольное положение банков, торгующих и перерабатывающих организаций; 3) "перегибы" сплошной фермеризации и недооценка многообразия форм собственности и хозяйствования; 4) разрыв экономических связей; 5) необоснованное стимулирование импорта традиционных для России товаров и др. В статье констатируется, что жесткие климатические условия России накладывают ряд ограничений на свободное ценообразование в сельском хозяйстве, повышают роль госрегулирования. При неразвитой конкуренции ориентация лишь на спрос и предложение приводит к отрыву цен от общественно необходимых затрат труда. Автор вносит предложения о восстановлении паритета цен между промышленным и аграрным секторами, о развитии различных форм смешанной экономики.

155. Сазонов С.П. Формирование рыночной структуры регионального АПК // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1994. - N 9. - С.36 - 37.

Автор считает, что "неправомерно представлять рыночную структуру только как реализационную часть экономической системы. Необходимо, чтобы она включала все хозяйствующие элементы от производства до потребления. Сама структура должна рассматриваться как целостная система во взаимосвязи всех ее составляющих частей с главенствующим положением основного товаропроизводителя (хозяйства)". Пока же от рынка выигрывают посредники, покрывающие свою деятельность коммерческой тайной. Даже обслуживающие организации и предприятия ("Сельхозтехника", "Сельхозхимия", "Агропромстрой"), акционировавшись, оторвались от основного производителя продукции. В этих районах, где была потеряна увязка всех элементов производства друг с другом, и происходит спад производства. Рыночная структура АПК представляет, таким образом, единый союз относительно обособленных рыночных субъектов основного, обслуживающего, вспомогательного назначения и управленческих подразделений центра управления. В статье намечены этапы формирования рыночной структуры регионального АПК: определение рационального состава субъектов (проектирование),внедрение и т.п.

156. Хицков И.Ф. Основные условия организации рынка в сельском хозяйстве региона // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 1994. - N 10. - С.8 - 10.

Для организации эффективно действующего рынка необходимо создать определенные условия в сферах производства, обращения и управления. Автор статьи - чл.-корр. РАСХН И.Хицков подробно останавливается на каждом элементе, выделяя условия его развития, уязвимые места, проблемы, требующие решений. Приводятся примеры функционирования рыночной инфраструктуры Центрально-Черноземного региона. Характеризуя сферу управления, автор подчеркивает, что защитные функции государства реализуются через дотации сельхозпроизводителям, льготное кредитование и налогообложение, страхование от коммерческого риска, а также путем установления залоговых цен, фьючерсных сделок и т.д. Несоблюдение нормативно-правовых актов должно наказываться системой штрафов, пеней и неустоек, формируя, таким образом, уважение к закону. Но на практике еще далеко до последовательного исполнения законов как производителями, так и потребителями.


Раздел 9. Социальные проблемы экономических реформ.

157. Безработица и миграция // Новая Сибирская газета. - 1994. - 3 декабря (N 9). - С.4.

Материал основан на данных аналитической записки, подготовленной в июне 1994 г. ассоциацией "Сибирское соглашение". В нем отмечается, что в Сибири безработица перевалила за 70 тыс. человек (в целом по России - 1 млн. 300 тыс.). Однако специалисты полагают, что на самом деле показатель следует удвоить. Сибирь обладает рядом особенностей формирования населения: диспропорционально высоким уровнем сосредоточения в областных (краевых) центрах - Новосибирске, Омске, Томске и т.д.; большим количеством поселений, созданных каким-нибудь одним ведомством (Красноярск-45, Томск-7, Рубцовск, Заринск, Уренгой, Сургут, Норильск и др.); временным характером проживания в Сибири значительной части населения (вахтовый метод, обусловленный тем, что 3/4 территории Сибири находится в зоне вечной мерзлоты). Проблема занятости все больше приобретает опасность полити'еских потрясений, чему способствует и отказ от государственных гарантий всеобщности и обязательности труда. В целом уровень безработицы в Сибири ниже, чем по России (особенно в Тюменской, Омской и Читинской областях, Красноярском крае; чуть выше - в Алтайском крае, в Новосибирской и Иркутской областях, Таймырском АО). 69.8% безработных составляют женщины (самая высокая женская безработица в Сибири - в Тюменской области.). Не меньше трудности с трудоустройством у молодежи (18% безработных в Сибири, из них - около 1/3 - выпускники школ, училищ и вузов). Однако, в целом, прогнозируется постепенное старение населения Сибири и уменьшение его численности из-за неблагоприятных демографических факторов (к 2020 г. доля работающего населения составит всего 8-9 млн. человек). Неблагоприятный характер приобретают миграционные потоки. Все это инициировало разработку региональной программы занятости и расселения.

158. Волынский Г. К вопросу о безработице в переходный период: Письмо в редакцию // Рос. экон. журнал. - 1994. - N 11. - С.107 - 109.

По возможности более точное истолковывание некоторых наиболее общих обстоятельств и условий функционирования рынка труда способно в серьезной степени уменьшить риск развития обвальной безработицы и смягчить ее социальные последствия. Автор обращает внимание на то, что безработицу порождает не классический (циклический) кризис, при котором незанятость носит фрикционный, структурно ограниченный характер, лимитированный к тому же так называемым естественным уровнем (т.е. сравнительно допустимый и терпимый), а кризис трансформационный, связанный с переходом к экономике другого типа. Следовательно, выход из кризиса не найдется "сам по себе", а должен быть следствием определенных управленческих действий государства, в том числе и по отношению к сфере занятости. Далее: реальная экономическая стабилизация в условиях открытости рыночных отношений возможна лишь на пути повышения производительности труда, снижения издержек, оптимизации численности персонала, а не через те или иные меры чрезвычайного порядка, поэтому стоит предусматривать постепенный характер перемен. Автор рассматривает комплекс причин, порождающих безработицу в настоящее время. Это: 1) наличие избыточного персонала, ранее выгодного для отбытия всякого рода повинностей и трудовых авралов, но несовместимого с принципами частного (рыночного) хозяйствования; 2) несостоятельность многих предприятий, неспособных реализовать свою продукцию, влечет закономерную санацию с высвобождением рабочих рук; 3) неоправданное завышение цен привело к инфляции издержек, неплатежам и, опять же, кризису сбыта; 4) огромные макроструктурные деформации требуют сосредоточения на определенных "точках роста"; 5) разрыв устойчивых связей бывшего СССР. С безработицей можно справиться, лишь победив указанные причины.

159. Головачев В. Прогнозы сбываются. Но только мрачные // Труд. - 1995. - 2 марта (N 37). - С.2.

В январе 1995 года 1/3 населения России оказалась за порогом нищеты. При прожиточном минимуме (а точнее: пороге выживания) в 180 тыс. рублей в месяц на одного члена семьи, 3,3 млн. россиян имели среднедушевой "доход" от 20 до 60 тыс. рублей. Еще 20 млн. - от 60 до 120 тыс. И еще 26 млн. граждан довольствовались доходом от 120 до 180 тыс. рублей. Итого: 49,5 млн. человек на четвертом году реформ не дотягивали даже до официального, весьма "лукавого", уровня бедности. Даже в декабре 1994 г. этот уровень был намного ниже (20%). В январе доходы населения резко снизились (меньше рабочих дней, нет "13-ой зарплаты", нет начислений по срочным вкладам), а оперативный индекс потребительских цен "подлетел" сразу на 18%. Таким образом, единовременно реальные денежные доходы сразу упали на 31%. России грозят времена еще более тяжелые.

160. Голодец О. Регулирование локальных рынков труда // Человек и труд. - 1994. - N 5. - С.11 - 16: 2 табл.

Автор - кандидат экономических наук, сотрудник Института проблем занятости РАН. На основе данных Госкомстата "О развитии экономических реформ в РФ" (помесячных, поквартальных, полугодовых) отслеживалась связь между изменениями на региональных рынках труда и особенностями развития экономики на протяжении 1993 - начала 1994 г. Приспособление регионов к новым условиям хозяйствования характеризовалось: отраслевой структурой, близостью к границам, развитостью транспортной инфраструктуры. Регионы добывающие получали преимущество занятости, и высвобождение в районах Сибири и Дальнего Востока на первых порах затронуло лишь неперспективных работников (пенсионеров, женщин и т.д.), присутствие развитого аграрного сектора сглаживало негативные тенденции локальных рынков труда (сравнивались угольные регионы Кузбасса и Ростовской обл., где вторая получала преимущество). Выгодное географическое и транспортное положение регионов существенно влияло на ситуацию занятости. Наиболее тяжело пришлось регионам с высокой долей отраслей ВПК и с отраслями, сильно зависимыми от поставщиков сырья (легкая, текстильная) - Урал, Центр, Волго-Вятский район. В приводимых таблицах увязаны показатели экономической ситуации и показатели занятости (при этом по одним из них рассчитаны коэффициенты корреляции, по другим - строгой математической зависимости не обнаружено).

161. Дадашев А.В. Проблемы занятости населения и функционирование рынка труда в Тверском регионе // Предпринимательство и власть: проблемы взаимодействия. - М., 1994. - С.166 - 171.

Обострение проблемы использования трудовых ресурсов объективно требует разработки государственной политики в сфере занятости и механизма к реализации. В задачи регулирующей деятельности госорганов входит максимально сблизить спрос на рабочую силу (со стороны работодателей) и ее предложение, не только по количеству, но и по качеству, во времени и пространстве, на макро- и микроуровнях. Слабым звеном современной политики занятости является взаимодействие на "горизонтальном" уровне государственных служб занятости и местных (региональных) структур исполнительной власти. Например, из 9 органов областного и федерального подчинения на территории Тверской обл., участвующих в местных программах занятости, 4 (Комитеты по экономике и прогнозированию, по занятости и Управления по труду и социальным вопросам и по статистике) координируются одним зам. главы администрации, 2 (Управления народного образования и социальной защиты) - другим, Комитет по управлению имуществом - третьим и т.д. Ставится задача сформировать единый межведомственный консультационный совет при главе администрации для объединения усилий всех органов. Для механизма регулирования занятости важное значение приобретают программные методы обеспечения эффективного функционирования рынка труда, требует совершенствования методология прогнозирования (особенно - по вопросам высвобождения работников, часто являющихся не фактически, а условно безработными). Оцениваются перспективы рынка труда в Тверской обл. в 1994 г.

162. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях / РАН. Ин-т философии. - М., 1994. - 245 с.

Предметом рассмотрения в книге является место России в общецивилизованном пространстве, динамика ценностных ориентаций населения и проблемы изменения социальной структуры общества с учетом тяжелейших кризисных явлений, охвативших страну в последние годы. Кризис вызван не внешними военными нашествиями, но неким внутренним барьером, который был пределом движения в прежнем направлении. Россия переживает этап, уже пройденный многими странами запада в конце XIX в., когда произошла "смена механической солидарности, характеризовавшей общества сегментарного типа, где индивид поглощен группой, часть - целым, органической солидарностью обществ, основанных на разделении труда, где индивиды самостоятельны и группируются в соответствии со спецификой своей деятельности". Исследование глубинных оснований кризиса, современного советского (российского) общества приводит к обнаружению тотального отчуждения человека и, на этом основании, самоотчуждения общества от развития. Мало того, все попытки, выйти из кризиса свидетельствуют о его чрезвычайной устойчивости, внутренне скрытых механизмах самовосстановления и самовоспроизводства тупиковых ситуаций. В книге приводятся результаты исследований, показывающих, что наше общество оказалось в состоянии патологического социокультурного кризиса, одновременно решается и вопрос "к чему мы движемся?".

163. Меликьян Г. Социальная политика и демографические процессы в России // Человек и труд. - 1994. - N 6. - С.42 - 48.

"Забвение социальных задач и игнорирование процессов, происходящих в социальной сфере, чревато значительными экономическими потерями", - считает автор - Министр труда РФ, выступавший с докладом на научной сессии Академии социальных наук 11 апреля 1994 г. (по материалам этого доклада и подготовлена публикация). Неблагоприятный социально-экономический фон современной демографической ситуации иллюстрируется цифрами: падение промышленного производства за 4 года на 38-50%, быстрое расслоение на богатых и бедных (в конце 1993 г. доходы первых в 11 раз превышали доходы вторых, в 1992 г., - в 8 раз, в 1991 г. - в 4.5 раза), нарастание числа безработных и частично занятых (до 12% экономически активного населения). Предпринимаемые правительством меры для стабилизации ситуации в социальной сфере оказались недостаточными и малоэффективными. Это лишний раз показывает, что стабилизация в этой сфере невозможна без реальных сдвигов в экономике и расширении материальных и финансовых ресурсов для решения социальных задач. Основную причину абсолютного сокращения населения России в 1992 и 1993 гг. автор видит в потенциале, заложенном несколько десятилетий назад. Уже 30 лет уровень рождаемости не обеспечивал простого воспроизводстеа населения. По прогнозам к 2000 г. произойдет резкое старение трудовых ресурсов. В докладе были приведены не менее удручающие факты по смертности, болезням, миграции.

164. Римашевская Н.М. Это больше, чем бедность. Это - нищета // Труд. - 1994. - 16 июля. - С.2.

Директор института социально-экономических проблем народонаселения РАН академик Н.М.Римашевская считает: "Что бы ни происходило с производством, какой бы хаос ни царил в политике - государство не может идти на уничтожение своего населения." У Н.М.Римашевской есть большие основания не доверять Госкомстату. Проведенное институтом исследование в Орле и Орловской обл., довольно средней по материальному благополучию, показало, что семьи направляют на питание до 80% расходов, а Госкомстат утверждает, что 50%. По данным того же исследования, так живут лишь 5,6% орловцев. На Западе даже у бедных на питание уходит всего 1/3 расходов. "Это больше, чем бедность...", у нас царит нищета, - утверждает Н.Римашевская. Страшные цифры демографической статистики, которые она приводит, подтверждают, что население, за вычетом 15 млн. преуспевающих россиян, реагирует на "реформы" самым естественным образом: слабые вымирают. Немедленно должны быть приняты следующие меры: 1) государство должно взять ряд обязательств перед населением и выполнять их строжайшим образом; надо платить зарплату вовремя, фирмы, которые ее задерживают, надо закрывать; 2) конституционным законом должна быть определена единая методика вычисления прожиточного минимума; 3)государство должно гарантировать некий социальный минимум (например, в сфере охраны здоровья; поголовная платность - такой же перегиб, как и всеобщая бесплатность); 4) необходимо принять меры по строительству жилья (сейчас лишь 5% квартир распределяют, а 95% - продают, а люди ждали по 10-20 лет; 25% россиян сейчас живут в тяжелейших условиях); 5) государство должно обеспечить бюджетное финансирование социального сектора не по остаточному принципу: 55 трлн. - на вооружение, а на социальные нужды - 12 трлн. Однако на все мероприятия требуется политическая воля.

165. Смит Д. Региональное развитие и социальная справедливость // Регион: экономика и социология. - 1994. - N З. - С.3 - 26: 2 рис. - Библиогр.: с.26 (18 назв.).

"Цель этой статьи, - пишет автор, профессор Лондонского университета, - объяснить, почему социальную справедливость не следует отдавать на милость рыночных сил". Он констатирует: 1) даже безупречно работающая рыночная экономика в состоянии обеспечить лишь зачатки социальной справедливости; 2) неизбежные рыночные несовершенства, искажающие распределение доходов, возникают в географическом пространстве и усугубляются неравномерностью регионального развития; 3) быстрые экономические, политические и социальные изменения увеличивают рыночные несовершенства; 4)"морально обоснованные требования социальной справедливости должны быть основаны на общей концепции жизненного благополучия, формулировка которой должна быть центральной характеристикой процесса социальной трансформации". Автор анализирует проявления социальной справедливости в условиях свободного рынка и утверждает, что беспристрастность является одним из достоинств рынка, т.к. свободная игра анонимных рыночных сил стремится к оптимуму в смысле максимизации стоимости "не за страх" и "не за совесть". Идеалом экономики в географическом пространстве было бы состояние равновесия, максимизирующее благосостояние при оптимально возможном размещении всех факторов производства. Однако рассмотрение различных рыночных несовершенств, неравномерных процессов регионального развития, усиленных быстротою социально-экономических перемен, приводит к заключению о необходимости общественного контроля диспропорций.

166. Соколов В.М. Нравственность времен социальной катастрофы: Социол. эссе // Российская провинция. - 1994. - N 5. - С.54 - 60.

Понятие "катастрофа", особенно подходящее для характеристики современного состояния России, само по себе уничижительного смысла не несет, т.к. по словарям означает лишь "потрясение, влекущее за собой резкий перелом в личной и общественной жизни". Объективный характер такого потрясения обусловливает и особую "революционную (контрреволюционную) мораль", жестокую с точки зрения "нормальной" общечеловеческой морали, но вполне закономерную и целесообразную. Морализаторство в данном случае бессмысленно, т.к. нельзя судить историю за то, что она допустила эпоху социальных революций, и переносить свои оценки с явления на сущность, с одной системы нравственности на другую. Анализ социологического материала, собранного по России за годы реформ, одновременно и пугает и обнадеживает: наше общество и деградирует, и немалой своею частью выздоравливает. Если в 1988 г. на потребление как на единственную ценность было ориентировано лишь 8-12%, то в 1993 г. этот показатель вырос, в основном, за счет молодежи, до 35-40%. А вот падение интереса к политическим акциям и компаниям произошло с 70% (1989 г.) до 6-8% (начало 1994 г.). В 1982 г. сочетание "моральных" и "профессиональных" качеств руководителей оценивалось населением по их весу как 3:7, а в 1993 г. - уже как 7:3. Таким образом, значимость нравственной оценки государственных и управленческих структур в сохранении социальной стабильности со временем нарастала и будет нарастать в будущем, влияя на отношение населения к проводимым реформам. А какая тенденция победит - деградация или излечение - покажет время.

167. Сосин Ю. Региональная система социальной защиты населения // Деловой мир. - 1995. - 9-15 января. - С.44.

По расчетам аналитиков РАН, в условиях шоковой терапии 55% капитала и 80% голосующих акций переходят в руки криминального и иностранного капитала. Этому содействует и законодательство о кредитно-финансовых рынках. В Кузбассе "прописались" десятки преступных структур, а государство и население они грабят почти легально. Около 3 млн. россиян, доверившись разным "МММ","РДС", "Тибетам" и проч. потеряли в совокупности 5-6 трлн. руб. Сегодня уже все понимают, что необходима разработанная система охраны экономических интересов населения. Автор материала - президент межрегиональной финансово-промышленной корпорации "Продовольственные ресурсы" Юрий Сосин предлагает в качестве образца для других регионов России кузбасский вариант такой системы защиты, задействованный в первом полугодии 1995 г. В основе замысла - государственные гарантии вложений частных лиц. В каждом городе или районе локальная финансовая группа аккумулирует средства населения; группа представляет АООТ, состоящее из фонда взаимных вложений, акционерного коммерческого (= социального) банка, компании по страхованию здоровья, негосударственного пенсионного фонда, Торгового дома и т.д. Вся система создается под эгидой властей, а не частных лиц. Таким образом, администрация гарантирует надежность вложений собственными средствами. Вложения же населения будут работать на местные нужды Кузбасса, а не на "чужого дядю" в Москве. Создаваемые финансово-промышленные группы (ФПГ) будут играть роль больших региональных народных корпораций. Их идея возникла в 1992-93 гг. при разработке вопросов продовольственной безопасности Тюменского и Кузбасского регионов. В статье изложен опыт деятельности корпорации "Продовольственные ресурсы", рассказано о перспективах.

168. Тулеев А.Г., Шпак Л.Л. На изломах жизни...: (Публичные лекции по социологии). - Новосибирск, 1994. - 186 с.

В книге председателя Законодательного собрания Кузбасса и депутата Федерального Собрания РФ А.Г.Тулеева и профессора Кемеровского университета Л.Л.Шпак, изданной в авторской редакции, рассматривается круг проблем, связанных с взаимоотношениями власти и рядового человека, с процессами крушения устоявшейся жизни этого человека. Объектами изучения становятся сила власти и власть силы, формы насилия (государственного и негосударственного), противоборство власти и оппозиции, взаимоотношения Центра и регионов. В полемической форме публичных лекций авторы указывают на противоречивость слов и дел тех, кто стоит у руля государства: первоначальные призывы "брать суверенитета, сколько можно проглотить", сменились действиями по "усмирению и приручению регионов", а лозунги "долой бюрократизм" привели, в конечном итоге, к трехкратному увеличению чиновничества в РФ всего за 3 года "реформ". Авторы выступают против потребительского (колониального) подхода Центра к Сибири, предлагают новые принципы регионализма, основанного, в первую очередь, на экономическом районировании и самостоятельности территорий.

169. Фролов В. Формирование региональной политики занятости // Человек и труд. - 1994. - N 5. - С.6 - 10: табл.

Надежды на саморегуляцию многообразных социально-экономических процессов не оправдались. Стало ясно, что требуется гибкое регулирующее воздействие на многие сферы хозяйственной жизни, в том числе - и на рынок труда. Региональные подразделения Федеральной службы занятости призваны оперативно отслеживать и упреждать катастрофическое развитие ситуации с занятостью населения. Опыт развитых стран показывает, что следует всячески стимулировать предпринимательский спрос на рабочую силу: меры по расширению сбыта продукции, по увеличению прибыльности оказываются подчас эффективнее централизованных производственных инвестиций. В регионах следует усилить роль координационных комитетов содействия занятости, создаваемых в соответствии с Законом о занятости. С ними должны взаимодействовать группы (отделы) экономического регулирования занятости. В статье прослеживаются особенности региональных рынков труда в РФ, выделены 4 группы по типу и приоритетности мер в отношении регулирования занятости.

См. также следующие N N  публикаций: 64, 108, 130.


1-17 | 18-33 | 34-47 | 48-71 | 72-86 | 87-102 | 103-118 | 119-133 | 134-150 | 151-169 | Оглавление | Указатель | ССЭР'94

Указатель 

[ Начало | Академгородок | О библиотеке | Новости | Ресурсы | Выставки | Библиография | ИнфоЛоция | Поиск ]
Составитель Канн Сергей Константинович

© 1998-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН
Статистика посещений сервера

Документ изменен Wed Feb 27 14:33:32 2019. Размер 58,597 bytes.
Посещение N 10321 с 03.10.1998