Михаил Алексеевич Лаврентьев. Направления деятельности
Лаврентьев М.А. Академик Михаил Алексеевич Лаврентьев

Направления деятельности

Наука

  • Теория функций действительного переменного.
  • Теория функций комплексного переменного. Создание новых методов решения внутренних и граничных задач теории функций.
  • Теория конформных и квазиконформных отображений.
  • Гидродинамическая теория кумуляции. Теория удара тел о воду, теория струй, теория волн, теория устойчивости стержней, теория взрыва.

Лаврентьев М.А.  Опыты по сварке взрывом
М. А. Лаврентьев, вице-президент АН УССР, в своем рабочем кабинете, Киев, 1948 г.   Опыты по сварке взрывом. А. А. Дерибас, М. А. Лаврентьев (стоят). И. В. Яковлев и Ф. И. Матвеенков (слева), Новосибирск, 1963 г.

 

Келдыш М. В. Принадлежит к числу крупнейших...

... С самого начала своей научной деятельности, в 20-х годах, М. А. Лаврентьев дал ряд крупных и оригинальных результатов в области теории функций действительного переменного, выдвинувших его тогда в число лучших молодых математиков. В последующие годы М. А. Лаврентьев получает ряд выдающихся результатов по дифференциальным уравнениям и вариационному исчислению. Однако основной областью работы Михаила Алексеевича на долгие годы становится теория функций комплексного переменного. Здесь им создано новое геометрическое направление, и громадное количество ярких результатов, полученных им, выдвигает его в число крупнейших математиков.

Созданные М. А. Лаврентьевым новые методы решения внутренних и граничных задач теории функций явились основой нового направления теории функций комплексного переменного.

В следующем крупном цикле работ Михаил Алексеевич создает теорию квазиконформных отображений.

Математические работы М. А. Лаврентьева тесно переплетаются с его исследованиями по механике. М. А. Лаврентьев является создателем большого числа новых теорий в механике непрерывной среды. В его работах по механике замечательно то, что он не просто прилагает математические методы к задачам механики, а ставит новые механические задачи и проливает свет на самые основы механических явлений. В механике Михаил Алексеевич сочетал теоретические исследования с постановкой блестящих экспериментов, раскрывших совершенно новые факты. Он внес крупный вклад в теорию удара тел о воду, теорию струй, теорию волн, теорию устойчивости стержней, теорию взрыва и т.д. Многие из этих задач были впервые поставлены в работах Михаила Алексеевича. Открытые в последние годы Михаилом Алексеевичем новые приложения гидродинамики идеальной жидкости к вопросам, которые на первый взгляд отстоят чрезвычайно далеко от гидродинамики, принадлежат к самым выдающимся теориям механики непрерывной среды.

Источник: Келдыш М. В. Принадлежит к числу крупнейших... // Век Лаврентьева / Сост. Н. А. Притвиц, В. Д. Ермиков, З. М. Ибрагимова. — Новосибирск: Издательство СО РАН, филиал «Гео», 2000. — С. 69–70.

 

Титов В. М. О работах академика М. А. Лаврентьева

... Одним из важнейших итогов всего жизненного пути М. А. Лаврентьева как ученого стало создание им теории квазиконформных отображений, нового научного направления, где он оставил учеников и последователей не только у нас в стране, но и за рубежом. Первые работы М. А. Лаврентьева в этой области появились в 1929 году; он неоднократно возвращался к задачам этого направления в течение нескольких десятилетий. Показательно, что и здесь основополагающие научные результаты увязаны с проблемами, волнующими сегодняшнюю гидродинамику, как например, постановка задач о течениях жидкости и газа со свободными поверхностями (течения над неровным дном).

Михаил Алексеевич до последних лет жизни не уставал удивляться загадкам природы и искать на них ответ. По сути дела, он был выдающимся естествоиспытателем в самом широком смысле этого слова, которое в наш век узкой специализации стало исчезать из обращения. Его поразительная интуиция, умение перенести методы, развитые в одной области — в другую, способность построить модели парадоксальных, на первый взгляд, явлений — поражали всех, кто с ним работал и встречался. Поэтому неудивительно, что в числе его исследований по гидродинамике находятся работы, которые дают совершенно новую трактовку известным явлениям.

Источник: Титов В. М. О работах академика М. А. Лаврентьева (предисловие к био­би­бли­ографии 1985 г.) // Михаил Алексеевич Лаврентьев (1900–1980): биобиблиогр. указ. / Сост.: Вакуленко Л. Д., Волкова В. Н., Редькина Н. Н. — Новосибирск, 1985. — С. 4–8.

 

Научно-организационная деятельность

  • Директор Института математики Академии наук УССР (1939–1949).
  • Заведующий математическим отделением АН УССР (1941–1945).
  • Вице-президент Академии наук УССР (1945–1948).
  • Директор Института точной механики и вычислительной техники АН СССР (1950–1953).
  • Академик-секретарь Отделения физико-математических наук АН СССР (1951–1953, 1955–1957).
  • Заместитель главного конструктора Министерства среднего машиностроения (1953–1955).
  • Член Президиума Академии наук СССР (1955–1980).
  • Председатель Совета по науке при Совете Министров СССР (1963–1964).
  • Вице-президент Академии наук СССР, председатель Сибирского отделения (1957–1975).
  • Директор Института гидродинамики СО АН СССР (1957–1976).
  • Вице-президент Международного математического союза (1966–1970).
  • Почетный председатель Сибирского отделения Академии наук СССР (1975–1980).
  • Председатель Национального комитета СССР по теоретической и прикладной математике (1976–1980).
  • Главный редактор журнала «Физика горения и взрыва» (с 1964).

 

Притвиц Н.А. Естествоиспытатель, преобразователь, просветитель

... Он был блестящим организатором научной деятельности — впервые это про­яви­лось в период его работы в Академии Украины, затем — когда он встал во главе Института, где была создана первая отечественная ЭВМ, и позже, когда он в сжатые сроки сумел собрать коллектив, решивший важную задачу в интересах обороны.

Но главным его жизненным подвигом стало создание Сибирского отделения Академии наук и воплощение в нем принципов знаменитого «лаврентьевского треугольника»: наука — кадры — практическое использование. Благодаря его идеям и титаническим усилиям в отечественной науке начались (и продолжаются поныне) два масштабных процесса — с одной стороны, децентрализация научных учреждений, рост их территориальной сети, и с другой стороны, создание комплексных научных центров, организация междисциплинарных исследований, широкое внедрение математических методов. Этот прогрессивный опыт был вос­при­нят и зарубежным научным сообществом.

Источник: Притвиц Н. А. Естествоиспытатель, преобразователь, просветитель (К 100-летию со дня рождения Михаила Алексеевича Лаврентьева) // Лаврентьевские чтения по математике, механике и физике: V Междунар. конф. (18–22 сентября 2000 г., Новосибирск, Россия). — Новосибирск: Ин-т гидродинамики СО РАН, 2000. — С. 18–19.

 

Научно-образовательная деятельность

  • Преподаватель Московского высшего технического училища (МВТУ) (1921–1929).
  • Профессор Московского химико-технологического института им. Д. И. Менде­леева (1929–1931).
  • Профессор Московского государственного университета (1931–1941).
  • Профессор физико-математического факультета Киевского государственного университета (1939–1941, 1945–1948).
  • Заведующий кафедрой физики быстропротекающих процессов Московского физико-технического института (1955–1958).
  • Профессор Новосибирского государственного университета (1959–1966).

Выпускники Физтеха  Академик Соболев С. Л.
Выпускники Физтеха — ученики М. А. Лавре­нть­ева, уехавшие в 1958 г. в Новосибирск, в Институт гидродинамики, 1970 г.  Академик С. Л. Соболев читает первую лекцию для студентов НГУ, Новосибирск, 1959 г.

 

Лаврентьев М. А. Опыты жизни. 50 лет в науке

С самых первых дней СО АН считало подготовку кадров важнейшей проблемой вообще и особенно — в Сибири.

Создание Новосибирского университета явилось первым шагом в осуществлении одного из главных наших принципов — сочетать научные исследования с подготовкой кадров для науки, высшей школы, промышленности Сибири.

Нам была предоставлена уникальная возможность — создать высшее учебное заведение, идеально приспособленное для соединения образования с наукой. Мы постарались полностью использовать опыт, накопленный в этом направлении Физико-техническим институтом, Московским и Ленинградским университетами. Для этого существовали все условия, так как среди организаторов НГУ были и организаторы Физтеха, и ученые, по многу лет преподававшие в нем и в столичном университете.

Мы развили дальше идею Физтеха, потому что смогли обеспечить университет крупными учеными-преподавателями практически по всем направлениям науки на всех факультетах: механико-математическом, физическом, естественных наук (т. е. по химии и биологии), геологическом, экономическом, гуманитарном.

Подготовка молодежи для работы в науке не терпела промедления — поэтому университет был открыт в 1959 году, раньше многих институтов Отделения. Первый набор был невелик — 200 первокурсников, 50 человек, переведенных на второй курс из других вузов, и 100 человек — на вечернем отделении (это была в основном молодежь, строившая Академгородок). Занимались и слушали лекции в здании школы (корпус НГУ еще строился), а жили первую осень в палатках (общежития еще не были сданы).

Возглавил университет академик И. Н. Векуа, в качестве проректора пригласили из Москвы одного из организаторов и работников Физтеха Б. О. Солоноуца. В Совет университета вошли крупные ученые — практически все работавшие тогда в Новосибирске академики и члены-корреспонденты Сибирского отделения, они же создавали и возглавляли кафедры. Этот Совет в ходе ожесточенных дискуссий определил те принципиальные положения, которые легли в основу работы Новосибирского университета. Чтобы освободить студентам время для исследовательской работы на старших курсах, нужно было полностью перестроить все преподавание. Университет получил право работать по индивидуальным учебным планам, содержание их рождалось в спорах и исканиях.

При этом важно было дать студентам глубокие фундаментальные знания, ибо узкие специализации в наше время устаревают с огромной скоростью. Поэтому необходимо создать прочную основу, владея которой, молодой специалист сможет быстро перестраиваться и осваивать новое.

Я считаю, мы добились здесь большого успеха. Новосибирский университет прочно врос в Академгородок, его факультеты тесно переплелись с институтами соответствующего профиля. Все члены Академии и половина докторов наук Академгородка (а всего — почти полтысячи сотрудников Отделения) читают в университете лекции, ведут семинарские занятия, руководят курсовыми и дипломными работами. Все деканы, заведующие основными кафедрами, профессора — сотрудники СО АН.

Подмечать способности, развивать их надо не только у студентов, но и у школьников. Не в тридцать лет должен быть замечен талантливый человек, а в восемнадцать–двадцать, может быть, даже в пятнадцать. Наука от этого только выиграет.

Следующее крупное дело, которое удалось осуществить на базе новосибирского Академгородка, — это создание системы активного отбора способной молодежи на всей территории Сибири, Дальнего Востока, частично Казахстана и Средней Азии. Такой системой оказалась трехступенчатая физико-математическая и химическая олимпиада. Организовывалась она следующим образом.

Первая ступень. По школам, районным, городским и областным организациям народного образования рассылаются составленные сотрудниками СО АН и НГУ задачи школьного типа по математике, физике и химии. Всем желающим предлагается присылать решения в адрес Университета. Это так называемый заочный тур олимпиады.

Вторая ступень. Из приславших ответы отбираются лучшие, и им дается возможность за счет местных органов народного образования приехать во время весенних школьных каникул (в марте) в ближайший областной или республиканский центр.

В эти центры мы командируем 30–35 бригад из аспирантов, преподавателей и студентов НГУ, сотрудников СО АН, где они проводят второй (очный) тур — задают и проверяют задачи, проводят собеседования. В общей сложности в нем ежегодно участвуют 8–10 тысяч школьников Сибири и Дальнего Востока.

Третья ступень. Из показавших наилучшие успехи во втором туре около 600 человек за счет СО АН СССР приглашаются в Академгородок. Здесь в течение августа работает так называемая Летняя физматшкола. Заканчивается Летняя физматшкола третьим туром олимпиады. Победители принимаются в Физико-математическую школу-интернат (ФМШ) при Новосибирском университете.

ФМШ дает школьникам общеобразовательную подготовку, но с углубленным изучением математики, физики, химии. Один день в неделю освобожден для слушания спецкурсов, работы в институтских лабораториях. Для ребят с «умными» руками, со склонностью к изобретательству мы создали Клуб юных техников (КЮТ).

Практика показала, что ФМШ — эффективный путь в университет и в большую науку. Ее выпускники становятся лучшими студентами физического и математического факультетов университета, среди них уже более 100 кандидатов наук.

Источник: Лаврентьев М. А. Опыты жизни. 50 лет в науке. Гл. 10 Становление // Век Лаврентьева / Сост. Н. А. Притвиц, В. Д. Ермиков, З. М. Ибрагимова. — Новосибирск: Издательство СО РАН, филиал «Гео», 2000. — С. 153–183.