У социологов есть поговорка о том, что, для того чтобы понять вкус супа, не обязательно съесть всю тарелку - достаточно одной ложки. Применяя эту истину к изучению пестрой аудитории библиотечного сайта, исследователь, скорее всего, потратит время без пользы. Ввиду своего сложного политематического характера сайты библиотек притягивают к себе абсолютно разноликую публику, как говорится, «на любой вкус». Поэтому сам процесс изучения библиотечной веб-аудитории строится на длительном наблюдении и обобщении противоречивых, сильно индивидуализированных данных, способных ответить далеко не на все вопросы. Более того, сами инструменты и методики этого наблюдения крайне несовершенны. Тем не менее, несмотря на всю сложность изучения вкусов и привычек потребителей библиотечной информации, избежать этого не удастся, иначе развитие библиотечного сайта будет напоминать вождение автомобиля вслепую. В данном случае максимально детальный портрет аудитории пользователей, их запросов и поведения служит эффективной «дорожной картой» для наращивания ресурсов, оптимизации структуры и улучшения навигации библиотечного сайта. Следовательно, конечной целью веб-мониторинга сайта является более полное удовлетворение запросов посетителей на библиотечные продукты и услуги, а изучение спроса закономерно влечет совершенствование библиотечного предложения. Знание веб-аудитории складывается из выяснения структуры трафика, определения качественного состава посетителей сайта и их поведения, из изучения особенностей использования ресурсов. Аудитория сайта выступает в качестве объекта исследования, а ее вкусы, привычки и поведенческие факторы - в качестве его предмета. Практическое значение полученных результатов заключается в возможности своевременно вносить необходимые коррективы в организацию и наполнение сайта, расширять его функционал и предотвращать негативные тенденции развития. При этом нельзя замыкаться на проблемах исключительно одного лишь сайта. В широком смысле развитие современных библиотечных технологий подразумевает глубокую интеграцию библиотек в окружающее сетевое пространство, использование различных внешних веб-сервисов - социальных сетей, блогов, форумов, видеохостингов. Создание общих консорциумов, распределенных систем хранения и использования ресурсов, единых центров автоматизации библиотечно-информационных процессов *1*, особенно при их взаимодействии с Интернетом, не может не опираться на знание собственной аудитории пользователей, их потребностей и интересов. Следовательно, даже в случае сложноорганизованных библиотечно-информационных систем, необходимо развивать их сервисные службы - инструменты обратной связи, средства веб-мониторинга, сбора статистики и веб-анализа. Действительно, многообразие направлений деятельности современного библиотекаря, существование абсолютно разных каналов взаимодействия с условным «читателем», разного рода технические барьеры препятствуют получению полноценного портрета потребителя библиотечной информации. Вместе с тем постоянное развитие веб-технологий дает все новые и новые средства для преодоления этих затруднений. Так, например, непрерывно увеличивается количество разнообразных инструментов, предназначенных для продвижения ресурсов, мониторинга и развития поисковой оптимизации (SEO). Назовем лишь некоторые веб-ресурсы, предоставляющие широкий набор инструментов для анализа библиотечной веб-аудитории: cy-pr.com, pr-cy.ru, seopult.ru, similarweb.com, xtool.ru. С их помощью можно одновременно сравнивать показатели нескольких сайтов (табл.1) или получать общее представление о тематике запросов пользователей (рис.1). (по данным SimilarWeb на 13.02.2016 г., 19:00 мск)
Социальные сети и хостинги также постепенно оснащаются системами веб-мониторинга. С помощью аналитического сервиса YouTube Analytics, запущенного в 2011 г., отделение ГПНТБ СО РАН отслеживает просмотры собственных видеоресурсов, представленных на канале библиотеки, - их количество, продолжительность и другие параметры [4]. Эти данные хорошо соотносятся с цифрами, полученными из других источников. Например, показатель «мобильного просмотра» библиотечного канала в YouTube на планшетах и смартфонах (11,3%) вполне коррелирует с данными «Яндекс. Метрики» о мобильном доступе к сайту prometeus.nsc.ru в 2015 г. (10,9%).
Улучшение библиотечного обслуживания посетителей сайта является главной целью исследования веб-аудитории, но далеко не единственной. Не менее важную роль играет совершенствование собственной квалификации библиотекарей. Вместе с качественным ростом аудитории пользователей она получает как бы дополнительный импульс к саморазвитию. Выявленные потребности пользователей в определенных продуктах и услугах (каталогах, указателях, веб-навигаторах, полнотекстовых коллекциях и др.) указывают, в каком направлении следует работать дальше, каким образом необходимо совершенствовать формы представления и продвижения ресурсов в Сети. Вместе с тем хочется обратить внимание на то, что цели и подходы, применяемые к изучению библиотечной веб-аудитории, должны коренным образом отличаться от методов продвижения товаров и услуг, используемых в интернет-маркетинге. Специфика библиотечных сайтов заключается в их преимущественно некоммерческом характере, в более широкой постановке научно-образовательных целей и задач, в универсальном, политематическом и многопрофильном составе библиотечных ресурсов. Понятие «таргетирование» (аудитории, денежной массы, инфляции), другими словами, установление неких целевых ориентиров, пришло в веб-аналитику из рыночных моделей экономики и денежно-кредитной политики. В рыночной экономике задачу таргетирования аудитории связывают с проведением рекламных кампаний, достижением максимального эффекта от продажи товаров и услуг, притоком инвестиций и пр. Так, например, показатель «максимальной аудитории сайта» *3* может использоваться для определения стоимостных показателей инвестиционного проектирования или вычисления возврата вложений в системах CRM (Customer Relationship Management), применяемых для управления отношениями с клиентами. Ввиду общих особенностей процессов коммуникации и, в частности, специфики научно-образовательной деятельности, по нашему мнению, нельзя ни в коем случае всецело доверяться таргетированию библиотечной веб-аудитории. Предоставление библиотечных веб-ресурсов, как правило, носит общедоступный и массовый характер, а их использование - характер индивидуальный, как и всякий процесс получения знаний. Прямолинейное таргетирование библиотечной аудитории не даст необходимого эффекта, как в интернет-магазинах, но может отпугнуть массу пользователей. В качестве примера сошлемся на неудачное, как нам кажется, предложение разделять аудиторию библиотек по возрастным сегментам, предоставляя им специализированные внешние «оболочки» сайта, разработанные с учетом особенностей каждого возраста [6, с.3]. Вероятно, предлагаемый подход не будет застрахован от ошибок, тогда как польза от него представляется весьма сомнительной. Разные категории посетителей сайтов структурируются в зависимости от количественных и качественных критериев. Помимо максимальной веб-аудитории, выделяют постоянную (на основе частоты посещений - суточную, недельную, месячную), нерегулярную, активную (из тех, кто проводит на сайте не меньше часа в неделю), а также ядро аудитории (проводят на сайте три часа и более в неделю). Сам процесс изучения специфических свойств веб-аудитории опирается на опросы - традиционные и онлайн, - а также на программные средства, анализирующие активность пользователей в Сети. Определение частоты посещений важно для ресурсов с регулярно обновляемым контентом, например, для выставки новых поступлений, тематических календарей или дайджестов научно-технической литературы. Как правило, внутренние статистические инструменты сайта (разного рода лог-анализаторы) не могут идентифицировать рецидивные сессии и повторно возвращающихся пользователей, так как не умеют устанавливать cookie-файлы *4* на компьютеры пользователей. Из-за этого, например, крайне трудно определить постоянную аудиторию сайта www.prometeus.nsc.ru с помощью внутренней системы веб-аналитики AWStats. Для получения приемлемого результата необходимо проделать массу дополнительных ручных расчетов. Зато внешним системам аналитики, таким как «Яндекс. Метрика» или Google Analytics, эти операции по сегментированию аудитории вполне доступны. Другой вопрос - насколько точно внешние системы аналитики отражают количественные и качественные характеристики аудитории. Сильное влияние на статистический портрет пользователя оказывают особенности настроек каждого инструмента, частота актуализации данных, методика сбора и даже профиль самих ресурсов. Так, например, в последнее время пользователи все чаще избавляются от присланных им cookies, запрещая или удаляя их с помощью брандмауэров, браузеров или специализированных плагинов (advanced cookie manager, cookie block, cookie controller, cookiekeeper, cookie monster, cookie watcher). Опросы показывают, что около 30-50% интернет-пользователей удаляют файлы cookie вручную не реже одного раза в месяц. После этого логично предположить, что показатели сайтов, полученные с помощью систем внешней веб-аналитики, будут сильно занижены. Еще одна серьезная проблема связана с «загрязнением» веб-статистики сайтов ботами (автоматическими средствами доступа к ресурсам). Обработка имеющихся данных AWStats показывает, что за 12 лет (2004-2015) доля ботов в трафике prometeus.nsc.ru выросла с 3 до 51% по хитам *5* и с 13 до 81% по обращениям (рис.2). Подавляющее большинство ботов преследует совсем не научно-образовательные, а, скорее, маркетинговые цели - продвижение товаров и услуг. Получается, что в общей структуре трафика лишь около 3% обращений приходится на внутренних пользователей библиотеки (рабочие сессии сотрудников и доступы с внутренних IP-адресов) и не более 12-15% - на реальных внешних пользователей.
В завершение хотелось бы упомянуть еще об одной важной теме веб-аналитики, требующей профессионального обсуждения, - вовлеченности аудитории в ресурсы библиотечного сайта. Приведем одну из спорных, на наш взгляд, истин, представленных в онлайн-руководстве по оптимизации сайтов. «Чем больше времени проводит посетитель на вашем сайте, - пишут авторы данного пособия, - тем лучше. Постарайтесь задержать пользователя любыми средствами. Это положительно влияет на поведенческие факторы ранжирования сайта в поисковых системах» [3]. Кроме того, что в приведенной цитате явственно звучат эгоистические мотивы SEO-оптимизаторов, накручивающих (и монетизирующих) трафик руками посетителей сайта, но и с чисто практической, библиотечной точки зрения возникает резонный вопрос: а зачем удерживать посетителя, если он уже решил свою поисковую задачу? Трудно спорить с тем, что «факторы ранжирования» в поисковиках важны для любого сайта, но не за счет рядовых посетителей. На наш взгляд, то, что является аксиомой для коммерческих сайтов *6*, абсолютно неприемлемо для сайтов с библиотечно-информационным контентом. По средним многолетним данным «Яндекс. Метрики» (с 2011 по 2016 г.), показатели вовлеченности веб-аудитории prometeus.nsc.ru (распределения визитов по глубине просмотра и времени пребывания) носят чрезвычайно ограниченный характер. Лишь 1,5% визитов охватывают до десяти и более страниц сайта, а 91% ограничиваются одной-двумя страницами. Четыре из пяти визитов завершаются в течение первых 30 секунд, а 96% из них вообще ограничиваются интервалом в 10 секунд. Допустим, что часть этих цифр обусловлена вмешательством ботов, отсеять которых затруднительно даже для «Яндекс. Метрики». Но дело, скорее всего, не в этом. Если ресурсы сайта хорошо организованы, имеют постоянную адресацию, а навигация проста и понятна, то посетителю вполне достаточно короткого интервала времени для решения своих информационных задач. В этом случае высокий показатель отказов не должен становиться предметом слепого поклонения. Для сайтов с библиотечно-информационным контентом, стабильной структурой и прозрачной навигацией намного важнее показатели повторных посещений и регулярной периодичности визитов, подтверждающие, что данный сайт полезен интернет-сообществу, а вокруг него сложилась устойчивая аудитория пользователей. Если на данные статистики взглянуть с этой стороны (табл.2), то обнаружится, что показатели prometeus.nsc.ru не так уж и плохи. Его постоянная недельная аудитория составляет 77,1%, то есть не менее ¾ визитов на сайт повторяется не реже одного раза в неделю. На эти периодически повторяющиеся визиты приходится до 82,2% всех просмотров сайта. по данным «Яндекс. Метрики» за 5 лет (март 2011 г. - март 2016 г.)
Сформулируем основные выводы. Эффективность библиотечных веб-процессов базируется на фундаменте прочного знания своей веб-аудитории. Оно определяет: 1) достижение главных целей; 2) качественные условия обслуживания пользователей; 3) направления развития библиотечного персонала (его квалификации - знаний, умений, навыков); 4) перспективы развития библиотечных технологий, сайтов и библиотечной отрасли в целом. Изучение веб-аудитории должно учитывать весь спектр ресурсов и услуг, предоставляемых библиотекой через различные веб-сервисы и системы.
|
[О библиотеке
| Академгородок
| Новости
| Выставки
| Ресурсы
| Библиография
| Партнеры
| ИнфоЛоция
| Поиск
| English]
| |||
| |||