Павлова Л.П. Что я ценю в своих коллегах



Л.П.Павлова
(Опубликовано в журнале:
«Библиотека», 1996 г., N 9, С.39-41, ил.
)



    ЧТО Я ЦЕНЮ В СВОИХ КОЛЛЕГАХ
    Л.Павлова, старший научный сотрудник ГПНТБ СО РАН


Трудные дни переживают наши библиотеки: нет средств на приобретение литературы, библиотечной техники, компьютеров, каталожных ящиков. А зарплата? Самая низкая по России. И все больше появляется вакансий даже в самых крупных библиотеках. Не хотят работать в этой сфере, особенно молодежь. Средний возраст, например, в ГПНТБ СО РАН перевалил за 40 лет. Почему?! Ведь библиотекари никогда не были высокооплачиваемыми специалистами, а сами библиотеки финансировались по остаточному принципу. Может быть, дело в конкретных людях, в идеологии того или иного поколения, в общей культуре?
В такое сложное время мне захотелось поделиться с молодежью своими воспоминаниями о библиотеках 60-х гг., о том, как я пришла к этой профессии, как работала 40 лет, отделяющие меня от школьницы до специалиста крупной научной библиотеки, как занималась научной работой, получила ученое звание и звание заслуженного работника культуры.
О библиотечной профессии я в детстве не думала, о существовании библиотечного института даже не знала. Окончив среднюю школу в Новосибирске, поехала в Москву поступать в юридический институт.
И вот я, худенькая, маленькая (8 лет занималась балетом), семнадцатилетняя девушка, стою в приемной ответственного секретаря. Рядом со мной уже зрелые мужчины в армейских гимнастерках. И секретарь начал меня отговаривать, мотивируя тем, что мне слишком мало лет, что профессия юриста вообще не для женщин. Я растерялась: мама далеко, посоветоваться не с кем. Совет дал он же: "Шла бы ты, девочка, в библиотечный институт, что на Левобережной, очень хорошую специальность там получают".
Через всю Москву поехала в Библиотечный институт (тогда он носил имя В.М.Молотова). Здание красного цвета мне не понравилось. Походила по холлу второго этажа, решая, что же делать. Точка была поставлена в тот момент, когда на доске почета студентов я увидела портрет своей школьной знакомой. Она училась уже на четвертом курсе библиотековедческого факультета. Туда я и отдала свои документы.
Началась студенческая жизнь: 30 человек в комнате (только что не в два яруса!), переполненные малоприспособленные аудитории и недоумение - зачем все это мне? Но время шло, и я вместе со своими однокурсниками быстро привыкла к такой жизни. Стипендия в 220 руб. (по курсу до 1961 г.) не позволяла богато жить, но молодой ум гибок: собирались в коммуны по 9 - 10 человек, складывались по 100 руб. и прекрасно питались концентратами, которые в Москве были в изобилии: брикеты супов, каш, кофе, какао. А остальные деньги - на театр. Стояли ночами в очереди в кассу Большого театра, билеты покупали самые дешевые. Зато прослушали весь оперный репертуар, просмотрели все балеты. А еще запомнилось купание в канале, в озере. Бывшим студентам МГБИ оно хорошо знакомо!
О профессиональных навыках думали мало. Нравились лекции по общеобразовательным дисциплинам: зарубежной литературе (Т.Мотылевой, Л.Каган), истории древнего мира и средних веков (М.Кунина, С.Тураева). А вот к лекциям по работе с читателями, по организации фондов и каталогов, по библиотековедению и библиографии относились с некоторым скепсисом. И лишь спустя годы поняли, как нам повезло, что такие люди учили нас и были рядом с нами. Правда, и тогда у нас были свои "любимые" преподаватели, к примеру О.С.Чубарьян, 3.Н.Амбарцумян, а также М.П.Гастфер, Ф.И.Каратыгин, Ю.В.Григорьев, Л.А.Левин, О.П.Коршунов, И.М.Фрумин, К.И.Абрамов и многие другие. Рядом с нами жили и учились в аспирантуре В.Серов (просто Вася), А.Беляков (просто Ленечка) и другие, чьи имена вошли в историю библиотечного дела.
Четыре года пролетели очень быстро. По распределению я попала в родной Новосибирск, в Областную библиотеку. Меня приняли на должность библиотекаря читального зала с окладом 600 руб. Горько вспоминать о таких деньгах, ведь за первые три года работы здесь зарплата выросла всего лишь на 190 руб. (старший библиограф - методист). Но думала ли я тогда об этом? Ведь было так много интересного! Вокруг работали люди высокоинтеллигентные, образованные. Никогда не забуду М.Бойко, В.Семенову, Д.Сироту, Р.Киневу. Особенно много мне дала Н.Уварова, она была заведующей читальным залом. Через 25 лет (по иронии судьбы) я стала ее начальником. А.Соустина научила меня основам практической библиографии. Директором Областной библиотеки был И.Самойлов - настоящий человек. Не каждый руководитель способен заступиться за молодого специалиста, которого обругали в Областном управлении культуры за первую не совсем удачную командировку в район - не привезла "передового опыта".
Именно эти люди стали образцами в дальнейшей моей работе. Когда с дипломом специалиста мы приходим в библиотеку, нам кажется, что будем диктовать условия, но на деле оказывается, что наш багаж очень легкий, теоретические знания лишь тогда становятся силой, когда, изучив весь опыт работы своих коллег, сумеешь внедрить их в практику. Выпускник вуза проходит несколько стадий в первые годы своей практической деятельности: знает все, не знает ничего, кое-что начинает узнавать, состоялся как специалист либо нет. Состоялась ли я? Думаю, да. За три года работы в Областной ее директор перебрасывал меня на разные участки: читальный зал, абонемент, МБА, методический отдел, справочно-библиографический отдел. Я обижалась, но И.Самойлов объяснял мне, что только универсальные знания помогут мне стать специалистом. И он оказался прав. Когда через три года по семейным обстоятельствам я ушла в библиотеку НИИ Сибирского отделения Академии наук, универсальные знания мне очень пригодились.

Л.Павлова на практике Областная библиотека была не только школой профессиональных знаний, она много дала в общекультурном образовании. Престиж этой библиотеки в городе стал и престижем принадлежности к библиотечной профессии. Никогда не забыть дружбу с артистами театров, с работниками музеев города. Знаменитый театр "Красный факел" во главе с режиссером В.Редлих считал библиотеку своим партнером в новых постановках. И действительно, библиотека обеспечивала литературой и художников, и режиссеров, и актеров. Поэтому сотрудники Областной получали приглашения на все премьеры.
С мая 1960 г. я навсегда связала свою судьбу с Сибирским отделением Академии наук. 15 лет активной жизни прошли в Институте гидродинамики. Создавать новую библиотеку, шаг за шагом делать ее, по образному выражению академика Н.Вавилова, "лабораторией номер один", развивать творческую инициативу сотрудников - дело трудное, но и очень благодарное. Сами ошибались, сами исправляли промахи и все время двигались вперед. Все эти годы рядом были верные коллеги - Л.Митрофанова, Л.Вакуленко, Н.Пеленева. В том, что все они стали личностями в библиотечном деле, есть и моя заслуга. Но главные "виновники" нашего творческого роста - ученые, с которыми мы работали. И, конечно, везение на хороших людей и больших ученых. В первую очередь хочется вспомнить академика М.А.Лаврентьева - создателя Сибирского отделения, директора Института гидродинамики. Его гений ученого и организатора не мог не наложить отпечатка и на библиотеку этого института. Ему присылали журналы, книги, оттиски со всего мира, и все это он передавал в библиотеку, что для ученого большая редкость. Не забыть нам академика П.Я.Кочину. На ее учебниках выросло не одно поколение ученых, ее имя знает все мировое научное сообщество. Она робко заходила в библиотеку и просила достать то или иное издание. Мы "на уши" вставали, чтобы как можно быстрее выполнить ее запрос! Не давали нам дремать и академики Ю.Н.Работнов, Л.В.Овсянников, О.Ф.Васильев, профессора Э.И.Григолюк и Г.С.Мигиренко.
Но самыми главными помощниками мы считали младших научных сотрудников, которые не без нашей помощи становились кандидатами и докторами наук. Это признавали и они сами, поэтому библиотекари всегда были почетными гостями на защитах диссертаций. Они нас учили азам своей науки, вместе с нами создавали таблицы классификации (задолго до ББК), рубрикаторы для многочисленных картотек. И все это делалось бескорыстно. Видимо, участие в творческом росте молодых людей, уважение к ним заставили и меня задуматься о своем самосовершенствовании в творческом процессе. Признаюсь, мое отношение к библиотечной науке было весьма скептическим. Какие научные проблемы могут таить в себе каталоги, работа с читателями? Так думала я, будучи в институте, поэтому не участвовала ни в каких научных обществах, хотя училась хорошо. Кстати, весьма удачными были признаны в свое время курсовые работы: "Библиотечное обслуживание на целинных землях" и "Формы работы с механизаторами". Возможно, они стали прологом к моей преподавательской работе в Кемеровском институте культуры. Но к предложению подумать о поступлении в аспирантуру, о научной работе серьезно не отнеслась, решив для себя, что никакой научной деятельности никогда не будет. Да и что я тогда знала о своей практической работе?
Вторично предложение о поступлении в аспирантуру я получила от В.В.Серова, когда была в командировке в Москве и зашла в МГБИ. Он назвал мне тему по библиотечному обслуживанию ученых и предложил стать моим руководителем. Я обещала подумать. Но судьба распорядилась иначе.
В 1966 г. состоялось открытие нового здания ГПНТБ СО АН СССР. До этого библиотека функционировала по разным институтам в Академгородке, а в роли директоров были разные специалисты в качестве исполняющих обязанности. И вот пришел новый человек, специалист в области библиотековедения, кандидат педагогических наук, доцент Н.С.Карташов. В библиотеках системы Сибирского отделения АН СССР начался качественно новый этап. Н.С.Карташов с присущими ему энергией, последовательностью всю работу поставил на научные основы. Теперь библиотеки не просто отчитывались о работе, но и проводили анализ своей деятельности. Все процессы стали нормироваться, читательские потребности изучаться, библиотечные фонды не просто комплектоваться, а формироваться на научных принципах. Система библиотек стала централизованной, появилась и межведомственная координация. Кому-то это не очень нравилось, но большинство поверило в необходимость такого подхода к библиотечному делу, для нас авторитет Н.С.Карташова стал неоспорим.
Под его влияние попала и я, тем более что он всячески стимулировал увлечение наукой, вовлекая молодежь в научные разработки, организуя научные конференции, издавая научные труды. В 1968 г. я поступила в аспирантуру при ГПНТБ СО АН СССР, а Н.С.Карташов стал моим руководителем. Училась заочно, опыта научной работы было мало, тема "Информационное обслуживание ученых и специалистов в условиях научного центра" была слабо разработана. Поэтому Н.С.Карташов настаивал на переходе на постоянную работу в ГПНТБ, так как только здесь я могла реализовать теоретические разработки диссертации. Начинала я с должности заведующей отделением библиотеки в Академгородке, а затем стала заместителем директора по науке.

Основой своего профессионализма считаю знание всех участков работы. Именно это ценю я в людях. У меня много учеников. Около 10 лет вела курс по работе с читателями в Кемеровском институте культуры, есть и аспиранты. И всем я внушала одну мысль - становитесь профессионалами, идите в своей работе вширь и вглубь, только тогда можно получить удовлетворение от нее. К этому я призываю и вас, уважаемые молодые коллеги - читатели нашего профессионального журнала. Дерзайте, и вам не придется стыдиться своей специальности.



Другие публикации

* * *


[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
© 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН

Документ изменен: Thu Jan 11 10:19:29 2024. Размер: 23,687 bytes.
Посещение N 7144