| | ЗАБЫТАЯ СУДЬБА Время уплотнило события ранней истории Новосибирска. Уже спустя несколько десятилетий трудно было отличить, где в его биографии правда, а где - вымысел. Самое печальное, что незаслуженно забытыми оказались имена многих первостроителей, пришедших в эти места, когда здесь не было ничего, кроме лесной чащи.Не пощадила история и инженера путей сообщения Эрнеста Бобиенского, хотя именно он в начале 1893 г. руководил окончательными изысканиями и восстановлением железнодорожной линии от Оби на восток. Его рабочие делали просеки, устраивали земляное полотно, возводили первое жилье. |
Что известно об этом человеке? Эрнест Андреевич (Генрихович) родился 15 декабря (ст.ст.) 1855 г. в семье штаб-офицера. По вероисповеданию - лютеранин. В 1880 г. окончил полный курс наук в Институте инженеров путей сообщения со званием гражданского инженера и правом производства строительных работ. На службу попал в Департамент шоссейных и водяных сообщений, откуда в феврале 1881 г. откомандирован в распоряжение генерал-губернатора Западной Сибири. Здесь, после почти столетнего проектирования, правительство приступало к устройству Обь-Енисейского канала, и Бобиенского назначили помощником начальника работ барона Аминова.
Ранней весной 1883 г. Эрнест Андреевич получил по телеграфу предписание нанять триста рабочих, запасти провиант и материалы и ехать в неведомый край, о котором он знал лишь понаслышке. Охотников до таких путешествий было немного, впрочем, как и пароходчиков, желавших рискнуть пароходом. После затянувшихся сборов поплыли вниз по Оби, далее по ее притоку Кети и выгрузились на устье реки Озерной. Тут предстояло расчистить речки для прохода судов, построить бараки, подготовиться к работам по прорытию канала через таежный водораздел рек Кеть и Малый Кас. До ближайшего жилья - 800 верст ("Река Кеть зело тосклива оттого, что жилья на ней нет," - замечал Н.Спафарий). Работали тяжело, по колено в воде, валили лес, разбирали заломы. Многие страдали от цинги. В августе уже падал снег...
На следующий год надо было привезти уже полторы тысячи рабочих, а где их взять, если золотопромышленники предлагают им гораздо большие задатки, чем могла дать казна? С первой капелью Бобиенский вновь колесит по южным округам Томской губернии (Колывань, Бердск, Барнаул), набирает бродяг, ссыльных, отставных чинов, кое-кого из крестьян, не очень-то умелых в земляных работах. И так дальше, из года в год.
Спустя 10 лет, когда потребовались тысячи рабочих рук на постройку Великой Сибирской железной дороги, пригодились, конечно, эти поднаторевшие в отхожем промысле мужики, многих из которых Бобиенский знал лично. По статистике на начало 1891 г. в Кривощековской волости работа по "прокопу" (так называли рытье канала) занимала первое место среди всех остальных промыслов: ею зарабатывали на жизнь 93 семейства (85 - извозом, 37 кормились с золотых приисков).
В марте 1885 г. "за отлично усердную службу" Бобиенского "всемилостивейше пожаловали" кавалером ордена Св. Станислава III степени. Потом были еще "Анна" III и II ст., "Станислав" II ст. (за Сибирскую дорогу)... Кто жаловал - царь или Отечество? ..
В декабре 1892 г. Эрнеста Андреевича вызвали из Томска в Петербург: решался вопрос, можно ли перевозить рельсы для постройки Сибирской железной дороги по Обь-Енисейскому каналу. В столице Бобиенского ждало новое назначение. По ходатайству начальника работ Средне-Сибирской дороги Н.П.Меженинова 2 марта 1893 г. Бобиенского утверждают во главе изыскательской партии, работавшей от Оби, а чуть позже здесь же - начальником постройки первого участка.
Место у Кривощекова было более обжитое, чем унылые болота на канале. Но хватало забот иного рода. На стройку Обского моста и железной дороги прихлынула масса рабочего люда, находившего отдохновение в беспробудном пьянстве и разгуле. Уже 11 августа 1893 года Бобиенский вместе с заведующим постройкой моста Г.М.Будаговым и начальником строительного участка на левобережье Оби А.С.Конопчинским телеграфировал томскому гебернатору о невозможном положении на стройке и в селе - крике, драках, грабежах; появились случаи заноса холеры. Губернатор отреагировал быстро: в Кривощековском были закрыты питейные заведения П.Н.Каймановича и братьев Ерофеевых, что, впрочем, не мешало тайной продаже вина.
Тем не менее, вопреки всем препятствиям, работа шла споро. В полдень 27 сентября 1893 г. от пристани к станции Обь прошел первый поезд, и Меженинов разрешил временное движение для укладки пути. К лету будущего года Бобиенский заведовал временным движением на 23 верстах магистрали от Оби к Красноярску.
Была у Эрнеста Андреевича, конечно, и личная жизнь: была жена - Эмилия Антоновна (дочь помещика), четверо детей (две дочери и два сына). Были свои семейные невзгоды. 27 января 1895 г. на станции Обь сгорела казарма, где была квартира Бобиенских, погибли документы, в том числе формулярный список сына Витольда, поступавшего в Томское реальное училище... Только в июле Эрнест Андреевич решился рапортовать о том по начальству. Великий путь не давал мешкать - рельсы уходили на восток со скоростью шесть верст в день. Да и у одного ли Бобиенского были проблемы в этом многолюдном Вавилоне, один ли он нес жертвы на общероссийский алтарь?
Летом 1896 г. Бобиенский заведует укладкой и балластировкой пути, а потом и временным движением поездов от Красноярска к Иркутску. В ноябре 1899-го его освобождают от должности "за сокращением штатов". Правда, к тому времени Транссиб дошел до Байкала, а Новониколаевский поселок вырос в большой город. И не последнюю роль сыграл в том плохо известный потомкам инженер Эрнест Бобиенский.
С. КАНН
Опубликовано в газете: Вечерний Новосибирск, 1992, 29 января (N 18), С.5.
|