Канн С.К. Электронные ресурсы библиотечного сайта в общей структуре Интернет-пространства (2006)
Навигация
Автоматизированные библиотечно-информационные системы (Новосибирск, 2006)
АННОТАЦИЯ СБОРНИКА (Библиотека НГТУ) || СООБЩЕНИЕ О СЕМИНАРЕ  


С.К.КАНН (Главный специалист
Отделения ГПНТБ СО РАН)
 
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ БИБЛИОТЕЧНОГО САЙТА
В ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВА
(опыт Отделения ГПНТБ СО РАН)Источник

Согласно авторитетному американскому исследованию в 2002 году мир произвел до 5 экзабайт (1018 байт) новой информации, что равно сумме всех слов, сказанных до сих пор человечеством [1]. Между тем истинное знание отличается от груды информации тем же, чем разум отличается от ума. В народе говорят: «С ума спятил, да на разум набрел», «где ума не хватит, спроси разума». Согласно словарю Даля, ум - лишь «общее названье познавательной и заключительной способности человека, способность мыслить», тогда как разум - есть «духовная сила», «способность верного, последовательного сцепления мыслей, от причины, следствий ее до цели, конца, особенно в приложении к делу». Ум назван ratio, а разум - intellectus.

Сама по себе неупорядоченная информация не несет никакого полезного содержания. Интернет придает этой бессмыслице только новые импульсы и формы. Существенно важен не рост количества информации, а выявление объективных свойств окружающего мира и присутствующих в нем замысловатых связей. Адекватное отражение этих отношений в виде «последовательного сцепления мыслей», облеченных в знаковую форму, - это и есть аккумуляция Знания. Решающее значение приобретает процесс управления знаниями (knowledge management), в котором библиотекам отведена важнейшая роль. В сфере их деятельности (в особом «пространстве библиографии», по определению В.П.Леонова) происходит библиографическая трансформация знаний, создание нового недисциплинарного знания и перетекание знаний из скрытых форм в явные [2]. Современные электронные библиотеки (ЭБ) наследуют функции традиционных хранилищ информации. Они призваны структурировать и систематизировать потоки данных, придавая бесформенным массивам свойства высокоорганизованной материи. Библиотеки - это драгоценные камни в часовом механизме знания и культуры. Но это - в целом, а что касается текущих задач, то серьезная проблема состоит в информационном наполнении веб-сайтов (создании контента), потому что в Интернет не выставлена еще и тысячная доля тех богатств, что накоплены в традиционной форме.

Впрочем, стоит ли стремиться к переводу всего содержания прежних библиотек в электронный вариант и что следует рассматривать в качестве критерия наполнения веб-сайтов? Чтобы ответить на эти вопросы, следует уточнить терминологию. Когда речь заходит о библиотечных сайтах, то часто смешивают два понятия: 1) виртуального представительства традиционной библиотеки и 2) собственно электронной библиотеки как хранилища документов, организованного на базе современных технологий, оснащенного сервисным механизмом управления, поиска и навигации. Но ЭБ - не только хранилище. Известно, что традиционные библиотеки представляют сложившийся социальный институт. Примечательно, что и ЭБ начинают движение в эту сторону. Нельзя согласиться с мнением, что «электронная библиотека - это всего лишь инструмент, помогающий найти нужную информацию» [3]. На наш взгляд, со временем более полно проявятся не менее важные функции электронных библиотек - методические, идеологические, коммуникационные и др.

Сайт, как «виртуальное представительство», содержит сведения по истории и структуре библиотеки, нормативные документы, контактную информацию о сотрудниках и партнерах, производственные планы, анонсы мероприятий, новости, отчеты. Полноценная электронная библиотека формируется из указателей, оглавлений, словарной, справочной, библиографической и патентной информации, полнотекстовых документов, веб-навигаторов и т.д. Разница у двух приведенных подходов такая же, как у стенгазеты с многотомным собранием сочинений. Она заключается в том, что есть подход описательный (представительский) и есть содержательный (библиотечно-информативный). Сказанное вовсе не означает, что хорошая стенгазета менее актуальна, чем плохое собрание сочинений. Просто подходы разные. От них зависит и структура, и наполнение сайта. К сожалению, на практике редко получается гармоничное сочетание обоих подходов, чаще доминирует крен в ту или иную сторону.

Назначение веб-сайта определяется по тому, на какую аудиторию (целевую группу) ориентированы его ресурсы. По этому критерию он может служить как вспомогательным средством внутрибиблиотечной работы, так и действенным инструментом донесения библиотечной информации до самых широких групп пользователей, включая зарубежных.

С точки зрения внутренних задач сайт помогает увеличить производительность труда сотрудников библиотеки - технологов, комплектаторов, каталогизаторов, библиографов, а также в какой-то мере и сотрудников учреждений, при которых существуют библиотеки. С помощью веб-страниц уточняется наличие изданий, шифруются книги и статьи, проводятся библиографические разыскания, готовятся справки и выставки, предлагаются новые источники посетителям «реальной» библиотеки. Сайты библиотек научно-исследовательских учреждений обеспечивают информационную поддержку лабораторий, а библиотеки вузов через Интернет решают проблемы территориальной рассредоточенности фонда и организуют обратную связь с преподавателями и студентами.

Но кроме внутренних задач, есть еще и внешние, о которых говорится гораздо реже. Сайт может привлечь массу отечественных и зарубежных пользователей к традиционным фондам библиотеки и новым ресурсам, созданным на основе Интернет-технологий. Эта деятельность может полнее раскрыть содержание библиотечных хранилищ, активизировать обращаемость изданий, представить новинки, организовать информирование о важнейших проблемах науки, техники и образования через призму справочной и библиографической информации. Библиотека получит положительный имидж и популярность не просто как заведение, обслуживающее книгами и журналами, а как информационный центр с широкими возможностями. Она примет участие в международном разделении труда и сотрудничестве стран в сфере информационных технологий.

Глобальные поисковые машины сближают содержание разных сайтов и позволяют получать совершенно неожиданные результаты. Например, на сайте Отделения по запросу «пчелы» в указателе «Электрические и электромагнитные явления при деформации и механическом разрушении твердых тел, горных пород и минералов» можно обнаружить литературу, связывающую поведение пчел с прогнозом землетрясений [4].

Однако чтобы повысить эффективность внешней деятельности, следует этим хотя бы озаботиться и включить вопросы, интересные широкой аудитории, в круг представленных на сайте. Между тем многие сайты, декларируя свою миссию, ограничиваются лишь внутренними задачами - информационной поддержкой и совершенствованием учебного или научно-исследовательского процесса [5]. На наш взгляд, недопустимо столь сильно сужать значение сайтов, объективно интегрированных в глобальную инфраструктуру.

Понятно, что замкнутость и обособленность являются следствием прежней закрытости наших учреждений, но надо же когда-то что-то менять. А.Б.Антопольский замечает, что существует громадный разрыв между объемами созданных в России информационных ресурсов и низким уровнем их использования: «Опыт показывает, - пишет он, - что владельцы информационных ресурсов, особенно государственных, склонны преуменьшать возможности общественного использования, рассматривая их как ресурсы внутрикорпоративного или внутриведомственного предназначения. Это связано и со стремлением к монопольному владению информацией, и с нежеланием нести затраты на обеспечение общественного доступа к информационным ресурсам, и с другими факторами, препятствующими открытому доступу к информации» [6]. Полноценное использование открытости Интернет-систем возможно на базе интеграции библиотек в общее информационное пространство, с учетом средств, возможностей и компетенции каждого учреждения.

По всем внешним признакам короткий и «романтический» период библиотечной колонизации www заканчивается. Если поначалу стоял вопрос о простом освоении новых технологий, то теперь движение вперед осуществляется на базе подготовленных плацдармов. Библиотеки построили собственные представительства в сети и занялись обустройством их интерьера. Дальнейшие перспективы ЭБ зависят исключительно от качества и достоверности предлагаемых ресурсов, а востребованность сайтов - от того информационного потенциала, который они несут. Насколько эффективно откликаются они на информационные ожидания потребителей, насколько ресурсы соответствуют их потребностям, настолько будет расти и популярность сайтов. В ГОСТе 7.73-96 указанное соответствие информации ожиданиям потребителей, названо «пертинентностъю», в отличие от широко используемого, но несколько иного параметра «релевантности» [7]. Инновационный потенциал библиотечных ресурсов отмечают многие. Например, Р.С.Гиляревский пишет о бурно развивающейся профессии менеджера знаний (knowledge worker). Этот инновационный менеджер призван «нутром чувствовать прорывное направление», определять зоны отсутствия нужного знания и незаполненные пробелы информационного рынка. Э.С.Бернштейн называл это пробельным анализом [8]. В настоящее время на первое место выходит не столько охват всего исторически накопленного знания, объемы которого все более неподъемны, сколько непрерывная актуализация уже известных научно-технических достижений применительно к «больным вопросам» современности. Такой подход обеспечивает критерии как для оценки содержания сайтов, так и для анализа эффективности использования информационных ресурсов.

Практика показывает, что последний вопрос представляет особую сложность. Она предопределена запутанностью терминологии, спецификой взаимодействия производителей информации с потребителями, неоднозначностью веб-статистики, складывающейся из подсчета виртуальных доступов, IP-адресов, хостов, компьютеров, а не реальных «живых» людей. В этих условиях попытки вывести некий единый общий критерий эффективности работы сайтов представляются, по меньшей мере, наивными.

Так, по мнению С.В.Дудченко, заинтересованность читателей в ресурсах библиотеки можно оценить путем соотнесения числа «хитов» (заходов на страницы) и числа посетителей (хостов). На наш взгляд, путаница здесь будет обеспечена уже на уровне терминологии. То, что часто называют «хитами», правильнее называть «доступами» (обращениями), а название «хосты» заменить «посетителями», а еще точнее «визитами», так как хостами обычно принято называть «уникальных посетителей» (наиболее точные определения можно найти с помощью Google, формулируя в его окне запросы вида: define:host или define:xocm).

С.В.Дудченко полагает, что библиотечный сайт можно считать эффективным «ровно настолько, насколько отдельно взятый пользователь задерживается на сайте - перемещается по сайту или возвращается на сайт в тот же день, заинтересовавшись информацией, представленной на нем» [9]. Однако чувствуя зыбкость своего критерия, автор оговаривается, что эти «рассуждения являются верными для идеального случая, когда создатели сайтов не прибегают к «специальным средствам» раскрутки, а выкладывают много различной полезной информации», сайт «имеет своего читателя» и т.д. Ясно, что для полноты картины таких оговорок потребуется очень много.

Продолжительное хождение-блуждание по сайту, к сожалению, далеко не всегда свидетельствует о заинтересованности пользователей, и уж тем более, не об их удовлетворенности. Оно может быть продиктовано желанием «осмотреться» (для новичков), попыткой найти что-то виденное, но хорошо забытое (для «завсегдатаев»), да и много чем еще... Например, чтобы приступить к поиску в электронном каталоге ГПНТБ СО РАН [10], нужно пройти 5 шагов (страниц) настройки рабочей сессии. Редко для кого эта дорога будет увлекательной. Пользователь испытает только огорчение от плохой навигации и отсутствия прямого доступа к ресурсам.

На хорошо «раскрученном» и известном сайте, с простой и продуманной навигацией и возможностью копирования, достаточно 30 секунд времени, чтобы решить все проблемы. Время доступа становится ключевым условием информационного поиска. Последние исследования показывают, что затруднения со временем поиска в Интернете испытывают более 70% пользователей [11].

Если же вопрос невероятно сложен и требует времени, пользователю вряд ли поможет простое увеличение числа «хождений» по сайту. Ошибочно думать, что лишь один, именно ваш ресурс, интересует его больше всех других на свете. Общие правила поиска диктуют посетить множество узлов, задействовать разные доступные средства. Решить сложную задачу помогает огромное количество источников, включая традиционные книги и журналы.

Значит, если число обращений к сайту сближается с числом посетителей, то это, как ни странно, может свидетельствовать не о малом интересе к сайту, а, наоборот, о высокой продуктивности его работы. Надо только посмотреть комплексно на целый ряд показателей и сопоставить масштаб и динамику цифр.

По данным статистической системы AWStats сайт Отделения в 2005 г. достиг высокого уровня - более 509 тыс. уникальных посетителей (хостов), 740 тыс. посещений (1,45 визита на 1 хост) и около 2,2 млн. обращений (2,96 страницы на 1 визит). По сравнению с прошлым годом большинство цифр выросло в 1,5 раза. Обращает внимание, что миллионы доступов были сделаны всего к 8 тыс. страниц. Таким образом, на каждый документ сайта в среднем пришлось по 275 доступов. Если же исключить «периферийную» (малоинформативную) часть сайта и ограничиться «ядром» наиболее оборачивающихся ресурсов, то этот показатель составит для каждой из первой тысячи страниц около 1570 обращений в год. Вот и показатели высокой эффективности. Вместе с тем рост количества посетителей (в среднем на 60% за год) сопровождался более скромными темпами увеличения числа обращений и перекачки файлов (всего лишь на 30-40%). Значит, наращивание числа посетителей шло в основном за счет экстенсивного расширения сети, особенно в российском (и СНГ) сегменте Интернета, а также за счет извлечения выгод от накопленной популярности сайта www.prometeus.nsc.ru, а не за счет создания новых и актуализации старых ресурсов. Наращивание контента явно замедлилось, что требует исправления.

В заключение хотелось бы сказать вот еще о чем. Насмешливое отношение к библиотекарям [12] неуклонно меняется в лучшую сторону. Этому способствует переход к новым технологиям, да и сами библиотекари предпринимают соответствующие усилия. Повышение имиджа библиотечной профессии должно обеспечить приток новых кадров и ресурсов, что в свою очередь поможет библиотекам выполнять свое предназначение более полноценно и целенаправленно.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Подробнее см.: Науч. и техн. библиотеки (НТБ). - 2005. - N 10. - С.16.
[2] Леонов В.П. Любовь к библиографии // Дружба народов. - 2005. - N 1. - С.152- 153; Крымская А.С. Управление знаниями - перспективная технология для библиотечно - информационных работников // НТБ. - 2005. - N 9. - С.10-11.
[3] Земсков A.И. Электронные документы, ресурсы, библиотеки // НТБ. - 2004. - N 10. - С.81.
[4] prometeus.nsc.ru/partner/zarubin/elmagef.ssi
[5] Потехина Ю.В. Интернет-представительство библиотеки вуза: желаемое и действительное // НТБ. - 2005. - N 6. - С.14-25; Опарина О.Д., Охезина Е.А. Веб-сайт в библиотечной технологии (опыт Научной библиотеки Уральского гос. университета) // НТБ. - 2004. - N 7. - С.41-46 и др.
[6] Антопольский А.Б. Информационные ресурсы России. - М.: Либерея, 2004. - С.36.
[7] Храмцов П. О поисковых системах, доменных именах и поисковой оптимизации // Открытые системы. - 2005. - N 11. - С.58.
[8] Гиляревский Р.С. О знании знания и незнания [Рецензия] // НТИ. Сер.1. Орг. и методика информ. работы. - 2005. - N 10. - С.26. - Рец. на кн.: Леонов В.П. Библиография как профессия (М.: Наука, 2005).
[9] Дудченко С.В. Эффективность библиотечного сайта // Культура народов Причерноморья. - Симферополь, 2003. - N 40. - С.15-16.
[10] https://www.spsl.nsc.ru/catalog/WWWSearchR.htm
[11] Феррейра А., Аткинсон Д. Интеллектуальный диалог с поисковым агентом // Открытые системы. - 2005. - N 11. - С.29, рис.1.
[12] См., например: Матвеев М.Ю. Как в кино?!: Библиотеки и библиотекари в фильмах // Библиотечное дело. - 2003. - N 8. - С.39-41.

Источник публикации:Канн С.К. Электронные ресурсы библиотечного сайта в общей структуре Интернет-пространства (опыт Отделения ГПНТБ СО РАН) // Автоматизированные библиотечно-информационные системы в библиотеках вузов: теория и практика выбора, внедрения и использования: Доклады участников Регионального научно-практического семинара (23-24 нояб. 2005 г., Новосибирск) / Новосиб. гос. техн. ун-т, Науч. б-ка; Под ред. В.Н.Удотовой, В.А.Лопатиной. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006. - С.28-35. - Библиогр. в подстроч. примеч.
 
ПубликацииПубликации С.Канна 
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
© 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН

Документ изменен: Wed Nov 6 14:46:06 2024. Размер: 39,340 bytes.
Посещение N 10088 с 10.04.2007