Быстро меняющиеся методы и принципы хранения и распространения информации в современных условиях требуют постоянной оценки эффективности работы библиотеки вообще, и библиотек академических институтов как особого вида библиотек, в частности. Эффективность - это оценочная категория, которая складывается из множества факторов. Эффективность работы библиотеки можно рассматривать как уровень достижения библиотекой поставленных целей с учетом потребностей пользователей. С этой точки зрения для академической библиотеки важными индикаторами эффективности будут являться такие показатели как: постоянное пополнение фондов, посещаемость, книговыдача, число проведенных выставок, число заказов по МБА и количество выполненных заявок, наличие сайта библиотеки и активное его продвижение. Другими словами, измерение эффективности работы библиотеки - это сбор объективных статистических данных, описывающих работу библиотеки, и анализ этих данных с учетом наиболее важных базовых функций специальной академической библиотекой, то есть организации информационного сопровождения научно-исследовательских работ по тематике института и наиболее полного удовлетворения информационных потребностей научных сотрудников. С точки зрения читателя, потребителя информации и библиотечных услуг, эффективность следует рассматривать как своевременность, полноту и оперативность обслуживания. Следует отметить, что эти оценки эффективности работы библиотеки в значительной степени будут носить субъективный характер. В библиотековедении нет единства мнений в формулировках и содержании основных критериев эффективности, их характера и количества, методов оценки. Целостной системы оценки эффективности практической деятельности библиотеки не выработано. Чаще всего проводятся оценки на основе ограниченного числа параметров, выбираемых для решения конкретной задачи (числа посещений, количества выданных книг и т.д.). В то же время достаточно очевидно, что оценка эффективности должна проводиться на основе комплексного сопоставления набора различных объективных и субъективных показателей. При этом следует учитывать, что оценка эффективности работы библиотеки не является самоцелью, а служит средством выявления приоритетных направлений библиотечного обслуживания и их развития в условиях современных информационных технологий и служит основанием для решения вопросов организации всего библиотечного обслуживания в целях наиболее полного удовлетворения информационных запросов научных сотрудников (пользователей). В данной работе предпринята попытка провести сопоставление оценок эффективности работы библиотеки на основе: 1) объективных статистических данных:
2) субъективных оценок работы библиотеки академическим читателем:
Исследование проводилось на базе Института химической кинетики и горения в 2004-2005 гг. Использованы перечисленные выше статистические данные, обобщенные в таблицах и диаграммах. В анкете предлагалось оценить, насколько полно, с точки зрения читателей, учтены наиболее важные компоненты базовых функций академической библиотеки, а именно:
Результаты оценки по традиционным статистическим параметрам свидетельствуют о четко выраженной тенденции к уменьшению количественных характеристик. Вместе с тем отмечается, что в этот период библиотека активно внедряла новые формы и методы работы по удовлетворению информационных потребностей читателей. Был создан сайт библиотеки, на котором помещены электронный каталог отечественных и иностранных периодических изданий, информация о возможностях получения доступа к удаленным полнотекстовым базам данных, ряд других блоков, облегчающих самостоятельный доступ читателя к информационным ресурсам. При этом библиотека сама активно использовала эти возможности для удовлетворения читательских запросов. Результаты анкетирования показали, что читатели удовлетворены качеством библиотечного обслуживания. Вместе с тем, одна из главных целей проведенного анкетирования - способствовать определению приоритетных направлений развития библиотечного обслуживания в современных условиях - не была достигнута, возможно - ввиду недостаточной информированности читателей о возможностях современных информационных технологий. Информация об этих возможностях становится одной из важнейших задач современной академической библиотеки. Можно сделать вывод о том, что оценка по набору статистических характеристик в сопоставлении с субъективными оценками пользователей позволяет сформулировать некоторые направления развития академической библиотеки. Вместе с тем проблема выработки критериев и методов оценки эффективности далека от полного решения и продолжает оставаться актуальной задачей. Материал поступил в редакцию 15.12.2008 г.
|
[О библиотеке
| Академгородок
| Новости
| Выставки
| Ресурсы
| Библиография
| Партнеры
| ИнфоЛоция
| Поиск
| English]
| |||
| |||