Всю предысторию Транссиба можно условно разделить на два периода: «теоретический» и «практический». Примерно до середины 80-х гг. XIX в. шло обсуждение целей и задач железнодорожного строительства в Сибири, рассматривались выгоды различных направлений магистрали. Со второй половины 80-х годов, вместе с обобщением опыта предыдущих проектов, делались первые практические шаги, направленные на сбор конкретного научного материала и проведение изысканий. Очень долго споры вокруг Транссиба носили слишком отвлеченный характер. Задачи сооружения дороги не были ясно сформулированы, и тем более отсутствовали силы, способные реализовать грандиозный замысел. По замечанию автора анонимной брошюры «Несколько слов по вопросу о Сибирской железной дороге» (М., 1882), идея рельсового пути за Уралом родилась не из тщательного изучения «колониальных владений России», а в результате «инстинктивного сознания» необходимости проведения железных дорог в обширные и богатые окраины в период общей железнодорожной горячки. Априори господствовали два положения: 1) Сибирь несметно богата и 2) железная дорога станет ключом к этим богатствам. Вполне откровенно выразил эту мысль еще один аноним - М.В-ъ, - в брошюре 1890 г. задававшийся вопросом: кто пользуется богатствами Сибири - «100-миллионный русский народ» или «несколько тысяч забредших туда выходцев, назвавших себя «сибиряками» и готовых забыть, что они русские?». Подобные колониалистические притязания спровоцировали горячую дискуссию между сибирской печатью и столичной прессой, поддержанной томским «Сибирским вестником». Областники настаивали на первоочередном развитии местных внутрисибирских путей сообщения и широком изучении производительных сил Сибири в ее собственных интересах. Они опасались, что транзитная магистраль разорит сибиряков, усилит вывоз естественных богатств. Оппоненты этой точки зрения указывали на «вредное разобщение Сибири с Европейской культурой», подчеркивали, что железная дорога сблизит рынки, исправит пагубные тенденции в золотопромышленности и принесет много других благ. В целом же вопросам научно-технического обеспечения постройки Транссиба на протяжении «теоретического» этапа уделялось крайне мало внимания. Уровень изученности Сибири выразил один из участников обсуждения вопроса Сибирской дороги в Русском географическом обществе в январе 1870 г., указавший, что «за Екатеринбургом начинается какой-то мрак». Другой современник иронизировал, что большинство проектов Транссиба создавалось «на карте указательным перстом». Время сыграло решающую роль в формировании концепции сооружения Транссиба и сопутствующих мероприятий. Постепенно объективный ход экономического развития полнее раскрыл тенденции хозяйства, эволюцию путей сообщения за Уралом, накопился опыт дискуссий, расширились знания. Когда проектированием Транссиба вплотную занялось правительство (1885 г. - первые рекогносцировки, 1887 г. - начало изысканий), то были осуществлены отдельные топографические, геологические, гидрографические, метеорологические исследования. Большую аналитическую работу провело в 1888-1890 гг. Русское техническое общество, образовавшее особую комиссию по вопросу о Сибирской железной дороге. Был также широко привлечен опыт железнодорожного строительства в Северной Америке, куда специально командировались русские инженеры. В целом, концепция научного изучения Сибири сформировалась под влиянием следующих особенностей проектирования Транссиба: 1). Длительная неопределенность 2). Постоянная эволюция взглядов на 3). С р о к и осуществления работ оказались непостоянными и предельно сжатыми; после многолетних прений дело двинулось вперед в ускоряющемся темпе, даже в спешке, что отражалось на ходе исследований. 4). К проектированию Транссиба были привлечены лучшие научно-технические
|
[О библиотеке
| Академгородок
| Новости
| Выставки
| Ресурсы
| Библиография
| Партнеры
| ИнфоЛоция
| Поиск
| English]
| |||
| |||