Предисловие научного редактора .................................. 9
Предисловие авторов ............................................ 12
Предисловие ко второму русскому изданию ........................ 15
Глава 1. Область дискурс-анализа ............................... 17
1.1. Комплексность дискурс-анализа ....................... 21
1.1.1. Ключевые посылки дискурс-анализа ............. 22
1.1.2. Три подхода к дискурс-анализу ................ 26
1.2. От языковой системы к дискурсу ...................... 29
1.2.1. Концепция археологии и генеалогии Фуко ....... 35
1.3. Субъект ............................................. 39
1.3.1. Отрицание детерминизма ....................... 41
1.4. Различия между подходами ............................ 45
1.4.1. Роль дискурса в конституировании мира ........ 45
1.4.2. Предмет анализа .............................. 47
1.4.3. Роль дискурс-аналитика ....................... 49
Глава 2. Теория дискурса Лакло и Муфф .......................... 53
2.1. К теории дискурса ................................... 54
2.2. Критика марксизма ................................... 63
2.3. Теория социального .................................. 67
2.3.1. Приоритет политики ........................... 69
2.3.2. Невозможность существования общества ......... 76
2.4. Идентичность и группа ............................... 79
2.4.1. Субъектные позиции ........................... 80
2.4.2. Теория субъекта Лакана ....................... 82
2.4.3. Групповая формация ........................... 85
2. 4. 4. Представительство .......................... 87
2.5. Антагонизм и гегемония .............................. 90
2.6. Применение теории дискурса .......................... 94
2.7. Условность и постоянство ........................... 101
Глава 3. Критический дискурс-анализ ........................... 108
3.1. Пять характерных особенностей ...................... 109
3.1.1. Лингвистико-дискурсивный характер
социальных и культурных процессов
и структур .................................. 109
3.1.2. Дискурс конституирует и конституируется ..... 110
3.1.3. Использование языка необходимо
анализировать эмпирически в
социальном контексте ........................ 112
3.1.4. Дискурс действует идеологически ............. 112
3.1.5. Критическое исследование .................... 114
3.1.6. Различия между подходами .................... 114
3.2. Критический дискурс-анализ Фэркло .................. 115
3.3. Трехмерная модель Фэркло ........................... 118
3.3.1. Ключевые концепты ........................... 118
3.3.2. Коммуникативные события и строй дискурса .... 126
3.3.3. Интертекстуальность и интердискурсивность ... 128
3.4. Дискурс, идеология и гегемония ..................... 131
3.5. Дизайн и методы исследования ....................... 134
3.5.1. Выбор проблемы исследования ................. 135
3.5.2. Формулировка основных вопросов
исследования ................................ 136
3.5.3. Выбор материала для исследования ............ 137
3.5.4. Транскрипция ................................ 142
3.5.5. Анализ ...................................... 144
3.5.6. Результаты .................................. 155
3.6. Критические замечания .............................. 156
Глава 4. Дискурсивная психология .............................. 163
4.1. Дискурсивная психология как вызов когнитивной
психологии ......................................... 166
4.1.1. "Я" и ментальные процессы ................... 166
4.1.2. Исследование аттитюдов ...................... 169
4.1.3. Групповые конфликты ......................... 171
4.1.4. Позиция дискурсивной психологии: резюме ..... 173
4.2. Социальный конструкционизм и дискурсивная
психология ......................................... 174
4.3. Различные направления дискурсивной психологии ...... 177
4.3.1. Интерпретативные репертуары ................. 181
4.4. Взгляды, самости и идентичности .................... 184
4.4.1. Психологическая инвестиция .................. 192
4.5. Рефлексивность ..................................... 197
4.6. Заключение ......................................... 200
4.7. Дизайн и методы исследования ....................... 201
4.7.1. Проблема исследования ....................... 202
4.7.2. Формирование выборки ........................ 202
4.7.3. Производство естественного материала для
исследования ................................ 203
4.7.4. Производство материала с помощью интервью ... 204
4.7.5. Транскрипция ................................ 209
4.7.6. Кодирование ................................. 210
4.7.7. Анализ ...................................... 211
4.7.8. Валидность исследования ..................... 211
4.7.9. Отчет об исследовании ....................... 212
4.7.10.Применение результатов исследования ......... 213
4.8. Примеры ............................................ 213
4.8.1. Поттер и Уэтерелл: "культура" как
дискурсивная конструкция .................... 214
4.8.2. Уидикомб и Уоффит: субкультурные
идентичности ................................ 219
4.9. Заключительные замечания ........................... 221
Глава 5. Пересечение подходов ................................. 225
5.1. Дискурс как структура и практика ................... 226
5.2. Дискурс и дискурс-строй ............................ 230
5.2.1. Границы дискурсов ........................... 232
5.2.2. Содержание дискурсов ........................ 235
5.2.3. Аналитические инструменты ................... 238
5.3. Аналитические стратегии ............................ 241
5.3.1. Сравнение ................................... 242
5.3.2. Замещение ................................... 243
5.3.3. Преувеличение детали ........................ 244
5.3.4. Полифоничность .............................. 245
5.3.5. От стратегий к дальнейшему анализу .......... 246
5.4. Комплексное исследование ........................... 249
5.4.1. Комбинирование различных подходов.
Основные проблемы ........................... 250
5.4.2. Пример - окружающая среда и политическая
акция ....................................... 254
5.4.3. Иллюстрация анализа текста, использующего
три подхода к дискурс-анализу ............... 265
5.5. Валидность ......................................... 279
Глава 6. Критическое социально-конструкдионистское
исследование ............................................ 285
6.1. Критика идеологии .................................. 291
6.1.1. Модифицированная критика идеологии .......... 295
6.2. Критика критики .................................... 296
6.3. Критика само собой разумеющихся знаний ............. 302
6.4. Идентификация само собой разумеющихся знаний ....... 307
6.4.1. Критика с позиции периферии ................. 308
6.4.2. Критика с позиции пробелов в структуре ...... 315
6.5. Статус знания ...................................... 317
6.5.1. Релятивизм и рефлексивность ................. 318
6.5.2. Релятивизм и объективность .................. 326
6.6. Критика как приглашение к дискуссии ................ 329
Литература .................................................... 342
|