Исполнен мыслями златыми,
Не понимаемый никем...
«ушкин» - веселое и звонкое имя, за которым стоит огромный пласт отечественной и мировой культуры. Как явление культуры «Пушкин» всегда функционирует и осмысляется в двух аспектах - один воплощен во включении и осмыслении этого явления в границы «высокой культуры», другая стороны «бытования» пушкинского феномена - это культура массовая, культура повседневная. Чаще всего мы сталкиваемся с явлением «Пушкин» в границах высокой культуры. Ученые статьи, монографии-исследования, романы, комментарии, очень модный ныне жанр эссе - везде Пушкин предстает перед нами как феномен высокой культуры. Если мы обратимся к явлению «Пушкин» в культуре массовой, то кроме конфетных коробок с царем Салтаном, Золотым Петушком или самим поэтом, устроившимся с гусиным пером в руках под зеленым дубом со златой цепью и ученым Котом, вспомнятся очень редкие материалы. Кажется, что их действительно немного - не потому, что их немного в действительности, а потому, что мало кто утруждает себя изучением восприятия явления «Пушкин» в сиюминутном сознании обширнейшей массы «неспециалистов».
В довоенные годы можно отметить попытки заняться этим вопросом. В первую очередь в этой связи нужно вспомнить посвященный Пушкину раздел книги сибирского сельского учителя А.М.Топорова «Крестьяне о писателях»[1]. Книгу составили отзывы крестьян о произведениях художественной литературы, которые читались вечерами вслух и тут же бурно обсуждались. «Белинские в лаптях» воспринимали Пушкина пусть чуточку наивно, но чрезвычайно чутко:
«Теперь уж так жарко никто не пишет» (с. 43)[2].
«Каждый стих Пушкина горит несгораемым кустом» (с. 45).
«Простота, сила и ясность - все это затрагивает. Ума в Пушкине - это редкость! Острота речи - бритва! Кто хочет быть настоящим писателем, тот должен учиться у Пушкина» (с. 46).
«Слушаю я ушами, а оно своим чередом у меня в нутре перерабатывается. На каждое слово Пушкина десять слов своих нарастает. Ох, и разворочало у меня котелок! Ни в каком случае никто не годится супротив Пушкина. После Пушкина у меня большая голова стала. Пушкин - настоящий бог!» (с. 49).
«На что Пушкин ни глянет, все это берет и в одно сливает. И все как-то у него к делу идет. Ни с того ни с сего. Речка, луга, роща - и все приходится! Как у хорошего плотника: из плохого дерева хорошее выходит. Хороший Пушкин мастер! С малым инструментом многое может» (с. 48).
«Недохваток у Пушкина в описании какого-нибудь типа не бывает. Как статуя слепит! И ухи, и глаза, и нос, и все у него тут будет. И сапоги он ему подберет, какие надо» (с. 50).
«Пушкин описал крепость в «Капитанской дочке» так, как будто я там сам был, и недавно был» (с. 51).
Удивительны по тонкости восприятия наблюдения сибирских крестьян над пушкинским стилем:
«Как на легких рысях несет тебя Пушкин. Это - какое-то сладкое вино! В части описания природы Пушкин не имеет себе равных. И, вероятно, их долго не будет. И лирика, и все, что угодно, льется у Пушкина рекой. Стихи вольны, без принужденья. Не высасывались они из пальца. Пишет Пушкин стихи, как будто в игрушки играет!» (с. 55).
«Много нам читали книг, читали и плохих, и хороших писателей, но когда прочитали Пушкина, то ровно после ржаного хлеба поели свежего пшеничного! .... Слушать его легко. Ровно ты сидишь где-то, а кругом тебя аромат от душистых цветов! А некоторых поэтов слушаешь, как в табачном дыму сидишь. Слова у Пушкина как будто были внутри давно наготовленные. Пушкин пишет стихи, как рассказывает. Ребенок поймет» (с. 56).
«Про стих «Обвал» я думаю так. В нем и причина и художество. В художестве - звук обвала. Тут в ушах и глазах - обвал. А смысл такой: какой бы обвал на ручей ни обвалился, он его проточит!» (с. 57).
Конечно, во многом восприятие Пушкина крестьянами-коммунарами имело неизгладимую печать своего революционного времени (ту печать, в которой, оценивая «ученые статьи» того времени, сегодня видят вульгарно-социологический подход): «У нас теперь иные глаза. Мы видим у Пушкина революцию, потому что обтерлись в классовой борьбе. А раньше у крестьян туск на глазах лежал, потому они и не видели у Пушкина революционного настроения, а только видели одно художество...», «...сейчас мы требуем от произведения художества драматических переживаний и классовой борьбы...» (с. 46-47).
В.В.Вересаев, который, кстати, высоко ценил книгу А.М.Топорова, приводил примеры современного ему вульгарно-социологизаторского подхода к творчеству Пушкина («Пушкин был большевиком чистой воды, даже безо всяких «уклонов» - чего стоит хотя бы его прозрение - «Октябрь уж наступил...»[3]). Очень интересной была вересаевская идея, оставшаяся невоплощенной - провести «широчайшее систематическое обследование читательской нашей массы, выявить анкетным путем, чем именно ей дорог Пушкин, что она в нем находит, что он ей дает», «чем Пушкин ценен.... для нашей современности», почему Пушкин «с каждым годом делается... всё более дорогим и нужным», «какую духовную потребность удовлетворяет всё победоноснее?»[4]. Однако широкое исследование не осуществилось и ограничилось только читательскими откликами на статью В.В.Вересаева, опубликованную тогда в газете «Известия» - «За то, что живой»[5].
Сегодняшний день нашей культуры со всей очевидностью показывает культурные результаты того периода времени нашей истории XX века, который начался с октября 17-го года. Как любит говорить писатель и публицист Константин Кедров, так уж получилось, что культура XX века в нашей стране не прижилась. Более близкий к нам, сегодняшним, коммунистический период называют эпохой застоя. По иронии судьбы, окончание этого периода и начало демократического пути России совпало с массовым продвижением к нам одного из главных, знаковых достижений культуры демократического общества, одного из главных инструментов массовой культуры - видеосредств, легко и приятно вытесняющих Книгу (с которой у нас чаще всего связывается высокая культура) не только из общественного обихода, но даже из домашнего быта. Новые электронные, видео, телевизионные и т.п. формы духовной деятельности начинают функционировать не только в сфере массовой культуры, но и в культуре высокой. Представление о том, какие последствия процессов демократизации общества, культуры следует ожидать, занимало такого авторитетного русского мыслителя XX века как Н.А.Бердяев.
Еще в начале 20-х годов Н.А.Бердяев отмечал: «Давно уже происходящая в мире демократическая революция не оправдывает себя высокой ценностью и высоким качеством той культуры, которую она несет с собой в мир. От демократизации культура повсюду понижается в своем качестве и в своей ценности. Она делается более дешевой, более доступной, более широко разлитой, более полезной и комфортабельной, но и более плоской, пониженной в своем качестве, некрасивой, лишенной стиля»[6]. Социалистическое движение, по мысли философа, понизило качественный уровень культуры еще более, чем демократия.
С этой точки зрения очень интересно было бы наблюдать «поведение» в современном обществе культурных феноменов прошлого - тех, что являлись когда-то образцами культуры высокой, элитарной. И фигура Пушкина была бы прекрасным примером, показателем не только уровня ее восприятия в последующей культуре, но и своеобразным индикатором состояния современной культуры.
Сегодня разительно изменилась наша жизнь, можно сказать, изменилась эпоха. Неминуемо изменилось и восприятие Пушкина. И, конечно, современникам должно быть интересно увидеть себя в зеркале Пушкина.
Конечно, и сегодня нашему обществу не под силу (или нет особого энтузиазма, нет особого горения?) провести массовый социологический опрос, задуманный еще В.В.Вересаевым. Однако собранные на протяжении целого ряда лет (с середины 80-х годов) моими коллегами и мной выдержки из сочинений абитуриентов Новосибирского государственного университета, посвященных Пушкину, смогут не только сыграть роль зеркала, в котором мы сможем увидеть себя, но и побудить кого-то к регулярному изучению места высоких культурных феноменов прошлого в нынешней демократической культуре.
ИЗ СОЧИНЕНИЙ О ПУШКИНЕ АБИТУРИЕНТОВ НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Пушкин был всемирным писателем.
Пушкин - это наше прошлое.
Пушкин - представитель передовой части людей.
Пушкин! Сколько похвальных реплик сказано в его адрес!
Пушкин, Лермонтов, Некрасов - эти имена вызывают в человеке веселую путаницу мыслей.
Пушкин, отказав в уме Чацкому, воспринял его как Иванушку-дурака.
Пушкин, пользуясь внешними природными явлениями, раскрывает внутренние чаяния персонажей.
Пушкина не сломила ни ссылка, ни резкая критика подкупного журналиста Булгарина. Конечно, в конце концов, его затравили, он был вынужден принять вызов на дуэль.
Пушкин не просто произвел на меня хорошее впечатление, я получила от него большое удовольствие.
Пушкин описывает быт провинциальных помещиков, которые ничем не занимаются, кроме приготовления пищи.
Пушкин оставляет Татьяну в раздумье, а Онегина - с письмом.
Пушкин отождествляет свою любимицу Татьяну с природой.
Пушкин первым соединил простонародную речь со светским языком.
Пушкин пером пробивал огромные пространства и тюремные затворы.
Пушкин видел, что цивилизация имеет и отрицательные стороны, это ее цинизм, безрелигиозность; главная цель ее - это обагащение.
Пушкин во многом подражал Шекспиру.
Пушкин для каждого человека - первостепенный писатель. Его творчество пронизывает нашу жизнь с самого начала.
Пушкин преследовал одну цель - правдивость.
Пушкин хотел показать, что общество начинает прогрессировать, что ему надоели устоявшиеся нравы и нормы приличия, что молодежь больше не хочет жить по-старому.
Пушкин и Лермонтов воспевали Россию с ее самодержавием и народом, выдержавшим все испытания крепостного права.
Пушкин надеялся, что после издания этой книги люди меньше станут думать только о себе, как Евгений Онегин.
Пушкин не был заключен в кругах какого-либо из жанров.
Пушкин не любил революций, «смутных времен». Ему по душе тихая, спокойная осень, а не весна с ее взрывом, бунтом, с бешеным движеньем.
Пушкин не мог создаться сам по себе.
Пушкин не может не быть близким всем поэтам.
Пушкин писал для всего народа - от жестокого Бориса Годунова до простого русского офицера Петра Гринева.
Пушкин погиб с пером в груди.
Пушкин эпиграфом подчеркивает народность своей любимицы, когда отсылает нас к «Светлане» Жукова.
Пушкин жил в моем сердце во всевозможных обличиях литературного деятеля.
В «Евгении Онегине» перед нами предстает бытовой сюжет - светские разногласия, любовные страсти.
В повести Емельян Пугачев предстает перед нами как народный Робин Гуд.
Даже посреди рассеянной жизни Пушкина шла гигантская духовная работа.
В поэме «Евгений Онегин» главной героине присущ народный характер.
Как была бы наша жизнь скушна, не имея таких неоднородных людей, как Пушкин.
В дни Пугачева крестьянские волнения были не редкостью и происходили каждый день.
Имя Пушкина мне знакомо с детства, начиная с его прекрасной сказки «О рыбаке и рыбке».
Как Онегин отказывается от Татьяны, так и Печорников отказывается от всех жен.
В произведениях Пушкина звучат упоительные мотивы романтизма.
Весь ход смутного времени Пушкин берет у Карамзина с единственным отличием - у Карамзина не особенно много говорится о Пушкине.
Евгений Онегин происходил из дворянской семьи, знал французский язык, умел танцевать мазурку, любовь считал флиртом, то есть вёл себя как дворянин.
Крестьянство под предводительством Е. Пугачева хотело разрушить тот строй, который давил на их жизнь как материально, так и духовно.
Белинский посещал Лермонтова в заключении, подолгу беседовал с ним о Пушкине.
В каждой главе романа присутствует 14 онегинских строф.
Главное содержание стихотворения «Анчар» - смертельный яд, который испускает самодержавие.
Дворяне не только глупы, но и невоспитанны: могут являться на бал в пуху и заказывать военную музыку.
Для Пушкина было характерно признание как поэта, слава, разочарование в жизни, близость с декабристами, ссылка, любовь, милость государя.
В «Капитанской дочке» Пушкин описывает народное восстание Емельяна Пугачева.
Когда Онегин знакомится с Татьяной Лариной, то он начинает с ней просто-напросто играть в любовь.
Любуясь Татьяной, Пушкин расплывается в доброй и нежной улыбке.
Онегин, встретив Татьяну светской дамой, хочет овладеть ею.
В это время дворяне являлись передовым классом общества.
В строках своего письма Татьяна дает понять, что знает о том, что ее могут презирать за это, но она всё же хочет, чтобы Евгений всё знал. Татьяна Ларина переступила через порог принципов, существовавших в те времена.
Очень хочется понять, чем жил, чем работал Пушкин.
Книга «Евгений Онегин» своим появлением поразила все высшее общество нашей страны, а впоследствии и других стран.
Воспитанием Татьяны занимались учителя, которых нанимали родители, но человек, которому она доверяла, была няня.
Всё горе и радость своей жизни Пушкин олицетворял в своих произведениях.
Многое изменилось бы, если бы было побольше Татьян Лариных.
Барщину он заменил оброком просто от нечего делать.
Дубровский, ушедший в отставку, наделен благородностью и умом, чего нельзя сказать о соседе.
Евгений занимался самообразованием: «Латынь из моды вышла ныне», но он изучал ее самостоятельно.
В романе «Евгений Онегин» есть всё - и сюжет, и композиция, и организация.
«Евгений Онегин» - особое произведение, здесь не скажешь, как у Твардовского:
- «Вот стихи, а все понятно,
- Всё на русском языке».
Пушкин считал дворянство и православное духовенство единственными носителями русской истории. Пушкин не любил русское крестьянство, он сравнивал простой люд с безумным потоком.
Онегину наскучила праздничная столичная жизнь.
«Евгений Онегин» - это слияние двух культур: космополитической, которую представляет Онегин, и народной, которую представляет Татьяна.
Евгений потерял смысл жизни.
Вот Онегин в театре, где «Истомина ножкой ножку бьет».
Образ Татьяны выдуман как образ простой русской девушки.
Влияние крепостничества можно услышать из рассказа няни - в 13 лет ее увезли от любимого человека и отдали другому хозяину. За долги.
Возьмем Дон Гуана. По моим данным, его имя раз десять появлялось на страницах книг разных авторов.
Единственное, что может хоть как-то развеять его - это светские балы с их пустыми любовными интригами.
Жизнь Онегина вся состоит из развлечений: с утра он едет в ресторан: вечером - на детский праздник.
Здесь имеет место философское значение дружбы, той, что превосходит любовь по ряду плюсов и минусов.
И какой-нибудь молодой франт разглядывает тебя в кларнет.
Имея очень чувствительную натуру, Татьяна Ларина над иными романами уливалась слезами.
В своих произведениях поэм Пушкин показал лучших из дворян.
Онегин, который непременно должен был бы стать декабристом, страдает от тягот своего создателя.
Многие школьники считают Пушкина сложным и противоречивым.
К Александру Сергеевичу был строго закрыт путь для друзей. В таких условиях недолго впасть в меланхолию.
В основу сюжета легло общество времен пушкинской эпохи.
Каждый герой связан с другим, они взаимопереходят, и к ним присоединяется другой.
Евгений сначала воспитывался мадам, потом убогим французом.
Начиная работу над романом, Пушкин не знал, к какому концу приведет его логика сюжетной линии.
И если бунтарь не смиряется, то его уничтожают. Пуля, которую поймал Ленский, тому пример.
На простенькую сюжетную ниточку Пушкин нанизывает гирлянду композиций.
И мы возвращаемся к нашим классикам, в каком поколении бы не находились.
Народность у Онегина не отнять: это его. Об этом говорят его чувствительность и тонкость.
Ермак погиб от стрел Кочубея.
Онегин все-таки развивается: возвратившись из путешествия, он садится за книги.
В этом романе заложен сюжет трагической любви.
Все три девушки - Татьяна, бедная Лиза и Катерина - натуры поэтические, овеянные любовью.
Жизнь в Болдино наполнена красотой и гармонией.
Глазами Онегина мы видим быт помещиков России тех лет - вся жизнь этих людей занята варкой варенья и поисками женихов на чаепитиях.
Гонители Лермонтова считали, что творчество Лермонтова скопировано с творчества Пушкина.
Нельзя не споткнуться о такое мощное явление, как классическая русская литература.
Образ Онегина пророс в литературе XIX века.
Девушки поют по приказу хозяйки, которая думала, что, если они не будут петь, то будут кушать ее ягодки.
Великий классик Пушкин хотел донести до читателя мысль о том, что женщина - не игрушка и не кукла в руках мужчины.
Но что мы видим в романе? Пушкин пишет, пишет, и вдруг подчиняет собственную no?ioo ?aoeie iunee.
О нем мы узнаем из его мыслей, которые у него постоянно в голове.
Дантес из-за мелких, завистливых делишек убивает Пушкина на дуэли.
Дворян с малолетства в основном воспитывали няньки, в дальнейшем они учились разным манерам.
Пушкин - самый любимый и читаемый у нас поэт, потому что писал он практически обо всем.
В основу сюжета «Евгения Онегина» заложены исторические события, показан коренной перелом в жизни русской интеллигенции.
Герои растут, изменяются внутренне, присутствуют пейзажи (сентиментализм). Присутствие политический темы и бытоописания, реального взгляда на жизнь (романтизм).
Несмотря на возраст, социальное положение, расу, люди читают Пушкина в разных уголках нашей большой необъятной планеты.
Онегин верит, что пришла пора влюбляться, и отвергает Татьяну.
В отличие от многих писателей той эпохи, имя Пушкина не забыли, а даже наоборот.
«Капитанская дочка» - важное историческое произведение, раскрывающее перед нами крестьянские восстания.
Критики, изучая творчество Пушкина, всегда с осторожностью подходят к его роману «Евгений Онегин».
Лейбмотив романа Пушкина «Евгений Онегин».
Онегин был светским человеком, а Печорин является представителем царской армии.
В отношениях с Татьяной он руководствовался не чувствами, а привычками.
Лермонтов подхватил знамя поэзии, выроненное Пушкиным, не отдав его в грязные руки самодержавия.
Многие школьники считают Пушкина сложным и противоречивым поэтом, поэтому знакомятся с его творчеством без текста. Но иногда наоборот, придумывая свой смысл пушкинским строкам.
Множество стихов - под злобное и завистливое шипение высшего света, Пушкин посвятил любимой женщине - Наталье Николаевне.
Онегин извращен светским обществом.
На взгляды Пушкина оказали большое влияние идеи романтизма, распространенного в мировой литературе лирического течения.
На вопрос Татьяны у своей нянюшки о ее любви...
Без умысла комендант крепости отправил на пытки немого башкирца, так было просто принято, а потом без всякого умысла его самого повели к виселице.
Нельзя забывать о символических многоточиях Пушкина.
Онегин окунается в светскую жизнь, а затем наступает охлаждение.
Белинский любил и уважал как Грибоедова, так и Пушкина.
Пушкин обратился к восстанию Пугачева, потому что это событие было актуальным в его дни, актуально оно и сейчас - в наши дни Россия стоит на перепутье и неизвестно, что будет с ней в будущем.
Онегин и Татьяна не были бы счастливы, потому что жили не в то время, в котором надо было бы, не в том обществе.
Нелегка жизнь Пушкина - реакции, ссылки...
У Пушкина было непосредственное общение с носителями народной духовной традиции - крестьянами-крепостниками.
Он погружается в характерную для того времени болезнь - «русскую хандру», аналогичную «английскому сплинту».
Онегин молод физически, но стар душой, его нельзя назвать бездушным, но он эгоист.
Много и в наше время в России поэтов, гражданинов своей Родины.
Образ крепостников показан в образе матери Татьяны.
После этого Татьяна пишет Онегину письмо, в котором откровенно говорит о своих чувствах к нему, но была отвергнута. Некоторое время спустя Татьяна будет презирать Евгения Онегина за то, что он убил своего друга Владимира Ленского. Позже она выходит замуж за генерала.
Наевшись до отвала всех благ жизни, Онегина охватила хандра.
Наша литература многим обязана этому великому осветителю человеческой души.
«Евгений Онегин» - величайшая вещь в мировой литературе, созданная гением пера всех времен и народов Александром Сергеевичем Пушкиным.
Мы видим Онегина в разных общественных местах. Изо дня он медленно и скучно переползает в другой.
Не гармонична и сама суть произведения.
Но вот настало время испытания пушкинской героини любовью.
Об этих мыслях и чувствах писал в своем романе Пушкин.
Образование Гринева закончилось, когда отец увидел, что Александр делает из географической карты воздушного змея.
Он раскрывает духовную деградацию личности из среды эрудированной части населения.
Пушкин стремился отыскать выход не только из общественных проблем, но и из своих собственных.
Каждое произведение Пушкина - это благоухающий цветок русской литературы.
Однажды в деревню приехал молодой человек, которому надоела его однообразная, скучная жизнь.
Онегин вырос без матери, им занимались мосье и мамзель.
Роман Пушкина «Евгений Онегин» - современное произведение русской литературы начала XIX века. В него автор вложил все свои творческие способности.
Пушкин Александр Сергеевич остался практически один сушить свою «влажную лиру», а его герой Онегин хоть и не попадает на Сенатскую площадь, но сильно падает духом.
С точки зрения идеала мне Татьяна понравилась.
Сам же Александр Сергеевич Пушкин определяется к 30 годам завязывать разгульную жизнь и к этому же сроку завершает «Евгения Онегина».
У Пушкина нет ничего, кроме патриотизма.
Онегин был достаточно скромным и образованным парнем.
На приеме для шику присутствовал посол.
Наверное, стоит превратиться в мини-исследователя, когда речь идет о Пушкине.
Онегин в ответ на свое письмо ждет чего угодно: оскорблений, циничных колкостей. «Я другому отдана и буду я ему верна».
Когда мальчику стукнул должный год, ему наняли месье.
Комендант крепости командовал взводом инвалидов и сотней казаков.
Пушкин близко знал декабристов, не раз в своих стихах он передавал им привет.
Онегин начал оттаявать.
Онегин не оценил ее любовь, так как воспитывался в другой среде.
Перечислять все вклады Пушкина просто бессмысленно.
По произведениям Пушкина можно не только восстановить города и села, но и познать нравы людей.
Поместное местечко Болдино. Пушкин приехал в этот маленький уголок русской природы для разрешения дел, накопившихся накануне его свадьбы с Гончаровой.
Порочная любовь привела Онегина в столь юном возрасте к разочарованию в жизни.
Пушкин бросил Ленского как недопитый кубок. Второй недопитый кубок уронит поэт в последней строфе «Евгения Онегина». Похожие кубки будут бросать герои Федора Михайловича Достоевского в «Братьях Карамазовых».
Онегин часами проводит время у туалета, потом едет в театр.
Через некоторые детали - например, когда девушки собирают ягоды и поют, - показывает Пушкин крепостничество.
Читая «Евгения Онегина», мысленно рисуешь картины, изображенные Пушкиным на бумаге.
Татьяна Ларина является одной из главных героев поэмы Пушкина. Эта поэма повествует о любви и тех осложнениях, возникающих при этом чувстве.
Онегин - эгоистичная натура, которой в постель несут кофе.
Что я прочитала между строчек пушкинского романа? Это горячий призыв Онегиным, Эрастам и другим не губить такие натуры, как Татьяна, Лиза, Катя.
Роман «Евгений Онегин» является призывом изменить жизнь к лучшему.
Через свою героиню Пушкин доносит до читателя свои размышления.
Роман остался не доконченным, но я думаю, что Онегин покончит жизнь самоубийством.
Россия в 18 веке повернула на запад, а говорила на языке, представляющем собой смесь из древнерусского, старославянского и заимствованных слов.
С детства Онегин привык, что его одевают и чистят.
С ранних лет она читала романы, любила страшные истории и смотреть рано утром на балконе пейзаж.
Эмансипированная женщина еще родится из-под пера русских писателей, но позже.
Сам Пушкин писал: «Что можно Лондону, то рано для Москвы», что в каком-то смысле руководит произведением помимо его воли.
Пушкин получает согласие на брак с Наташей Гончаровой.
Татьяна была довольно некрасива и ничего особенного собой не представляла.
Светские развлечения не могли выбить из нее романтичности.
Светское общество было далеко от народа: даже у Евгения Онегина, лучшего представителя этого общества, слуга - француз.
Своим смелым стихом Пушкин постоянно уводит нас от подлинного смысла романа.
Сердце и душа Онегина обросли непробиваемой стенкой жира. Ему уже не хочется любви.
«Скупой рыцарь» - это вдохновенная скупость.
Смерть Дубровского не заканчивает противостояние помещиков и дворян.
Сначала образ Емельяна Пугачева был написан Пушкиным в виде сочинения.
Схватил грудью кусок свинца, чтобы погаснуть навеки.
Татьяна - лучший представитель дворянок.
Татьяна замужем, отдана другому. Такова жизнь.
Татьяна Ларина - не образ человека, но образ очеловеченной идеи, символ свободы.
Татьяна Ларина была полностью пропитана французскими романами.
Татьяна любит Онегина с первого взгляда.
Татьяна не стала жертвой собственной невинности благодаря благородству Онегина.
Татьяна пишет ответ, в котором не отрицает прежней любви.
Татьяна решила первой попытать счастья, не дожидаясь, когда Евгений сделает первый шаг.
Татьяна с первого взгляда влюбляется в нашего светского повесу.
Тут Пушкин становится реалистичнее.
«Ты выпил без меня?» - от этой реплики создается ощущение растерянности. Сальери понимает, что он совершил злодейство.
У романа «Евгений Онегин» нет ни начала, ни конца. Боясь, что читатели могут этого не заметить, поэт пишет начало романа в седьмой главе.
Хотя Татьяна и разочаровалась, зато твердо знала, на что можно надеяться, а на что нельзя. Она стала устраиваться другим путем.
Хотя Татьяна Ларина является женским идеалом Пушкина, такие девушки в России были.
Царский офицер Гринев.
Через весь роман Татьяна проносит чистоту и свет зимнего утра.
Черные американцы величают Пушкина «великим негритянским поэтом».
Свет помешал Онегину раскрыться как человеку.
Читая «Евгения Онегина», я поняла, как тяжело жить мыслящему человеку.
Чувство Татьяны к Онегину, а позднее наоборот.
Шестикрылый серафим выступает в роли грозного хирурга, сотворившего посредством своих операций всевидящего пророка.
| В.Н.Алексеев |
П р и м е ч а н и я |
|
1 | | Топоров А.М. Крестьяне о писателях. - М.; Книга, 1982. - С.42-59. |
2 | | Отзывы крестьян даются по цитируемому изданию с указанием в тексте страниц. |
3 | | Вересаев В.В. Загадочный Пушкин. - М.; Республика, 1999. - С.389-390, см. также с.317-324 - статья «В защиту Пушкина. К столетней годовщине смерти поэта». |
4 | | Вересаев В. К нему не зарастет народная тропа // Известия. - 1934. - 6 июня; цит. по указ. изд. 1999 г. - С.330. |
5 | | Вересаев В.В. Указ. соч. - С.325-330, см. также примечания к статье - с.390-396. Здесь можно было бы вспомнить еще одно замечательное свидетельство восприятия Пушкина и пушкинского творчества неграмотной крестьянской с русского Севера, человеком особой, сейчас уже редкостной в своей чистоте крестьянской культуры - «Пинежский Пушкин» Б.Шергина. |
6 | | Бердяев Николай. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. - Т.1. - М.; Искусство, 1994. - С.523. |
|