Глава 17. ЗАЩИТА ОКЕАНОВ И ВСЕХ ВИДОВ МОРЕЙ (ВКЛЮЧАЯ ЗАМКНУТЫЕ И ПОЛУЗАМКНУТЫЕ МОРЯ) И ПРИБРЕЖНЫХ РАЙОНОВ, А ТАКЖЕ ОХРАНА, РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОСВОЕНИЕ ИХ ЖИВЫХ РЕСУРСОВ
Международной правовой основой для обеспечения защиты и устойчивого использования морских и прибрежных районов является в настоящее время Конвенция ООН по морскому праву.
Важность обсуждаемых зон обусловлена тем, что в пределах 60 км от береговой линии океанов и морей проживает более половины населения мира, а в акваториях шельфа сосредоточена значительная часть видов морских организмов. В то же время наблюдается быстрый процесс истощения природных ресурсов рассматриваемых зон.
Загрязнение морской среды связано со многими источниками. При этом на долю наземных источников (сточные воды, тяжелые металлы, смыв питательных веществ с сельхозугодий, нефтепродукты и т.д.) приходится 70% загрязнения морской среды, а на долю морского транспорта и прямого сброса отходов в море - по 10% (п. 17.19). Заслуживает рассмотрения и добыча нефти и газа в море, хотя доля этой отрасли в загрязнении океанов и морей пока невелика.
Документ констатирует, что «для предотвращения деградации морской среды необходим скорее профилактический и упреждающий подход, нежели подход, основанный на принципе реагирования» (п. 17.22). Достаточно очевидно, что экологизация деятельности человека на суше, прежде всего эффективная очистка сточных вод (п. 17.28), снимет основную часть проблем по океанической и морской среде. Определенные рекомендации приведены и по предотвращению загрязнения, связанному с деятельностью непосредственно на море (п.п. 7.31 - 17.36), включая разработку методов и средств борьбы с нефтяными разливами.
Выражена обеспокоенность (п. 17.48) по поводу того, что, несмотря на предусмотренные Конвенцией ООН по морскому праву меры, морское рыболовство остается во многих отношениях недостаточно регулируемым (чрезмерен размер рыболовного флота, недостаточная избирательность орудий лова, нарушение положений конвенции и т.д.), что наносит серьезный ущерб живым ресурсам океанов и морей и подрывает биоразнообразие их экосистем (п. 17.49). В связи с этим в пункте 17.53 документа записано: «Учитывая соответствующую деятельность на субрегиональном, региональном и глобальном уровнях государствам следует созвать, под эгидой ООН, по возможности в кратчайшие сроки, межправительственную конференцию, посвященную содействию эффективному осуществлению тех положений Конвенции ООН по морскому праву, которые касаются запасов видов рыб, выходящих за пределы экономической зоны и возвращающихся в нее, и далеко мигрирующих видов».
Всем государствам предлагается усилить контроль за соблюдением регламентирующих правил рыболовства всеми судами, плавающими под флагом государства, независимо от того, в интересах какого государства ведется лов (п.п. 17.48, 17.55 - 17.57).
Следует также обратить внимание на пункт 17.66:
«Государства признают:
a) компетенцию Международной китобойной комиссии в вопросах сохранения и регулирования запасов китов и регулирования китобойного промысла в соответствии с Международной конвенцией 1946 года по регулированию китобойного промысла;
b) деятельность Научного комитета Международной китобойной комиссии по изучению крупных китов, а также других китообразных;
c) деятельность других организаций (например, Межамериканской комиссии по тропическому тунцу и Соглашения по мелким китообразным в Балтийском и Северном морях в рамках Боннской конвенции) в области сохранения, рационального использования и изучения китообразных и других морских млекопитающих».
Серьезное внимание в документе уделено устойчивому использованию и сохранению живых морских ресурсов зон, находящихся под национальной юрисдикцией (п.п. 17.74 - 17.100).
Живой мир и морская среда в целом очень чувствительны к климатическим и атмосферным изменениям. Для прогноза их состояния в будущем, необходимого для принятия упреждающих по отношению к негативным последствиям мер, сегодня не хватает достоверной информации по многим факторам и процессам. Принятие же решений в условиях неопределенности всегда сопряжено с большим риском. Поэтому, «чтобы определить влияние океанов и всех морей на глобальные системы и предсказать характер природных и антропогенных изменений в морских и прибрежных экосистемах, необходимо реорганизовать и значительно усилить механизмы сбора, обобщения и распространения информации, получаемой в рамках исследований и систематического наблюдения» (п. 17.101).
Упомянутые неопределенности касаются прогнозирования повышения уровня океанов и морей в результате глобального потепления климата, последствий повышения уровня ультрафиолетового излучения в результате истощения озонового слоя, а также закономерностей взаимодействия океанов и атмосферы (п.п. 17.101 - 17.119).
Отдельно рассмотрены проблемы устойчивого развития применительно к малым островам, экосистемы которых характеризуются малой устойчивостью (п.п. 17.128 - 17.141).
|