Коптюг В.А. Наука спасет человечество (Новосибирск, 1997) - Байкал: новые задачи

Rambler's Top100
Наука спасет человечество - Содержание
 
 

IV.1. БАЙКАЛ

БАЙКАЛ: НОВЫЕ ЗАДАЧИ

"Наука в Сибири", 18 июня 1987 г.;
то же - "НТР: проблемы и решения," N 16, 1987 г.

Было принято несколько постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР по Байкалу, в том числе постановление "О мерах по обеспечению охраны и рационального использования природных ресурсов озера Байкал в 1987-1995 годах". И хотя эти постановления не были выполнены полностью, они оказали в целом положительное влияние. Статья касается в основном последнего постановления 1987 г. и содержит ряд общих оценок и постановок задач. (Прим. ред.)

Академия наук СССР и ее Сибирское отделение еще в 1958 г. на Конференции по развитию производительных сил Восточной Сибири, проводившейся в г. Иркутске по инициативе академика И.П.Бардина, выступили с научно обоснованной точкой зрения на необходимость охраны озера Байкал и, в частности, на недопустимость строительства там предприятий целлюлозно-бумажной промышленности.

Большинство ученых Академии наук последовательно добивались от министерств и ведомств самого серьезного отношения к проблеме сохранения уникального природного комплекса. К сожалению, в последующие годы не удалось достигнуть внутри АН СССР единства позиции по целому ряду таких кардинальных проблем, как строительство и последующее функционирование Байкальского и Селенгинского комбинатов. Теперь совершенно ясно, что точка зрения академика Н.М.Жаворонкова и некоторых других ученых о безопасности целлюлозно-бумажного производства для экосистемы озера Байкал была ошибочной и привела к большим непроизводительным потерям в народном хозяйстве страны. Сейчас ситуация в Академии наук СССР коренным образом меняется, и нет сомнений, что, несмотря на естественные различия позиций отдельных ученых, Академия наук сможет вырабатывать интегрированную точку зрения по самым сложным вопросам.

Одновременно будет проходить разработка важнейших документов. Главный из них - "Генеральная концепция развития производительных сил в бассейне озера Байкал" с комплексом организационно-хозяйственных мероприятий, обеспечивающих экономическое и социальное развитие этого региона с учетом его особенностей и необходимости строгого соблюдения требований по поддержанию благоприятной экологической обстановки. В подготовке этого документа Академии наук СССР не отведена роль главного разработчика. Однако в соответствии с программой работ, составленной Госпланом СССР, мы готовы взять на себя разработку одного из важнейших пунктов - общей стратегии совершенствования экономического и социального развития региона. Для подготовки предложений в Сибирском отделении АН СССР создан временный межинститутский коллектив под руководством докторов наук В.Е.Викулова, В.И.Гурмана, Э.Е.Дроздовского и В.М.Корсунова, где объединены научные силы Иркутского и Бурятского научных центров. Утверждено техническое задание, предусматривающее разработку на основе ранее накопленных материалов широкого круга вопросов. В него входят: анализ современных средств и принципов организации общественного производства и природопользования, формирование эколого-экономических моделей и анализ возможных сценариев развития региона по группам - от реально-плановых, отражающих сложившуюся структуру и динамику развития региона, до ориентированных на прогрессивные технологии и формы организации общественного производства, с преимущественным развитием отдельных комплексов (добывающего, рекреационного и др.). Предполагаются выбор вариантов, близких к оптимальным по эколого-экономическим параметрам, и подготовка соответствующих рекомендаций.

Работая над "Генеральной концепцией...", следует помнить, что аналогичные документы разрабатывались и ранее, однако не нашли соответствующей реализации. Так, в июне 1965 г. Президиум АН СССР рассмотрел и одобрил доклад академиков И.П.Герасимова и А.А.Трофимука "Основные направления генеральной схемы комплексного использования природных ресурсов озера Байкал". На этой основе институтом Ленгипрогор Госстроя РСФСР была подготовлена "Генеральная схема комплексного использования природных ресурсов озера Байкал и его бассейна", представленная впоследствии в Совет Министров СССР, в 1979 г. по поручению ГКНТ Институт экономики и организации промышленного производства СО АН СССР разработал и представил в соответствующие инстанции "Рекомендации по народнохозяйственному освоению озера Байкал и его водосборной площади, обеспечивающие сохранение и нормальное функционирование экосистемы озера". Указанные документы будут учтены при разработке настоящей "Генеральной концепции...". Однако хотелось бы, чтобы уже сейчас был решен вопрос о правовом статусе этого и других упомянутых в постановлении документов и определено их место в системе предплановых и плановых работ.

Второе, что хотелось бы отметить в связи с подготовленной Госпланом СССР программой работ, это необходимость разделения во времени разработки генеральной концепции и разработки организационно-хозяйственных мероприятий. Отрасли должны иметь возможность итерировать концепцию своего развития с общей стратегией экономического и социального развития региона, а соответствующие мероприятия должны проистекать из принятых решений.

Тесно связана с "Генеральной концепцией развития производительных сил..." Территориальная комплексная схема охраны природы бассейна озера Байкал (ТерКСОП) - крупномасштабный региональный проект, разработка которого поручена институту Ленгипрогор Госстроя РСФСР. Программа разработки ТерКСОПа Байкала утверждена Научно-техническим советом Госстроя СССР в ноябре 1986 г. В этой работе принимают участие 35 учреждений различных министерств и ведомств и среди них 13 ведущих институтов СО АН СССР. В соответствии с постановлением Сибирское отделение представило генеральному разработчику научно обоснованные рекомендации, необходимые для разработки территориальной комплексной схемы.

Региональными законами для охраны природных ресурсов призваны служить нормы допустимых воздействий на экосистему и Правила охраны вод озера Байкал и естественных ресурсов его бассейна. Нужно прямо сказать, что их составление - это исключительно сложная задача. Современная экология не дает возможности надежно предсказать последствия изменения среды обитания организмов для сложившейся в течение миллионов лет равновесной экосистемы, а на вопрос, насколько равновесие устойчиво, не может наука дать ответ нигде в мире. Байкал - уникальное озеро с огромным объемом воды и огромной инерционностью, и потому здесь особенно недопустим никакой риск. Требуются принципиально новые подходы, новая концепция Правил, которая не могла быть апробирована на других пресноводных водоемах. Создание такой концепции мы начали.

Прежде чем вырабатывать нормы и правила, нужно четко определить, что мы хотим сохранить. Мы считаем, что охране подлежат четыре главные равноправные ценности Байкала:
- уникальная экосистема озера, обеспечивающая чистоту его вод;
- природные ландшафты побережья озера как памятник природы;
- воздушная среда;
- лесные, рыбные, водные и другие ресурсы бассейна озера.

Все сейчас глубоко осознали требование общественности сохранить красоту Байкала как уникального явления природы, как непреходящей ценности нашего народа и всего человечества, поэтому сохранение ландшафтов должно учитываться как равноправное при выработке всех норм и правил.

Другой момент, который хотелось бы подчеркнуть: Правила не должны носить ведомственного характера - нам надо сохранить и качество воды в пределах требований Минводхоза и Минздрава, и запасы рыбы для Минрыбхоза, но прежде всего, конечно, весь природный комплекс.

Как этого добиться? Мы предлагаем разбить водоохранную площадь на две зоны с разным характером природопользования. Первая зона непосредственно примыкает к Байкалу - ее внешняя граница отстоит от побережья на 10-50 км. В нее входят, в частности, все байкальские заповедники и национальные парки. В этой зоне наряду с особыми требованиями к загрязнению воды и воздуха необходимо добиваться сохранения и восстановления природных ландшафтов. Здесь вообще неуместна крупная промышленность, даже с безвредными промвыбросами, не говоря уже о вредных. Решения о способах использования этой зоны, о размещении в ней разных объектов следует принимать с обязательным участием писателей, художников, архитекторов. Охраняемой ценностью здесь должна быть не только экосистема, но и красота. Во второй зоне, охватывающей всю остальную водоохранную территорию, требования к сохранению природных ландшафтов могут быть менее строгими. Возможно разбиение этой зоны на более мелкие в связи с разными видами природопользования.

Для всей водоохранной площади Байкала необходимо достигнуть в 1987-1995 гг. планомерного снижения вредного воздействия хозяйственной деятельности. При этом на фоне последовательного снижения водопотребления необходимо:
- прекратить выбросы всех остротоксичных веществ от точечных промышленных и городских источников (таких, как свободный хлор, используемый при хлорировании бытовых сточных вод, смоляные кислоты - приоритетные токсиканты от производства небеленой сульфатной целлюлозы, и т.д.);
- прекратить выбросы экотоксикантов длительного действия - вредных веществ, способных долгое время сохраняться в экосистемах, накапливаться водными организмами, концентрироваться в пищевых цепях (хлоргваяколы, хлорфенолы и т.п.);
- ограничить и планомерно снижать выбросы промышленностью тех вредных веществ, которые уже присутствуют в озере Байкал и его притоках в фоновых концентрациях (взвеси, тяжелые металлы, легко- и трудноокисляемая органика, соли и др.) или быстро разлагаются на нетоксичные компоненты;
- ограничить поступление в озеро рассеянных выбросов биогенных элементов и химикатов от сельского хозяйства.

Таким образом, предлагается считать недопустимым поступление на водосборную площадь и в озеро Байкал через воду и воздух таких веществ, которые отсутствовали в нем до начала антропогенных воздействий и являются опасными экотоксикантами, т.е. токсичными для гидробионтов соединениями, способными накапливаться в трофических цепях.

Одновременно необходимо выработать нормы предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых выбросов (ПДВ) из точечных источников таких веществ, которые присутствуют в озере Байкал в фоновых концентрациях. При этом на первом этапе (1987-1990 гг.) можно руководствоваться наиболее жесткими из утвержденных к настоящему времени ПДК и ПДВ, разработанными на основе токсикологических, органолептических, водохозяйственных или рыбохозяйственных критериев. На втором этапе (1991-1995 гг.) предельные нормативы следует устанавливать для каждого из предприятий бассейна озера Байкал индивидуально, исходя из необходимости достигнуть уровня удельных показателей наилучших известных в мире технологий.

Выполнить указанную программу без тесного взаимодействия различных организаций, прежде всего науки, плановых органов и промышленности невозможно. Сибирское отделение АН СССР фактически предлагает принципиально новый подход к охране природы в пределах бассейна озера Байкал, основанный на планировании достижения производством уровня наилучших известных технологий и последовательного достижения этого уровня всеми предприятиями.

Такой подход полностью оправдал себя в ряде стран мира - в США, Швеции, Финляндии и др. и позволил добиться быстрого снижения уровня загрязнения даже в условиях роста производства. Введение такого подхода по всей территории СССР в настоящее время вряд ли возможно, но в бассейне озера Байкал, где число предприятий невелико (около 300), его осуществление в установленные сроки вполне реально.

Ни Академия наук, ни какая-либо другая организация не смогут составить полный список веществ и их концентраций, которые были бы допустимы к сбросу в водосборный бассейн Байкала (речь идет о веществах, присутствующих в воде озера Байкал или достаточно быстро разлагающихся на безопасные компоненты). Веществ, сбрасываемых промышленностью, очень много, и каким бы подробным этот список ни был, всегда можно упустить из вида важный и очень вредный токсикант.

Выход видится в том, чтобы взять на вооружение опыт передовых отраслей, которые ориентированы на достижение мирового уровня. Начиная производство новой продукции и определяя ее качество, промышленность представляет в Госстандарт карту технического уровня - документ, содержащий характеристики нового изделия в сравнении с характеристиками лучших известных в мире аналогов. Если уровень оказывается выше мирового, то изделию присваивается Знак качества.

Мы хотели бы, чтобы такой своеобразный природоохранный Знак качества стоял на всех промышленных и бытовых технологиях водосборного бассейна Байкала, и потому предлагаем, чтобы каждое из предприятий региона регулярно (один раз в пятилетку) составляло и представляло в Межведомственную Байкальскую комиссию природоохранные паспорта с картами технического уровня. В этих документах будут даны анализ известных в мире решений, позволяющих добиться наименьших загрязнений на единицу продукции (тонну целлюлозы, киловатт энергии, наконец, на тысячу рублей стоимости), сведения о наличии подобных технологий в СССР, перечень и значение концентраций в абсолютном и удельном выражении (на единицу продукции) веществ, выбрасываемых в воздух и воду, а также сведения об абсолютном и удельном водопотреблении в сравнении с наилучшими в мире технологиями, о возможности и ориентировочной стоимости мероприятий по достижению наилучших известных в мире показателей. Располагая такими материалами, Межведомственная комиссия с помощью соответствующих органов, в том числе и Академии наук СССР, могла бы проводить экспертизу опасности производства для экосистемы Байкала и предлагать планы природоохранных мероприятий, утверждать для данного предприятия ПДК и ПДВ, исходя из меры опасности, экономических соображений, наличия контрольной аппаратуры, технологий и т.д.

Имея конкретные списки выбрасываемых веществ, учреждения Академии наук могли бы организовать целенаправленные исследования их воздействий на экосистему.

Очень нужна аналогичная экспертиза проектов. Приведу пример: в Улан-Удэ сейчас работают достаточно хорошие очистные сооружения, их обслуживают высококвалифицированные специалисты. Через эти сооружения проходит большая часть не только бытовых, но и промышленных стоков города, из которых успешно удаляются взвеси, органика, фенолы, нефтепродукты, тяжелые металлы и т.д. Однако после этой очистки стоки по требованию Минздрава (для уничтожения микробов и вирусов) хлорируют - и в итоге в Селенгу поступает 200 000 м3 в день остротоксичных для водных организмов хлорсодержащих стоков!

Анализ литературы по охране природы в целлюлозно-бумажной промышленности показывает, что на лучших предприятиях мира выброс примесей в воздух на тонну целлюлозы в десятки раз меньше, чем на БЦБК. Но, по предварительным данным, мировой уровень по выбросам в воздух не будет достигнут там даже после осуществления мероприятии, предусмотренных постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР.

Мы готовы совместно с Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом и Институтом экологической токсикологии Минлесбумпрома подготовить первую экспериментальную карту технологического уровня для БЦБК. В дальнейшем всю оперативную работу и контроль за реализацией программы составления карт мог бы взять на себя аппарат Межведомственной комиссии, который, по нашему мнению, необходимо создать в Иркутске и Улан-Удэ.

Академия наук СССР и ее Сибирское отделение готовы продолжать работать вместе с промышленностью и по совершенствованию технологических процессов. Однако в этой связи хотелось бы, чтобы и промышленность постоянно, а не от постановления к постановлению проявляла достаточную активность и заинтересованность.

Так, на совместном совещании Минлесбумпрома и Сибирского отделения АН СССР в 1974 г. были приняты рекомендации по внедрению целого ряда технологических процессов, направленных на очистку сточных вод и утилизацию отходов Байкальского ЦБК. К сожалению, руководство БЦБК быстро потеряло к ним интерес.

Среди рекомендованных разработок была и эффективная электрокоагуляционная технология очистки сточных вод, разработанная Иркутским институтом органической химии СО АН СССР. Прошло 13 лет, прежде чем в очередном постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР появилась запись, обязывающая Минлесбумпром ввести в действие на БЦБК опытно-промышленную установку по очистке сточных вод отбельного цеха методом электрокоагуляции. Сейчас заканчивается внедрение технологии обезвоживания скопа древесно-подготовительного цеха, что позволяет полностью решить проблему сжигания корьевых отходов на ТЭЦ комбината, готова к внедрению другая разработка ИрИОХа - электрокинетическая технология обезвоживания шлам-лигнина. Институт готов начать разработку технологии электрофлотационного удаления взвешенных веществ из дренажных вод цеха переработки осадков и др.

Одна из важнейших задач - расширение комплексных исследований такого уникального объекта, каким является озеро Байкал. Работы, ведущиеся в этом направлении, представлены отдельной подпрограммой в региональной научно-исследовательской программе "Сибирь". В соответствии с постановлением директивных органов Сибирским отделением АН СССР была сформирована и в апреле 1983 г. представлена на утверждение региональная научно-исследовательская программа "Ресурсы бассейна озера Байкал". Ее исполнителями являются 49 учреждений и организаций, принадлежащих 12 министерствам и ведомствам. Большое число исполнителей затруднило согласование, и программа была утверждена Государственным комитетом по науке и технике только в июне 1986 г., что послужило поводом упрекнуть Сибирское отделение АН СССР в невыполнении указанного задания в установленные сроки.

Среди 15 институтов Сибирского отделения - соисполнителей программы главным является Лимнологический институт. В 1975 г. институтом был опубликован капитальный десятитомный отчет по Координационному плану научных и экономических исследований, связанных с рациональным использованием природных ресурсов бассейна озера Байкал. Он содержит фундаментальную сводку данных по Байкалу и научное обоснование многих мероприятий, упомянутых в постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 апреля 1987 г. К сожалению, в последующие годы институт снизил свою активность и не обеспечил перевод исследований на качественно новый уровень, отвечающий резко возросшим современным требованиям. И хотя ЛИН в целом придерживался стратегически правильного направления в защите озера Байкал, предъявленные ему претензии в части доказательности выводов и прогнозов во многом справедливы.

Сибирское отделение АН СССР приняло меры по укреплению Лимнологического института, подъему его исследований на современный уровень. В институте создан новый отдел физико-химической биологии. Основу этого отдела составил коллектив молодых и способных специалистов из Новосибирского научного центра во главе с лауреатом Государственной премии СССР, доктором химических наук М.А.Грачевым. Главными задачами отдела являются применение и развитие методов молекулярной биологии и биохимии, генного анализа для фундаментальных исследований экосистемы и природных ресурсов Байкала.

Одной из задач отдела будет также разработка методов и приборов для ультрамикроанализа. Более ранней разработкой этого коллектива является серийно выпускаемый промышленностью, хорошо известный в СССР и за рубежом хроматограф "Милихром". Развитие экологического приборостроения мы считаем одной из важных задач Иркутского научного центра - в СССР парк таких приборов совершенно недостаточен, а без них необходимый контроль не поставить.

Лимнологическому институту предстоит резко поднять и уровень своих фундаментальных исследований в области общей биологии. Именно биологов всего мира Байкал привлекает как уникальная экосистема, и нужно развивать здесь экологическую биологию как предмет широкого международного сотрудничества.

Следует, однако, заметить, что резкое повышение уровня исследований ЛИН невозможно без оснащения института новейшим оборудованием, значительная часть которого не выпускается нашей промышленностью. К сожалению, обращение Сибирского отделения АН СССР по этому вопросу в Госплан СССР не дало результата.

Вопросы экологии и рационального природопользования должны получить более широкое развитие и в Институте биологии БФ СО АН СССР. Больше внимания должно быть уделено оптимизации структуры сельского хозяйства Забайкалья с учетом требований, предъявляемых к регионам особого природопользования, каким является водосборный бассейн озера Байкал.

Особую роль в природном комплексе бассейна озера Байкал и сохранении качества вод озера играют леса. Лесные природные комплексы контролируют (фильтруют, переводят во внутрипочвенные, избавляют от избытка биогенных элементов) до 80-90% вод, поступающих в водосборный бассейн озера. Леса являются также одним из главных компонентов природных ландшафтов.

Давно и продуктивно работает по этому кругу проблем Институт леса и древесины СО АН СССР. Многие его рекомендации утверждены законодательно и введены в действие. Не вызывает сомнения, что институтом будут решены и новые задачи, вытекающие из постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 13 апреля 1987 г.

Сибирское отделение АН СССР в целом ясно осознает ответственность за проведение исследований по вопросам, вытекающим из указанного постановления, окажет необходимое содействие этим работам и примет должные меры по контролю за их темпами и эффективностью.

 СО РАН 
  
 
Байкал: новые задачи // Коптюг В.А. Наука спасет человечество. - Новосибирск: Издательство СО РАН НИЦ ОИГГМ, 1997. - С.119-125.
 
НазадСОДЕРЖАНИЕФАЙЛ PDFПродолжение

В.А.К. | О Коптюге | Новости | Труды | Идеи | Библиотека | Каталог | Интернет | Альбом | Поиск

  © 1997-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирский Академгородок)  

Модификация: Wed Feb 27 14:49:10 2019 (45,745 bytes)
Посещение 3114 с 12.04.2011