О ПЕРЕСТРОЙКЕ СРЕДНЕЙ И ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Выступление на Пленуме ЦК КПСС 17 февраля 1988 г.
Сфера образования - это зеркало и одновременно фундамент общества, основа его развития в настоящем и будущем. Здесь формируются основы знаний и мир нравственных ценностей человека, одной из которых должен быть, безусловно, труд, а точнее - чувство гордости созидательным творчеством труда. Долговременные цели перестройки не могут быть достигнуты без кардинальной перестройки сферы образования. Вот почему обсуждаемые сегодня проблемы так сильно волнуют всех. Я хотел бы в связи с этим привести одну цитату, иллюстрирующую отношение к вопросам образования в противостоящем нам лагере:
"Благосостояние нации и обороноспособность страны сейчас определяются вовсе не сырьем, не минеральными и другими природными ресурсами и даже не капиталом. Решающим источником экономического роста все более становятся знания, а также индивидуальная и общественная способность их использования... Поэтому центр тяжести в политическом, военном и экономическом противостоянии мировых держав все сильнее смещается в сферу... образования". Такой вывод сделала в свое время специальная комиссия, готовившая доклад Президенту США по перспективам развития науки, техники и экономики.
Мне хотелось бы поделиться некоторыми соображениями по проблемам стыковки различных уровней системы образования, опираясь на опыт становления и развития Сибирского отделения АН СССР.
Сибирское отделение создавалось в кадровом отношении почти на пустом месте. Известно, что костяк первых институтов Новосибирского Академгородка формировался из высококвалифицированных специалистов, согласившихся переехать из европейской части страны в Сибирь. Сегодня территориальная сеть научных учреждений Сибирского отделения включает в себя научные центры в Новосибирске, Томске, Красноярске, Иркутске, Улан-Удэ и Якутске и отдельные институты в Барнауле, Кемерове, Кызыле, Омске, Чите. В составе Отделения работают 83 члена Академии наук СССР, 730 докторов наук и 5060 кандидатов наук. Отделение стало поставщиком высококвалифицированных кадров для высшей школы, отраслевой науки и промышленности Сибири.
Весомость сегодняшнего кадрового потенциала Отделения является следствием заложенной академиком М.А.Лаврентьевым и его соратниками широкой системы подготовки кадров. Я не имею возможности по времени останавливаться на ее существе. Отмечу лишь две важные особенности, которые сегодня относятся к категории очевидных.
Первая - это понимание непрерывности и единства образования и, как следствие, взаимного перекрывания звеньев "школа - техникум", "школа - вуз", "вуз - научные учреждения", "вуз - предприятия". Разгораживание сферы образования министерскими барьерами создает серьезные помехи развитию системы образования в целом. А поэтому необходимы организационные формы, хотя бы частично разрушающие эти барьеры.
Вторая - сфера образования является главным звеном в решении долгосрочных задач общества - и экономических, и научно-технических, и идеологических. Именно здесь должны закладываться основы будущих революционных преобразований. А это значит, что для сферы образования недопустима закостенелость, недопустимо ее опутывание томами инструкций, предписаний, единых учебных планов и т.д., лишающих преподавателей (и особенно учителей школ) возможности творчества и создающих благоприятные условия для серости, для "стрижки под одну гребенку".
Сегодня эти положения очевидны, но когда в 1979 г. я вступал на пост ректора Новосибирского государственного университета, мне на коллегии Минвуза СССР было предписано в месячный срок устранить все так называемое "оригинальничание", которое было положено в основу функционирования университета, и ввести его работу в рамки общепринятых в то время канонов. Чем же отличался Новосибирский университет от устоявшихся канонов?
1. Интеграцией высшего образования и науки с широким привлечением ведущих ученых Отделения к преподавательской работе в университете; отказом от создания в нем материальной базы для специализации студентов на четвертом и пятом курсах и использованием для этих целей лабораторий и научного оборудования исследовательских институтов; признанием научных исследований как мощного фактора овладения знаниями и выработки внутренней потребности к постоянному самообразованию.
2. Работой по индивидуальным учебным планам, утверждаемым не министерством, а самим университетом, - планам, которые наряду с достижением других целей позволяли выделить полтора-два года из пяти для научной работы.
3. Решительным отчислением, невзирая на нормативы министерства, всех нерадивых и зачислением на их места кандидатов в студенты.
4. Перебрасыванием моста между университетом и средней школой путем проведения олимпиад, заочных и летних школ для учащихся Сибири, а также путем создания ячейки на стыке высшего и среднего образования - первой в нашей стране специализированной физико-математической школы-интерната, которая носит сегодня имя М.А.Лаврентьева. Перечень особенностей Новосибирского университета можно было бы продолжить. В значительной степени они являются развитием знаменитой физтеховской системы.
Несмотря на давление Минвуза СССР, Новосибирский университет, поддержанный Минвузом РСФСР, не отказался от элементов своей системы, которая в дальнейшем в той или иной степени получила развитие в Томском, Красноярском и других университетах Сибири.
Еще раз повторяю, что плодотворность этих экспериментов, вызывавших у некоторых в свое время раздражение, сегодня очевидна и многие из них нашли свое отражение в решениях по перестройке вузовского образования в стране.
Что подсказывает наш опыт? Нельзя допустить, чтобы при ведущейся и дальнейшей перестройке родились новые каноны. Система образования должна быть гибкой, контролируемой по конечному результату - по уровню знаний и гражданственности выпускников школ, качеству подготавливаемых вузами специалистов, - но имеющей право на широкие эксперименты.
Ориентируясь на стратегические цели перестройки системы образования в стране, мы хотели бы продолжить совершенствование имеющихся и отработку новых форм.
Прежде всего о специализированных физико-математических и химико-биологических школах-интернатах. Приходится иногда сталкиваться с мнением об элитарности подобных школ и связанных с этим негативных следствиях. Это ошибочное представление, не учитывающее систему отбора учеников. Новосибирская ФМШ, например, избегает принимать в свои стены способных учеников из сильных школ больших городов, в которых есть возможность для развития способностей этих учеников. Приоритет отдается потенциально одаренным юношам и девушкам из сельских школ и школ рабочих поселков и малых городов, чтобы помочь этим ученикам должным образом подготовиться к вхождению в систему высшего образования. Таким образом, решается важная социальная задача - обеспечить одаренным детям возможность реализовать равное право на высшее образование в условиях неодинакового в территориальном плане качества среднего образования и конкурсности поступления в вузы.
В специализированных школах накоплен значительный опыт интенсификации и углубления учебного процесса благодаря творческой работе преподавателей, причем без утраты гуманитарных аспектов школьного образования. В случае Новосибирской ФМШ, функционирующей при Новосибирском государственном университете, этот творческий процесс обусловлен перекрыванием интересов и возможностей самой школы, университета и научных учреждений Новосибирского научного центра СО АН СССР, т.е. взаимодействием систем среднего и высшего образования и сферы науки. В состав Ученого совета Новосибирской ФМШ входит 15 докторов наук, в том числе ректор университета. Ведут занятия 5 докторов и 43 кандидата наук.
В таких творческих точках целесообразно создание научных ячеек по развитию методологии преподавания в старших классах средней школы. Так, преподаватели Новосибирской ФМШ разработали десять оригинальных курсов по математике, столько же по физике, несколько курсов по химии и биологии. Эти курсы используются многими учителями обычных школ Сибири. Нам представляется, что специализированные физико-математические и химико-биологические школы-интернаты при крупнейших университетах (Московском, Ленинградском, Киевском и Новосибирском) целесообразно преобразовать в научно-учебные центры экспериментального обучения как структурные подразделения соответствующих базовых университетов с тем, чтобы узаконить и стимулировать работу преподавателей таких специализированных школ по методологии преподавания. Важно, что продуктом этой работы является не схоластическое теоретизирование о том, как надо преподавать, а конкретные курсы для распространения по школам, которые сочтут их приемлемыми для себя. Такой шаг позволит, кроме того, шире подключить к решению проблем методологии школьного образования научно-исследовательские секторы университетов, в том числе к решению проблем использования ЭВМ в образовании, поскольку и здесь для систем среднего и высшего образования есть области взаимного перекрытия.
Касаясь статуса специализированных школ-интернатов, следует заметить, что давно назрел вопрос о пересмотре установленной нормы питания, которая в несколько раз ниже нормы для спортивных школ-интернатов. Как справедливо заметил один из товарищей, с которым обсуждался этот вопрос в поисках его решения: "Мы ценим ноги значительно выше, чем голову". Мизерность установленной нормы высветилась в неприятном аспекте, когда начались обмены делегациями наших школьников с США (Академия Филиппе, г. Андовер).
Касаясь стыковки звеньев различных сфер образования, хочу поднять еще один вопрос.
В соответствии с принятыми решениями сегодня большое значение придается поднятию компьютерной грамотности школьников и внедрению вычислительной техники в учебный процесс. Правильно поставлен вопрос, что помощь школам в решении этой задачи - долг всех министерств и ведомств. Активно включились в эту работу и научные центры Сибирского отделения АН СССР. Оказывается помощь в оснащении компьютерных классов, подготовке и переподготовке учителей, создаются учебные и методические пособия и т.д.
В решении задачи компьютеризации школ и техникумов еще очень много проблем и трудностей как технических, так и идейно-методологических. Я не могу сейчас останавливаться на них. Замечу лишь по собственному опыту, что в каждой области, в которую вторгается вычислительная техника, на первых этапах развивается так называемый "компьютерный синдром" - желание представить ЭВМ как панацею от всех бед. Со временем это проходит и все становится на свои места. Важнее сейчас другое - эффективно интегрировать усилия всех участников этой важной работы на местах. Скажем прямо - местные органы народного образования на это не способны. Нам представляется, что такой интегрирующей силой могут выступить, а во многих случаях уже выступают, ведущие вузы и в первую очередь ведущие университеты.
Приведу в качестве примера Советский район г. Новосибирска, в котором расположен Новосибирский научный центр вместе с университетом и который на основе соответствующего постановления СМ РСФСР определен как один из районов эксперимента по сплошной компьютеризации школ.
В этой работе принимает участие большинство академических институтов центра, Новосибирский государственный университет Минвуза РСФСР, расположенный здесь же Институт информатики и вычислительной техники АПН СССР и, в меру своих сил и возможностей, районо. В целом работу координирует Научный совет по проблемам образования СО АН СССР, возглавляемый ректором Новосибирского университета.
Работа ведется неплохими темпами, причем результаты ее, естественно, выходят и за пределы района - на город, область и шире. Работают межобластные курсы соответствующей подготовки учителей Сибири, Дальнего Востока и Урала; изданы и распространены по школам методические указания по курсу "Основы информатики и вычислительной техники", проводится летняя школа юных программистов и т.д.
Во всей этой работе отчетливо вырисовывается центральная роль университета. Институт АПН СССР еще молод и в системе АПН ему трудно набрать силы. Нам представляется, что дело выиграет, если он станет исследовательско-методическим институтом при Новосибирском государственном университете. С этих позиций следовало бы взглянуть и на другие родственные институты АПН. Дело в том, что ведущие вузы страны уже накопили большой опыт работы по использованию ЭВМ в учебном процессе и такая интеграция была бы очень полезной для общего дела.
Таким образом, речь идет о создании вокруг Новосибирского университета с опорой на научно-технический и кадровый потенциал Новосибирского научного центра СО АН СССР крупного центра интегрированного исследования проблем образования. Нам представляется, что принятие такого решения полностью соответствует духу концепции построения в стране целостной системы образования.
Естественно, предлагаемая модель не универсальна (да мы и не сторонники универсальных моделей в области образования), но она могла бы быть использована с определенными модификациями во многих научных центрах, в том числе и в других центрах Сибирского отделения АН СССР - например, в Томске, Красноярске, Иркутске.
Довольно широко известны, в частности, интересная программа работы с детьми в Томском научном центре и его плодотворные связи с системой высшего образования.
Центр интегрированного исследования проблем образования, естественно, должен включать и звенья поствузовского образования. При ведущих университетах они имеются. Так, при Новосибирском университете работают Институт повышения квалификации преподавателей общественных наук вузов Сибири и Дальнего Востока (с 1973 г.), факультет повышения квалификации преподавателей вузов по математике и физике (с 1968 г.), специальный факультет по экономическому прогнозированию и перспективному планированию для повышения квалификации руководящих работников министерств, объединений и крупных предприятий РСФСР (с 1977 г.), курсы повышения квалификации научно-технических специалистов в области автоматизации и вычислительной техники. Время требует существенного расширения этой работы. Однако здесь у нас есть серьезные трудности, связанные с ограниченностью возможностей дополнительного строительства. Решение этого вопроса, видимо, придется отложить до лучших времен.
Хотелось бы надеяться, что в ходе дальнейшей перестройки системы образования наши предложения будут рассмотрены, учитывая, в частности, и то обстоятельство, что интегрированный подход, как показывает опыт Сибирского отделения АН СССР и Минвуза РСФСР по стыковке высшего образования и науки, более эффективен и менее ресурсоемок, чем раздельное развитие. А вопрос о ресурсах при перестройке системы образования весьма существенен. Поэтому Сибирское отделение АН СССР в целом за единство государственного управления системой образования в стране.
В заключение хочу отметить, что служба юношей в рядах Советской Армии - это долг гражданина Страны Советов. Но нельзя не видеть того, что прерывание учебы в вузе призывом в армию наносит серьезный ущерб высшему образованию как системе. Часть отслуживших вообще не возвращается в вузы, и затраты на их обучение в значительной степени пропадают. А тем, кто возвращается, приходится затрачивать много сил и времени на то, чтобы снова включиться в учебный процесс. Здесь есть над чем серьезно подумать.
|