Матросов В.М. "...Одного мы должны принести в жертву"

Rambler's Top100
Памяти В.А.К.

В.М.Матросов

    "...ОДНОГО МЫ ДОЛЖНЫ
    ПРИНЕСТИ В ЖЕРТВУ"

Валентин Афанасьевич Коптюг - выдающийся ученый нашего времени и великий гражданин нашей страны. Наибольший расцвет его таланта и творческих сил относится к 70-90-м годам, когда он получил первостепенные результаты в науке, был избран академиком и занимал посты председателя Сибирского отделения и вице-президента Российской академии наук. Но науке и нашей Родине Валентин Афанасьевич беззаветно служил всю жизнь и отдавал этому все свои силы без остатка.

Академик В.А.Коптюг приобрел всемирную известность своими фундаментальными исследованиями в области органической химии, в частности синтеза органических веществ. Еще в 70-е годы Валентином Афанасьевичем была создана современнейшая система компьютерной информатизации и автоматизации научных исследований в области органической химии. Им многое сделано для внедрения математических методов и вычислительной техники в научные исследования по анализу и синтезу органических веществ.

Помню, на заседании в Новосибирском академгородке в 1980 году выдвигались кандидатуры на пост председателя Сибирского отделения РАН. Их было несколько: молодой академик В.А.Коптюг, ректор Новосибирского университета, блестяще проявивший себя умением не только получать первоклассные научные результаты, но и решать непростые кадровые и научно-организационные проблемы университета; выдающийся экономист академик А.Г.Аганбегян и другие. Представляя кандидатуры, прежний председатель Сибирского отделения, уже назначенный председателем ГКНТ СССР и заместителем председателя Совета Министров СССР, академик Г.И.Марчук говорил: "У нас несколько достойных кандидатур крупных ученых и прекрасных организаторов, и нам важно сделать правильный выбор, учитывая, что обязанности председателя Сибирского отделения требуют полной отдачи сил и мы, по сути дела, должны одного из наших академиков принести в жертву процветанию и развитию Сибирского отделения, всего нашего научного сообщества в Сибири".

Рекомендуя кандидатуру академика В.А.Коптюга на пост председателя Отделения, Г.И.Марчук отметил: "Зная хорошо эрудицию, возможности, склад характера, научный и организаторский потенциал Валентина Афанасьевича, считаю, что он способен на такую жертву. В случае его избрания мы можем быть уверены, что наше научное сообщество получит первоклассного лидера".

Последующая деятельность Валентина Афанасьевича целиком и полностью подтвердила эти слова. Он был беззаветно предан делу развития науки в Сибири и, не считаясь со временем, не жалея здоровья и сил, всегда с громадной перегрузкой, достойно нес эту непосильную ношу.

В 80-е годы, когда Сибирское отделение активно развивалось, его председателя постоянно можно было видеть в окружении соратников, вместе они напряженно искали наилучшие пути решения проблем развития новейших и важнейших направлений науки, организации и становления новых институтов и научных центров в Сибири. Деятельность эта была весьма продуктивна и принесла Валентину Афанасьевичу славу человека несгибаемого в отстаивании своих принципов, неподкупного, кристально честного, ставящего интересы дела неизмеримо выше своих личных и достойно представлявшего и отстаивавшего интересы науки в Сибири, в стране, а также в мире.

В эру Валентина Афанасьевича Коптюга прогрессивные принципы организации науки, заложенные основоположниками Сибирского отделения при его создании, были не только сохранены, но и приумножены. Творческая атмосфера, доброжелательность, гуманность, демократичность и свобода высказываний разительно отличали и отличают Сибирское отделение от других. Эти качества, с моей точки зрения, в Новосибирске на голову выше, чем в Москве.

В 90-е годы академик В.А.Коптюг превратился в непримиримого борца с коварными и страшными силами, губящими страну и ее науку. Он стал символом порядочности и чести ученого, патриота и государственного деятеля России, достойного ее представителя в мировом научном сообществе. Вокруг него обычно можно было видеть людей, не боящихся правды, объективно анализирующих трудные ситуации и намечающих пути, обеспечивающие выживание и развитие научных комплексов Российской академии наук, самой России, стран СНГ и всей цивилизации.

В 1992 г. В.А.Коптюг участвовал в подготовке и работе Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию, которая проходила в Рио-де-Жанейро на уровне глав государств и правительств. Конференция "констатировала невозможность движения развивающихся стран по пути, которым пришли к своему благополучию развитые страны. Эта модель признана ведущей к катастрофе, и провозглашена необходимость перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития, обеспечивающего должный баланс между решениями социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды, удовлетворение основных жизненных потребностей нынешнего поколения с сохранением таких возможностей для будущих поколений.

Если человечество не сделает этого, то его ждет катастрофа.

Совершить революционный переход к новому партнерскому типу взаимоотношений в мире, к новому характеру производства и потребления человечество сможет только в том случае, если все слои населения во всех странах осознают безусловную необходимость такого перехода и будут ему всемерно содействовать", - писал В.А.Коптюг во вступлении к подготовленному им информационному обзору, опубликованному СО РАН после Конференции.

В нем также отмечалось, что "учитывая огромную историческую значимость Конференции в Рио-де-Жанейро, информационные агентства всего мира широко освещали ход ее работы и комментировали сложные вопросы, по которым велся поиск компромиссных решений... К сожалению, в нашей стране работа Конференции и ее итоги освещались очень скудно", несмотря на то, что "правительствам и парламентам всех стран мира предложено рассмотреть ее решения и сверить с ней свою национальную политику". Долгое время этот прекрасный обзор оставался единственным, а затем лучшим материалом о Конференции "Рио-92".

В последующие годы Валентин Афанасьевич постоянно развивал и популяризировал идеи и принципы устойчивого развития. В апреле 1994 года им была организована в Новосибирском академгородке большая конференция "Закономерности социального развития: ориентиры и критерии будущего развития", которая выявила ряд болевых точек практики и науки, существенно содействовала развертыванию скоординированных исследований сибирских ученых. Единодушным был вывод ее участников о том, что назрели условия для формирования программы РАН, направленной на комплексную разработку модели устойчивого развития России, построенной на учете как социокультурной специфики нашей страны, так и тенденций общемирового развития [1].

Его выступления в печати, на научных конференциях и собраниях политиков и граждан производили на всех неизгладимое впечатление. Такими были, например, его доклады по концепции перехода России к устойчивому развитию в Государственной Думе РФ весной 1995 г., на семинаре, организованном Аналитическим управлением президента Российской Федерации и Российской академией наук в ноябре 1995 г., в Институте машиностроения [2].

Созданная правительством в апреле 1995 г. рабочая группа, в составе которой был и я, подготовила проект Концепции перехода России на модель устойчивого развития. Но при его "редактировании" в Минэкономики РФ экспертами и консультантами правительства РФ, в том числе зарубежными, основные предложения проекта о необходимости кардинального изменения курса реформ для обеспечения перехода России к устойчивому развитию и ряд других были выхолощены и заменены положением о сохранении нынешнего курса реформ. Во многих своих докладах Валентин Афанасьевич говорил о несовместимости пагубного для страны курса реформ 1992-1995 гг. с самой возможностью перехода России к устойчивому развитию. Это же отмечалось на состоявшемся в июне 1996 г. Всероссийском экологическом съезде, который забраковал представленный Минэкономики РФ проект Концепции перехода России на модель устойчивого развития и потребовал его кардинальной переработки. Несмотря на это, проект почти в том же выхолощенном виде был вынесен на рассмотрение и утверждение в Государственную комиссию правительства РФ.

Помню выступление Валентина Афанасьевича как члена этой комиссии на ее заседании в октябре 1995 г. Он утверждал, что нынешний курс реформ ведет нашу страну в тупик и несовместим с переходом ее к устойчивому развитию; в концепции перехода нельзя ограничиваться узко экологическими и экономическими проблемами, как это сделано в предлагаемом проекте, а необходимо рассматривать их в комплексе и с учетом социальных, политических, демографических, финансовых и других факторов, приведших страну к системному кризису. Только при кардинальной смене парадигмы развития страны возможен ее переход на путь устойчивого развития. Но лишь в моем выступлении прозвучала поддержка ясных и бесспорных выводов члена Высшего консультативного Совета по устойчивому развитию при Генеральном секретаре ООН В.А.Коптюга.

Председатель Государственной комиссии правительства РФ, министр экономики д.э.н. Е.Ясин заявил, что как ученый-экономист он знает, что такое социализм, реставрация которого невозможна, что такое капитализм, к которому РФ идет нынешним курсом, но не знает, что такое новый тип общества устойчивого развития, и поэтому путь к нему поддержать не может. Проект был одобрен комиссией в основном в представленном виде, и после еще одной редакционной доработки Концепция была утверждена президентом РФ 1 апреля 1996 г.

Валентин Афанасьевич продолжал критику этого проекта Концепции и готовил обращение к президенту РФ по вопросам национальной стратегии устойчивого развития России. С этой целью он приглашал к себе ведущих ученых РАН, исследовавших проблему и предлагавших научно обоснованные принципы разработки стратегии развития страны. В проекте обращения были слова:

«Опасное состояние страны и ее неустойчивое развитие вынуждают нас обратиться к Вам с этим письмом.

Позитивные результаты начатого этапа реформ: решительный отход от политического единомыслия и внедрение рыночных механизмов, - к сожалению, были перечеркнуты монетаристской политикой, криминальной приватизацией, стихийным характером формирования рыночных отношений. В результате реформы зашли в тупик, мы потеряли возможность относительно мягкой адаптации к системе мировых хозяйственных связей, уровень жизни большинства населения стал недопустимо низок, и в настоящее время наше общество продолжает деградировать во всех сферах жизнедеятельности, как свидетельствует объективная статистика. Научная экстраполяция определяющих социальных, политических и экономических тенденций в будущее указывает, что в случае продолжения нынешнего курса реформ процессы деградации и дестабилизации будут только нарастать и приведут страну к краху.

Между тем в XXI веке Россия может и должна выполнять особую роль в мире. Занимая уникальное геополитическое положение, являясь естественным евразийским мостом, она по-прежнему остается страной с богатейшим природным, территориальным, ресурсным, интеллектуальным, духовным потенциалом, способной интегрировать Восток и Запад, Север и Юг в мирном гармоничном развитии. В то же время в условиях нарастающего и в перспективе все более глубокого дефицита ресурсов на планете Россия становится средоточием интересов многих конкурирующих экономических и политических сил, бесконтрольное действие которых ведет к ее превращению в полуколониальный сырьевой придаток развитых стран.

Пять лет назад Россия имела едва ли не лучшие шансы в мировом сообществе на реализацию в следующем веке принципиально новой парадигмы постиндустриального устойчивого развития. Как результат всего происходящего, сегодня выходу России на восходящую траекторию развития мешает целый ряд препятствий, среди них:

-- отсутствие национальной интегрирующей идеи и системы признанных обществом ценностей;

-- раскалывающие общество социальные диспропорции;

-- передел государственной и общественной собственности, воспринимаемый большинством членов общества как несправедливый;

-- искаженные представления реформаторов-монетаристов, сохраняющих властные полномочия, о необходимом соотношении в экономике роли государственного регулирования и рынка;

-- отсутствие ориентированной на национальные цели политики в области образования, науки, культуры;

-- варварское отношение к природным ресурсам и среде обитания;

-- неадекватная национальным интересам внешняя политика, опасно дестабилизирующая систему международных отношений.

В этих условиях необходима качественно новая национальная стратегия развития, способная не только вывести страну из кризиса, но и обеспечить ее переход к устойчивому развитию, повысить уровень безопасности на планете, в том числе покончить с локальными войнами, развязанными у наших границ.

Как показывает научный, политический, нравственный анализ возможных альтернатив, единственно приемлемой сегодня и на перспективу является национальная стратегия развития России, основанная на принятой мировым сообществом концепции устойчивого развития, поддержанной в Вашем Указе от 4 февраля 1994 г. N 236.

Но разработка общенационального проекта такого развития, кроме основных положений, сформулированных в приложении в Указу, предполагает принятие ряда принципов, на основе которых еще возможно возрождение России в интересах всего общества и действующих в нем социально-политических сил.

Главное - требуется уйти от нынешнего смутного времени путем разработки нового курса развития России, начиная с формирования новых объединяющих и вдохновляющих общество национальных идей, нацеленных на создание общества социальной справедливости и устойчивого развития со своим социально-экономическим укладом, отличным от того, что было у нас при социализме, и того, что было на Западе при капитализме, и кончая их реализацией.

Правительство любой ориентации, нынешнее или то, которое придет ему на смену, будет обязано - в соответствии с императивами устойчивого развития - руководствоваться следующими принципами:

  1. Восстановление органов народовластия, способных консолидировать созидательную энергию общества в реализации национальных стратегических целей.
  2. Прекращение номенклатурно-криминальной приватизации и восстановление законности в отношении бывшей общенародной собственности.
  3. Принятие чрезвычайных мер по ликвидации преступности, криминализации, а также коррупции в органах государственного управления.
  4. Принятие государственной политики восстановления и обновления производственного потенциала, приоритетных отраслей промышленности и сельского хозяйства, основанных на принципах смешанной экономики.
  5. Рационализация взаимоотношений Центра и регионов, РФ и стран СНГ на базе объективных, экономически обоснованных принципов.
  6. Разработка и реализация доктрины национальной безопасности России, включающей оборонные, внешне- и внутриполитические, продовольственные, социальные, экологические и иные компоненты, обеспечивающие жизнестойкость страны.
  7. Разработка и принятие ориентированной на национальные цели политики в области образования, науки, культуры, здравоохранения и демографии.

Разработка национальной стратегии устойчивого развития, включая Повестку дня для России на XXI век, потребует привлечения усилий научного сообщества страны, органов исполнительной и законодательной власти. Предпринятая в последние полтора года попытка создания проекта Концепции перехода России на модель устойчивого развития усилиями правительственных структур не выдержала принципиальной критики и проверки общественным мнением, оказавшись научно не обоснованной, не ориентированной на соответствующие институциональные изменения в стране. В настоящее время Правительством РФ создана еще одна комиссия, но дело вряд ли продвинется в правильном направлении, если не будут учтены упомянутые принципы.

Пора опрометчивых экспериментов прошла, будущие поколения не простят нам бездействия или непродуманных действий в тяжелое для нашей Родины время.

Мы считаем необходимым обеспечить разработку с привлечением лучших отечественных ученых национальной стратегии устойчивого развития России в качестве государственного приоритета, продиктованного только интересами страны и не зависящего от конъюнктурных или партийно-политических интересов. В качестве первого шага целесообразно поручить небольшому комитету в составе 5-7 высококвалифицированных в этой проблематике специалистов в короткий срок подготовить доклад о принципах, целях и задачах национальной стратегии устойчивого развития России. Указанный доклад мог бы явиться основой ежегодного послания президента России Федеральному Собранию накануне нового президентского цикла, переходящего в XXI век, и дальнейшей планомерной научно-исследовательской и организационной работы.

Ваша высокая надпартийная позиция, провозглашающая разработку национальной стратегии устойчивого развития России и необходимость осознания всеми слоями общества ответственности и самоограничений, требуемых для выживания страны и перехода к устойчивому развитию, могла бы консолидировать наше общество, раздираемое внешними и внутренними угрозами, противостояниями накануне предстоящих парламентских и президентских выборов, мобилизовать его силы и средства на движение к обществу социальной справедливости и устойчивого развития» (июнь 1995 г.).

Но этому обращению в 1995 г. не суждено было дойти до президента РФ.

С целью реализации предложений, высказанных В.А.Коптюгом и другими академиками (в том числе и мной) на Общем собрании РАН 29-30 марта 1995 г., Президиум РАН принял соответствующее решение и президент РАН 6 июня 1995 г. утвердил план мероприятий, в котором вице-президентам РАН Н.П.Лаверову, В.А.Коптюгу и еще четырем академикам было предложено разработать проект программы комплексных исследований РАН в интересах концепции перехода РФ на модель устойчивого развития, обсудить его на заседании Президиума РАН в IV кв. 1995 г. и вынести на рассмотрение специального заседания Общего собрания РАН в I кв. 1996 г. Но Н.П.Лаверов отказался участвовать в этой работе, ссылаясь на отсутствие финансирования, принципиальные сомнения в возможности перехода России к устойчивому развитию и целесообразности сейчас заниматься такого рода исследованиями. Он выступил против включения этого направления в число приоритетных, заявив: "Пусть академик В.А.Коптюг, если желает, начинает и фактически возглавляет назначенную рабочую группу академиков".

В связи с такой позицией официального руководителя рабочей группы по подготовке предложений РАН в поддержку Концепции перехода РФ к устойчивому развитию и переносом Общего собрания РАН 1996 г. на октябрь Валентин Афанасьевич инициировал в июне 1996 г. запросы через все отделения РАН в институты с приглашением участвовать в данной программе комплексных исследований. На них осенью 1996 г. откликнулись примерно 70 институтов РАН, изъявивших желание участвовать в таких работах и предложивших проекты и темы для включения в программу, которые могли быть выполнены в институтах в 1997 г. при условии хотя бы небольшого финансирования. На заседании Президиума РАН в октябре 1996 г. В.А.Коптюг говорил о необходимости рассмотреть на Общем собрании РАН проблему стратегии перехода России к устойчивому развитию. К сожалению, нашлись члены Президиума, которые выступили против. Их раздражала постановка такого вопроса в условиях критического состояния экономики и науки в стране. Предложение не было принято.

Сибирское отделение РАН выдвинуло Валентина Афанасьевича кандидатом на пост президента РАН, кандидатура В.А.Коптюга была представлена Общему собранию РАН. Однако Валентин Афанасьевич в своем выступлении на нем взял самоотвод, в этом же выступлении он подчеркнул необходимость РАН официально участвовать в экспертизе основных стратегических решений о развитии России, не оставаться в стороне. Анализ современного состояния общества, природной среды, народного хозяйства, финансовых систем и необходимых шагов по их развитию, который делается академиками, должен доводиться до самых высоких уровней власти. В итоговой резолюции Общего собрания РАН было принято соответствующее решение.

После этого Валентин Афанасьевич совместно с академиками Л.И.Абалкиным и Г.В.Осиповым подготовили и направили президенту РАН обращение, в котором высказывалось мнение, что наиболее удобной формой организации этой работы могло бы стать постоянно действующее Рабочее совещание при президенте РАН по проблемам стратегического развития и планирования. На начальном этапе такой подход позволил бы определить оптимальные формы дальнейшего сотрудничества с Федеральным Собранием, Советом безопасности и органами исполнительной власти. Поручить проведение Рабочего совещания можно было бы трем его сопредседателям (Л.И.Абалкину, В.А.Коптюгу, Г.В.Осипову), а общее руководство осуществлять через Совет Рабочего совещания, в состав которого вошли бы ведущие ученые во главе с президентом РАН Ю.С.Осиповым.

"Целью совещания должно стать обсуждение проблемных сторон развития нашей страны в контексте глобальных процессов, выработка и ознакомление общественности с академической точкой зрения по этим актуальным вопросам.

По нашему мнению, обмен мнений мог бы проходить в живой дискуссии по заранее разосланным научным докладам, подготовленным по поручению совещания главными и ведущими учеными РАН. Состав Рабочего совещания следовало бы обсудить персонально исходя из задачи привлечения лучших интеллектуальных сил РАН, которые профессионально представляют современную стратегическую проблематику взаимодействия природы, общества и техносферы и призваны обеспечивать реализацию и защиту национальных интересов Российской Федерации. Совещания могли бы проходить ежемесячно с перерывом на летние каникулы (август-сентябрь). Работу совещания можно было бы начать с января 1997 года", - говорилось в обращении.

В связи с этим Валентин Афанасьевич передал мне поручение подготовить предложения по составу постоянных членов Рабочего совещания по проблемам стратегического развития и планирования при президенте РАН. Такое предложение было подготовлено, но, к сожалению, я уже не успел передать его Валентину Афанасьевичу. Наш долг теперь - обеспечить реализацию планов Валентина Афанасьевича.

Другой важной идеей академика В.А.Коптюга было написание и издание коллективной монографии "Новая парадигма развития", посвященной комплексному анализу проблем устойчивого развития России, в работе над которой принимали участие многие ведущие ученые.

Вспоминаю Валентина Афанасьевича в Санкт-Петербургском университете на конференции по проблемам ноосферы и устойчивого развития в октябре 1996 г., где он делал основной доклад. Выступление было очень впечатляющим, сопровождалось многочисленными вопросами, сделало Валентина Афанасьевича кумиром участников конференции. В итоге был организован специальный "круглый стол", на котором всесторонне обсуждались основные выводы, проблемы и предлагаемые решения. Разговор проходил остро, напряженно, на нем царил дух высокой нравственности, заинтересованности в судьбах развития России и всей цивилизации. Здесь Валентин Афанасьевич высказывал, в отличие от предыдущих своих выступлений, крайне скептическую точку зрения на разработку в России реалистичной стратегии устойчивого развития. Он отметил, что нет смысла участвовать в деятельности рабочей группы по созданию официального проекта перехода России к устойчивому развитию, которую сейчас сформировало правительство и куда его также приглашали. Вся деятельность нынешних властей показывает, что они не пропустят квалифицированно разработанный проект и тем более не смогут отвечать за его реализацию. Из Министерства экономики опять может выйти только документ, прикрывающий его деятельность, несовместимый с переходом России к устойчивому развитию. Только в конце обсуждения, уже в узком кругу, он смягчился и говорил, как и ранее, о необходимости вести научные исследования по проблемам стратегии устойчивого развития России в надежде, что они сослужат пользу в лучшие времена.

Валентин Афанасьевич отличался высочайшей нравственностью и исключительной скромностью. Примером может служить его поведение на этой конференции. Его ждали все участники конференции. Оргкомитет подготовил ему хороший прием, номер в гостинице университета, планировал дать ему отдых после приезда и поставил по его просьбе доклад во втором заседании. Но Валентин Афанасьевич, приехав рано утром, отказался отдыхать, сразу пошел на конференцию, слушал и обсуждал пленарные доклады. Затем сделал свой основополагающий доклад, провел "круглый стол", ответил на все вопросы, просьбы и, уже уставший, вечером должен был уезжать. Оргкомитет предложил ему персональную машину, чтобы добраться из Петергофа на вокзал в Петербург, но он отказался, ссылаясь на то, что поедет электричкой и городским транспортом. Тогда был организован микроавтобус, которым поехали и другие ученые. Когда мы добрались до вокзала и нашли нужный Валентину Афанасьевичу поезд, он попросил не провожать его дальше, хотя знал, что мой поезд уходит позднее, чем его.

Пока мы сидели в комнате отдыха, Валентин Афанасьевич рассказал о случае с его московской квартирой. Перед конференцией он заехал в Москву, входная дверь квартиры была открыта, но вещи оказались нетронутыми. Сказал: "Видимо, нужны были документы, но они хранятся в Новосибирске. Теперь придется заказывать металлическую дверь". Как известно, он это сделал. В субботу, 11 января 1997 г., когда его телефон не отвечал и за ним пришли его коллеги, им пришлось проникать в квартиру через окно.

Академик В.А.Коптюг отдал жизнь Родине и науке!

Человек будущего, великий гуманист и гражданин нашей эпохи, выдающийся ученый и организатор науки, патриот, недосягаемый образец в жизни - таким останется навсегда Валентин Афанасьевич в памяти всех, кто его знал.

  Литература
1.Закономерности социального развития: ориентиры и критерии моделей будущего развития: В 2 ч. - Новосибирск: СО РАН, 1994.
2.Коптюг В.А., Матросов В.М., Левашов В.К., Демянко Ю.Г. Устойчивое развитие цивилизации и место в ней нашей России: проблемы формирования национальной стратегии. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1996.

 
Автор
Владимир Мефодьевич Матросов,
академик, директор Центра исследований устойчивости и нелинейной динамики при Институте машиноведения РАН, руководитель Центра моделирования устойчивого развития общества Института социально-политических исследований РАН (В 1975-1980 гг. - заместитель директора Сибирского энергетического института, в 1980-1991 гг. - директор Иркутского Вычислительного центра СО РАН)
 
НазадПредыдущая статьяОГЛАВЛЕНИЕ СБОРНИКАСледующая статьяВперед

В.А.К. | О Коптюге | Библиография | Интернет | Идеи | Библиотека | Новости | Каталог | Альбом

Rambler's Top100 © 2001-2006 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирский Академгородок)
Модификация: Wed Feb 27 14:49:06 2019 (53,892 bytes)
Посещение 6429 с 22.04.2002