Зайцев К. Так начинался город | |
Село Кривощеково, которое затем «влилось» в наш город, застраивалось без определенного плана, по усмотрению его жителей, а позднее - по распоряжению сельского старосты и народного схода. В 1892 году село имело три улицы разной ширины, отходящих лучами от базарной площади. На главной улице от Базарной до Соборной площади располагались торговые лавки и дома. Просторная Соборная площадь была образована постройками, принадлежащими Николаевской церкви: дом причта, церковные кладовые и огороды. На выезде из села Кривощеково высился дом волостного правления и рядом с ним - полицейского участка с «каталажной каморой».
В связи с ожидающимся строительством моста всю осень и зиму 1890-91 годов обыватели села Кривощеково гадали и судачили: куда будут переселять крестьян, военных и прибывающих переселенцев из России, как нарежут усадьбы для переселения, будет или нет «подмога от властей», куда лучше переезжать на постоянное жительство?
Начальство Алтайского горного округа, ведавшее всеми землями, лесами и водами кабинетского хозяйства, не спешило с выделением новых участков из царских земель, не имея точных данных о месте постройки железнодорожного моста через Обь, и о том, где будет проходить дорога. Когда стало известно о принятии варианта по проекту Гарина-Михайловского, алтайское горное начальство решило «наделять посельщиков участками на правом берегу Оби» в незаселенном месте кабинетских владений.
Этот вариант предусматривал устройство моста через Обь на месте существовавшей переправы, которая размещалась на территории села Кривощеково и выходила на правый берег ниже устья речки Каменки. В этом месте левый и правый берега Оби представляли материковый (коренной) выход гранитного массива на поверхность, образуя ровные возвышения площадок причалов. Таким образом, вся территория села Кривощеково оказалась в полосе отвода для левобережной предмостной части дороги. Для перемещения застройки села не было удобного сухого места, так как за селом по подгорной долине ветвились рукава - старицы речки Тулы и мокрое займище вдоль стариц.
В начале 1892 года жителям Кривощекова стало известно о том, что казна будет возмещать убытки в связи с переселением из полосы отчуждения железной дороги. Крестьяне, имевшие наделы пахотной земли смежно с землями деревни Бугры, обратились в крестьянское общество с прошением переселиться туда. Сход любой деревни ревностно относился к подселению лишних ртов, принимая к себе «порядочных хозяев с мужиками в семье», но часто препятствуя поселению семей с дочерьми, определяя: «ни души, ни работы». На женщину земли не полагалось, и в мужские работы она не допускалась.
Весной 1892 года было получено известие об окончательном решении направления линии железной дороги от Оби до Томи и моста у села Кривощеково. Не дожидаясь специальных указаний, жители Кривощекова начали переселяться на правый берег Оби к устью речки Каменки. Горное начальство разрешило нарезку усадеб на боровых кабинетских дачах по правому берегу речки Каменки, в Закаменской стороне и выше устья Большой Ельцовки для переселенческого пункта. Многие жители Кривощекова получили усадьбы и за лето успели переселиться на новое место жительства. На берегу Оби, у самой переправы, первым переселился и построил лавку, амбары и жилой дом тюкалинский торговец Чередов. Недалеко от устья Каменки, на перекате за бродом, стояли мельница, амбар и дом крестьянина Александра Рудзинского. Сюда, на пригорок, переселилась большая часть жителей Кривощекова, и поселье получило наименование «Кривощековский выселок».
Произошло так, что Горному правлению поступило большое количество челобитных на новое поселение от прибывающих переселенцев из России. В связи с этим была распланирована местность вдоль Гусинской дороги в Закаменской стороне на безлесном взгорье к родниковому ручью Сузунка. Сюда, на взгорье, переселились безземельные крестьяне из деревни Усть-Иня, образовав Инскую улицу. На этом взгорье было распланировано и отведено первоначально 7 кварталов, а внизу, вдоль берега Оби, подселялись переселенцы к «10 дворам Гусинского высолка», приютившегося возле устья Каменки, куда позднее перенесли переправу через Обь. Ниже устья Каменки, на берегу Оби, между двумя оврагами, были построены кожевенный завод, склады и жилые помещения. В настоящее время на этом месте расположен грузовой порт и его службы. К этому месту на берег Оби перенесли казенные амбары и пристань. Так совершалась подготовка к строительству железной дороги и моста через Обь, так начинался будущий город Новосибирск.
К. ЗАЙЦЕВ, кандидат архитектуры
|