| Шиловский М. «РЕКВИЕМ КО ДНЮ РОЖДЕНИЯ»* | |
По мере приближения 100-летнего юбилея Новосибирска нарастал поток страстей по поводу правомерности выбора даты рождения (1893). В иронично-легкомысленном тоне суть проблемы изложил в Сиб. газете (N 21) Вл.Апис: "Но для науки нет тайн. Если люд православный вел отсчет от торжественного молебна в честь закладки моста; если купечество было уверено, что датой рождения поселка надо считать день открытия первого универсального магазина купца Жернакова; если изыскатели связывали возникновение поселка с приходом топографов на этот участок Транссибирской магистрали, то все это - так, вариантики. Марксистская история решает иначе. Суть не в молебне, не в купчишке с его магазином и даже не в закладке первого кессона. Дело в рабочем классе, ибо только он полномочен основать новый город в конце XIX века! И хотя признанный "основатель" города Гарин-Михайловский писал о "кучке смиренных, мелкорослых вятичей, за год-другой до начала постройки поселившихся здесь", советская наука определила безапелляционно основанием города считать 30 апреля 1893 года, когда баржа высадила на правый берег Оби первых рабочих, строителей моста".
Называются и авторы открытия - Л.Горюшкин, Г.Бочанова, Л.Цепляев. К чести юмориста, он приносит извинение за "легкомысленный тон". Другие не церемонятся и прямо обвиняют Л.М.Горюшкина в узурпации права на истину в последней инстанции. Своеобразная "благодарность" за почти тридцатилетнюю поисковую работу по истории города!
Постараемся разобраться в ситуации. Прежде всего к приводимым Вл.Аписом альтернативным датам основания Новониколаевска-Новосибирска в интервале 1891 - 1894 гг. можно добавить, по крайней мере, еще четыре. 21 февраля 1891 г. император Александр III утвердил решение Комитета министров начать изыскания от Челябинска до Омска "или иного пункта Средне-Сибирского участка". 8 мая 1892 г. он же одобрил постановление того же органа, избравшего направление магистрали Курган-Петропавловск-Омск - "с переходом р. Оби у с. Кривощеково". Следующая дата, прямо повлиявшая на возникновение города - 10 декабря 1892 г. Именно тогда определяется порядок финансирования и выделяются первые 92,7 млн. кредитных рублей на строительство Западно-Сибирского участка. Наконец, 27 февраля 1893 г., взамен устройства временных паромных переправ через Иртыш и Обь, Комитет по строительству дороги "разрешил сооружение через эти реки постоянных мостов"*.
[*Подстрочное примечание: Дабы не быть обвиненным в слепом использовании данных марксистско-исторической науки все данные взял из фолианта "Сибирская железная дорога в ее прошлом и настоящем. Исторический очерк", изданном под редакцией статс-секретаря А.Н.Куломзина в 1903 году.] |
При внимательном рассмотрении все приводимые Вл.Аписом и мной даты прямого отношения к основанию не имеют. Они как бы олицетворяют неумолимую поступь истории, т.е. железной дороги к реке Обь у селения Кривощеково. А вот 30 апреля 1893 г. действительно на этом месте высадились строители и не худосочные вятичи, а квалифицированные мастеровые, прибывшие на новое место после ввода в эксплуатацию Самаро-Златоустовской ж.д. И тут уж никуда не денешься, дата достойна претендовать на точку отсчета в летоисчислении.
Кстати, давайте посмотрим, кто и как основывал сибирские города до конца XIX в. Может, здесь будут найдены четкие критерии, позволяющие прекратить раздор и смуту, сильно смахивающую на ситуацию в "Вороньей слободке" у И.Ильфа и Е.Петрова.
Балаганск: острог поставлен в мае-июне 1654 г. сыном боярским Д.Фирсовым с казаками. Верхнеленск: посланный в верховья Лены пятидесятник М.Васильев с казаками 30 сентября 1641 г. был неожиданно остановлен сильным заморозком и на реке Ильга, за две недели поставил острог с башнями и избами для служилых. Иркутск: осенью 1661 г. посланный из Братского острога сын боярский Я.И.Похабов донес начальству о завершении строительства острога. Томск: сооружался объединенным отрядом служилых людей из Тобольска, Сургута, Тюмени. Строительство завершилось 27 сентября 1604 г. Тюмень: 24 июля 1586 г. стрельцы под командованием В.Сукина и И.Мясного закончили рубить "Государевый" острог. Реестр можно продолжать дальше, но суть одна: к такому-то числу, как будто бы взяв повышенные социалистические обязательства, наши предки заканчивали сооружение очередного города, благо выглядел он весьма скромно (на огороженном пространстве десяток жилых и хозяйственных построек и церковь).
Интересно, что все эти даты также условны. Казаки и стрельцы под водительством сыновей боярских, пятидесятников, воевод путешествовали по Сибири, как своеобразные СМУ и начинали новостройки, выполняя директивы центра и проведя предварительно разведку. Так, тюменский воевода Федор Веригин, хотя и утверждал в "отписке" царю Алексею Михайловичу, что "ведомо мне, холопу твоему... где построить твои великого государя слободы и острог устроить", тем не менее в 1658 г. "послал я место досматривать тюменских пашенных крестьян Петрушку Ульянова и Елеську Гилева", которые и основали Ялуторовск. Были случаи, когда город возникал дважды и трижды. Например, Кузнецк (Новокузнецк) первоначально был срублен в 1615 г., но вскоре подвергся уничтожению и вновь отстроен в 1618 г. А в 1620 его к тому же перенесли на новое место. Тем не менее новокузнечане отсчет своей истории со смутных времен феодализма ведут от 1618 г. и в этом году отметили 375-летний юбилей своего поселения. Никакой смуты по сему поводу у них не зафиксировано. Может быть потому, что даты основания городов до 1917 г. определялись историками, а местное общество доверяло им.
Из приведенного перечня выявляется определенная закономерность. Сибирские города созидали (рубили) служилые (стрельцы и казаки). Им на смену в конце XIX века пришли строители железной дороги с инженерами и изыскателями. И вот тут-то кое-кому стало обидно: на смену колоритной фигуре казака пришел зачуханный пролетарий. Но никуда не денешься, феодализм сменил капитализм со всеми своими атрибутами. И как ни крути, 1893 год вполне может претендовать на точку отсчета в истории Новосибирска. Хотя за таковую можно взять 20 июля 1894 г., когда состоялась торжественная (с молебном) закладка ж.д. моста. И обе эти даты, как равноценные, приводятся в книге Л.М.Горюшкина и Г.А.Бочановой "Так начинался Новосибирск" (1983). Другое дело, что горсовет остановился в процессе подготовки к юбилею на первой дате. Впрочем, он может и передвинуть ее в надежде заполучить из казны средства на празднование юбилея, которые так и не удалось выпросить в этом году. Но тут в дело вступает не только политика, но и элементарная порядочность. Так можно переносить точку отсчета вплоть до 1925 г. (переименование Новониколаевска в Новосибирск). А нужно ли это делать?
М. ШИЛОВСКИЙ, доктор исторических наук.г. Новосибирск
|