К 120-летию Новосибирска - Протопопов Н.Н. Новосибирск (1948)
Навигация
 
 
 
Обложка книги
 
Из книги Н.Н.Протопопова «Новосибирская область» (1948)*
 
---

Новосибирск [1] расположен в центре Западной Сибири и является ведущим индустриальным, транспортным, торгово-распределительным и научно-культурным центром этой части страны. Масштабы его развития, его экономическое значение выходят далеко за рамки области и сибирской экономики. Все главные звенья индустриального комплекса Новосибирска имеют общесоюзное значение.

Как промышленный центр, Новосибирск не имеет себе равных в Сибири. Индустриальный комплекс его чрезвычайно сложен, но основной костяк его составляет машиностроение и металлообработка, черная и цветная металлургия, легкая и пищевая промышленность.

Новосибирск - самый молодой город среди областных центров Советского Союза. Ему недавно исполнилось 50 лет. Более половины из этого полстолетия он существует и развивается, как советский город. Он уже встал в один ряд с крупнейшими городами страны: Свердловском, Челябинском, Куйбышевом, Горьком, Ростовом.

Начало формирования Новосибирска относится к первым годам нынешнего века. В 1891 году на берегу Оби появилась изыскательская партия под руководством инженера Михайловского (известного русского писателя Гарина-Михайловского). Между Кривощеково и устьем речки Каменки на правом берегу Оби оказалось самое узкое место Оби, сжатое гранитными берегами. В это время здесь, на месте нынешнего Новосибирска, рос сосновый бор, а у самого берега Оби ниже устья Каменки была кучка хат "смиренных низкорослых вятичей" (Гарин-Михайловский), незадолго перед этим сюда переселившихся и назвавших свой поселок Новой Деревней.

В 1893 году, в связи с начавшимися подготовительными работами по строительству железнодорожного моста и подходов к нему, жители села Кривощеково, которое намечено было снести, стали переселяться: одни на высокую сторону левого берега, другие - на правый берег реки Оби к устью Каменки, где они и расселялись среди соснового бора и рыбацких хат, в беспорядке,разбросанных по берегу. Поселок стали теперь называть Гусевкой, видимо, по имени одного из первых его застройщиков.

Жителей в поселке до постройки железнодорожного моста было всего 104 человека [2]. Но уже в 1893 году, как только стал строиться железнодорожный участок от Омска до Оби, на берегу Оби появились железнодорожные склады и бараки, прибывающие сюда рабочие и предприниматели разных рангов и масштабов стали строить хаты и дома. В 1894 г. состоялась закладка моста, а на месте нынешней станции Новосибирск, где рос большой сосновый бор, началась расчистка площади под железнодорожные пути и станцию, получившую название Обь. Около станционной площадки возникал второй поселок. Некоторое время его называли Александровском.

Таким образом, будущий Новосибирск вырастал из двух центров, двух поселков, вскоре слившихся в один. Название поселок получил не сразу. Его называли Новой Деревней (это название мы встречаем у

103  

104  
 
Гарина), Гусевкой, а по рассказам старожилов и Александровском, пока за ним не упрочилось наименование Новониколаевский поселок (впервые это название упомянуто в декабре 1895 года в приговоре схода о переименовании поселка в посад или город) [3].

Вот что писал о Новосибирске в 1898 году Гарин-Михайловский: "...оба берега реки и ложе скалистые здесь. И притом это самое узкое место разлива. У Колывани, где первоначально предполагалось провести линию, разлив реки - 12 верст, а здесь - 400 сажен... я с удовольствием смотрю и на то, как разбросан на той стороне бывший в 91-м году поселок, называвшийся Новой Деревней. Теперь это уже целый городок" [4].

Поселок рос быстро. Не только лихорадка железнодорожного строительства, но и все увеличивающийся грузооборот железнодорожной станции способствовали его развитию. Новосибирск всецело обязан своим происхождением великой Сибирской железнодорожной магистрали.

Поселок возник "без дозволения начальства", управлялся первое время самочинно и к тому же стоял на кабинетских землях. Места для усадебных построек отводились на площади в 1600 дес., прорезаемой рекой Каменкой, притоком Оби, и сдавались по высокой цене.

И все же в 1895 году в Новосибирске было уже 3,5 тыс. жителей, а в 1897 - около 8 тысяч. Через десять лет, когда в Западной Сибири развернулось строительство первых маслозаводов, население в Новосибирске составляло 47 тыс. человек, а в 1913 году 63 тыс.

104  

105  

Город вел долгую тяжбу с кабинетом из-за площади для населения. В 1903 году город был возведен в степень "безуездного города" и только в 1907 году к нему было применено городское положение [5].

В формировании Новосибирска нашли отражение два процесса: рост капиталистических отношений в Западной Сибири и колониальное ее закабаление.

Новосибирск быстро догнал, а затем стал перегонять старые города западной Сибири.

Проведение железной дороги южнее Колывани свело на нет значение ее как торгового центра. Через Колывань шел Московский тракт, и ни одна партия товара, направлявшаяся на восток за Обь, не могла раньше миновать Колывань. Ежегодно в конце ноября в Колывани открывалась большая ярмарка, куда стекалось много сельскохозяйственных продуктов и сырья и на которую съезжались из многих сибирских городов купцы, производившие довольно крупные оптовые закупки хлеба, масла, сала, меда, льна, скота, кожи и пушнины. В Колывани в ожидании навигации скапливались грузы из Томского, Барнаульского и отчасти Каинского уездов Томской губернии. Но вот с 1896 года по 1901 население Колывани уменьшилось на 3 тыс. человек, а обороты торговых предприятий с 1895 по 1898 год уменьшились почти в три раза. К 1905 году в Колывани осталось только 8,5 тыс. жителей.

Новосибирск перегнал и такой значительный город Западной Сибири, как Барнаул (в 1905 году в нем было 30 тыс. жителей).

Замедлился торговый и промышленный рост Томска. Он все больше и больше стал терять значение перевалочного центра, уступая ведущую экономическую роль Новосибирску.

Город стал стягивать хлеб из южных районов нынешнего Алтайского края. С 1915 года хлеб пошел по Алтайской железной дороге, сильно повысившей значение Новосибирска. В Новосибирск шло масло с обширной территории, к нему тяготевшей. С юга шел лес для нужд города, дороги и безлесных районов Западной Сибири. Новосибирск сделался распределительным центром для многих грузов, поступавших из Европейской России. Но чисто промышленное развитие Новосибирска

105  

106  
 
оставалось незначительным, оно практически ограничивалось мукомольной промышленностью. Западносибирское мукомолье, возникшее в местах наибольшего производства зерна и обеспеченное, благодаря железной дороге, сбытом на дальние расстояния, вырастало в крупную по тому времени промышленную отрасль. Выгодность мукомольного дела стала привлекать к нему капиталы, пока развитие этой промышленности не было приостановлено влиянием Челябинского тарифного перелома. В самом Новосибирске было построено шесть паровых мельниц, кроме того большая мельница была выстроена в Бердске. Мощность мельниц Обского мукомольного района составляла примерно половину производительности всех мельниц Томской губернии.

Обской мукомольный район получал недостающее ему сырье (местный подвоз составлял, примерно, 40-45 проц.) водой с обских пристаней (в 1910 году с этих пристаней в Новосибирск поступило 3098 тыс. пудов хлеба, а в Томск - только 1761,5) и по железной дороге.

Когда Челябинский тарифный перелом стал задерживать вывоз хлеба из Сибири, большую роль для Западной Сибири стал играть забайкальский хлебный рынок, где тарифный перелом был введен для маньчжурского хлеба. Кроме того на востоке томские и обские мукомолы не имели таких конкурентов, как на западе в лице предпринимателей иртышского мукомольного района.

В общей сложности мукомольная промышленность города Новосибирска давала более 70 проц. всей стоимости продукции городской промышленности.

Остальная промышленность Новосибирска носила полукустарный характер. В 1913 году в городе было 3 кожевенных заводика (35 рабочих было занято на всех трех "заводах"), два лесопильных предприятия (76 рабочих), 5 мыловаренных (37 рабочих), 3 кирпичных завода (87 рабочих), две механические мастерские, кондитерские и хлебопекарни (21 предприятие с количеством рабочих 36 человек), колбасные

106  

107  
 
мастерские, маслобойные заводы, два завода минеральных вод, портняжные, обувные, ремонтные и им подобные предприятия.

Торговое значение Новосибирска было несравненно выше промышленной его роли. Новосибирск превращался в большой железнодорожный и распределительный узел, в важный речной порт. Основное значение в грузообороте города имели хлеб, масло животное, скот, мясо и лес.

До проведения железной дороги товарооборот в Западной Сибири рос слабо. Торговля в этот период развивалась по линии ярмарочной системы. Крупные купцы завозили товары на ярмарки, откуда товары расходились уже мелкими партиями.

Громадная территория Западной Сибири, редкое население, плохие пути сообщения, натуральное во многих отношениях хозяйство препятствовали росту торговли, а небольшая группа богатого купечества, завозившая в Сибирь товары, держала в своих руках всю торговлю необъятного края.

Железная дорога не смогла вовлечь в хозяйственный оборот всю Сибирь. Но влияние дороги, связавшей Сибирь с рынками России и Европы, было большим. Поэтому грузооборот железной дороги рос очень быстро и вместе с его ростом увеличивалось значение городов, расположенных по железной дороге, в местах, удобных для подвоза сельскохозяйственных продуктов.

За десять лет, с 1902 по 1912 год, перевозки хлеба по Сибирской железной дороге увеличились почти в 4,5 раза. На участок Новосибирск - Омск в 1913 году приходилось больше всего хлебных грузов - 27,6 проц. Затем шли участки Омск - Петропавловск - 27,1 проц. и Курган - Челябинск - 21 проц. [6]

По отправлению хлеба Новосибирск занимал первое место на всем протяжении Сибирской железной дороги. Новосибирский район стоял на первом месте и по вывозу масла, которое в 1913 году заняло 2/5 общего количества масла, вывезенного из всех районов Сибирской железной дороги [7].

В целом грузооборот Новосибирского узла в 1913 году достиг 567 тыс. тонн или 34615,3 тыс. пудов. Грузооборот Сибирской железной дороги в том же году составлял 305300 тыс. пудов. Таким образом, грузооборот одного Новосибирска накануне первой мировой войны достиг 11,3 проц. грузооборота всей громадной магистрали от Иннокентьевской до Челябинска [8].

Новосибирский железнодорожный узел занял первое место по грузообороту среди всех городов Сибири. Речной порт уступал только Омску: в 1913 году грузооборот Новосибирской пристани составил 339,4 тыс. пудов, Омска - 524,1, Барнаула - 255,6, Томска - 161,6, Бийска - 164,5 и Красноярска - 142,8 [9].

Экономика дореволюционного Новосибирска (Новониколаевска), как в зеркале, отражала колониально-зависимое положение Западной Сибири. При всем росте торговли и грузооборота железнодорожного узла Новосибирск (Новониколаевск) оставался городом, стягивающим сырье

107  

108  
 
и продовольствие, которое по гигантской помпе железнодорожной магистрали выкачивали из Сибири капиталисты, в том числе иностранные, на европейские рынки. Весь почти экспорт масла находился в руках иностранных экспортеров...
 
[далее излагаются события истории Новосибирска после 1917 г.]
 
---
 П р и м е ч а н и я
---
 
[1] В раздел "Новосибирск" включен материал из статьи Н.Н.Протопопова и М.Н.Колобкова "Новосибирск индустриальный", "Сибирские огни", N 5-6, 1946.
[2]Россия. Под ред. В.П.Семенова-Тянь-Шанского. Том XVI, стр.458.
[3]Новосибирский областной архив. Фонд 97, дело 46. О преобразовании пос. Новониколаевского в город Новониколаевск.
[4]Н.Г.Гарин-Михайловский. По Корее, Маньчжурии и Ляодунскому полуострову. СПБ, 1904.
[5]Новосибирский областной архив. Фонд 97, дело 46.
[6]Отчеты Сибирского порайонного комитета по регулированию массовых перевозок грузов за 1913 и 1914 гг.
[7]Там же.
[8]Там же.
[9]Грузооборот Сибири. Изд. статсектора Крайплана. Новосибирск. 1930.
 
---
* Источник публикации: Протопопов Н.Н. Новосибирск // Протопопов Н.Н. Новосибирская область: Экономико-географический очерк / Под общ. ред. В.Я.Королева; Ред. А.А.Никулькова. - Новосибирск: ОГИЗ-Новосибгиз, 1948. - С.103-108: ил.Храм
Публикации по истории
основания г. Новосибирска
 
 
 

[Главная | История Новосибирска | Этапы развития | Библиография | Конспект | Гарин-Михайловский | Поиск]
© 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН

Документ изменен: Wed Feb 27 14:48:44 2019. Размер: 30,448 bytes.
Посещение N 8066 с 18.10.1999