Горшенин А. Основатели (часть 1) | * | | |
Н.Г.Гарин-Михайловский | Новосибирск, как и полагается, «родила женщина» – Сибирь-матушка, однако «роды» города-богатыря на пересечении могучей сибирской реки и Великого рельсового пути «принимали» мужчины. Основателем по сложившемуся у нас стереотипу принято считать только одного, но на самом деле у истоков будущей столицы Сибири стояло несколько замечательных российских мужей, чьи имена навечно вписаны в историю Транссиба и освоения бескрайних пространств за Каменным Поясом. Кроме известного всем Н.Г.Гарина-Михайловского, это и В.И.Роецкий, и Н.А.Белелюбский, и Г.М.Будагов, и Н.М.Тихомиров, каждый из которых своим талантом и трудом активно способствовал появлению нашего прекрасного города на Оби. |
Жизнь яркая, как вспышка
Многие и многие новосибирцы появление своего города связывают непосредственно с именем инженера-путейца и известного русского писателя Н.Г.Гарина-Михайловского. (Благодарные горожане и площадь в его честь назвали, и станцию метрополитена). И это, в общем-то, справедливо, поскольку он сделал все от него зависящее, чтобы Транссибирская магистраль пересекла Обь именно там, где впоследствии появился город, которому будет суждено сделаться крупнейшим промышленным, научным и культурным центром на востоке России. Правда, в отличие, скажем, от Петербурга, возникшего по указующему царскому персту именно в том месте, где он сейчас стоит, с Новосибирском произошло несколько иначе. Во всяком случае, никто не выходил на дикий брег реки и не восклицал гордо: «Здесь будет город заложен!» Ни о каком городе еще и речи не было. Поначалу искали лишь наиболее удобный переход будущей железной дороги через Обь. Первоначально предполагалось прокладывать дорогу через Колывань, с выходом на Томск. Но еще за пять лет до того, как в апреле 1991 года начнутся детальные изыскания, военные топографы, проводившие съемку и гидрографическое обследование этой части бассейна Оби, нашли более удобный переход – южнее Колывани, в районе Кривощеково. Рекогносцировочные разработки военных топографов были известны как начальнику изысканий и строительства Западно-Сибирской железной дороги К. Я. Михайловскому, так и его однофамильцу и подчиненному – начальнику Пятой Колыванской партии Н.Г.Гарину-Михайловскому (тогда еще просто Михайловскому, ибо приставка Гарин появится позже, когда он выпустит первые свои книги). Так вот, Н.Г.Гарин-Михайловский был в числе тех, кто считал, что строительство моста через Обь в районе села Колывань, по ходу старинного Московского тракта, крайне невыгодно из-за большого (до 12 верст) разлива реки в половодье и неустойчивых грунтов для мостовых опор. И возглавляемая им Пятая Колыванская партия в процессе детальных рабочих изысканий определила окончательное место железнодорожного перехода через Обь (в районе села Кривощеково). сполошившиеся томские и колыванские предприниматели забросали различные столичные департаменты и правительство жалобами, прошениями, ходатайствами, петициями, оспаривавшими заключение изыскателей, а Н.Г.Гарин-Михайловский и вообще был обвинен в предвзятом отношении к Томску и его жителям. И еще немало сил пришлось потратить ему впоследствии, отстаивая этот проект, в борьбе с сибирским купеческим лобби и чиновным бюрократизмом.
Что же за личностью был Николай Георгиевич Михайловский?
Родился он 20 февраля 1852 г. в Петербурге. Отец был боевым офицером, а крестил его сам царь Николай I. Окончив гимназию, будущий писатель поступил в институт путей сообщения (Петербург) и через шесть лет, во время русско-турецкой войны, молодым инженером он был послан в действующую армию строить в Болгарии шоссе. С тех пор Н.Г.Гарин-Михайловский почти всю жизнь занимался строительством: возводил мосты, тоннели, проводил железные дороги; работал и в Батуми, и в Уфе, и в Казанской, и в Вятской, и в Волынской губерниях. И на протяжении многих лет теснейшим образом был связан он с Сибирью, где принимал самое непосредственное участие в прокладке Транссибирской магистрали.
Но работа изыскателя и инженера-путейца была далеко не единственным занятием Н.Г.Гарина-Михайловского в его жизни. «Я в угаре всевозможных дел», – писал он жене. «Разносторонне, по-русски даровитая личность», – говорил о нем А.М.Горький. С чем невозможно не согласиться. Он был прекрасным инженером, хозяйственником, просветителем (создавал школы и библиотеки для крестьян), издателем (сначала издавал журнал «Русское богатство», объединявший писателей-народников, участвовал в организации журналов «Начало» и «Век», а позже основал марксистскую газету «Самарский вестник»), общественным деятелем, чьи политические взгляды менялись со временем от народничества к социал-демократии. В своем имении под Самарой он не раз скрывал подпольщиков и хранил нелегальную литературу. В годы первой русской революции через А.М.Горького передавал крупные суммы в партийную кассу. И все это прекрасно уживалось в нем с талантом очень яркого и самобытного писателя. В чем легко убедиться, читая, например, его знаменитый автобиографический цикл романов «Детство Темы», «Гимназисты», «Студенты», «Инженеры», или произведения на сибирскую тематику (рассказ «Бродяжка», очерковый цикл «Карандашом с натуры» и др.).
Некоторые современники склонны были упрекать Николая Георгиевича в торопливости, «необработанности» его произведений. Особенно очерковых. Он и в самом деле не любил и не мог шлифовать свои вещи, писал обычно второпях, без оглядки, сочиняя где-нибудь в дороге, на ходу, среди массы других неотложных дел («на облучке» – как говорили хорошо знавшие его люди). Сдав рукопись в редакцию журнала, он уже несся в курьерском поезде куда-нибудь в Сибирь... «А потом, – вспоминает один из современников Н.Г.Гарина-Михайловского, – со станций летели телеграммы, где он просил изменить фразу, переделывались или вставлялись целые сцены...»
Шло это от неуемного его темперамента. Он словно бы спешил поспеть за непрерывно разворачивавшимся действом жизни. Он спешил жить и делать. Без репетиций. Как говорится, «с листа». Тем более, что писал Н.Г.Гарин-Михайловский не для славы или денег, а просто, как птица поет, – из глубокой внутренней потребности. Да и писателем-то, кстати сказать, несмотря на безоговорочное читательское признание, он себя не считал. Хотя к литературным занятиям относился так же увлеченно, страстно, истово, как и ко всему, что делал.
Последний год жизни Н.Г.Гарина-Михайловского был отмечен новыми начинаниями. У него родилась идея театра, в котором бы писатели и артисты в тесной совместной работе искали свежие формы отражения современной жизни. А буквально перед самой кончиной Николай Георгиевич участвует в обсуждении проекта нового литературного журнала. Он даже произнес страстную речь, но вдруг почувствовал себя плохо (сказалось страшное перенапряжение последнего времени, работа по двадцать часов в сутки), вышел в соседнюю комнату, прилег и умер. Случилось это 27 ноября 1906 г.
Вся жизнь этого удивительного, красивого и внешне, и внутренне человека, сравнима была с яркой вспышкой, в пламени которой суждено было до срока сгореть ему самому.
Железнодорожный мост через реку Обь, 1897 год |
Проверено: лучшего места для перехода нет!
«Кривощековский» вариант пересечения Оби сокращал протяженность Западно-Сибирской железной дороги на сотню с лишним верст и позволял при этом сэкономить до 4 млн рублей (а стоимость тех миллионов, заметим, на порядок выше нынешних). Но железнодорожникам было необходимо еще раз проверить имеющиеся варианты мостового перехода (около 80), сделать окончательный выбор и провести изыскания и гидрографические обследования в выбранном месте строительства моста. С этой целью 19 июня 1891 года из Колывани в сторону Кривощеково двинулся изыскательский отряд инженера В.И.Роецкого, входивший в состав Пятой Колыванской партии.
Об этом человеке, оставшемся на многие десятилетия как бы в тени Н.Г.Гарина-Михайловского, следует сказать особо.
В.И.Роецкий родился 1 февраля 1861 году в семье мещан римско-католического вероисповедания (предположительно в Польше). В 1884 г. окончил Петербургский университет «по математическому разряду физико-математического факультета со степенью «кандидата» и в 1887 году – Петербургский институт путей сообщения «со званием гражданского инженера, с правом производства строительных работ». После окончания обоих вузов служил рядовым в 145-м Новочеркасском пехотном полку и был уволен в запас в чине унтер-офицера. После этого В.И.Роецкий начал гражданскую службу инженера-путейца и изыскателя. Сначала в скромной должности младшего помощника делопроизводителя технического отдела Временнного управления казенных железных дорог. Здесь он показал себя с наилучшей стороны и привлек внимание начальника изысканий Западно-Сибирской железной дороги (позже и начальника ее строительства) К.Я.Михайловского, который в своем прошении к управлению назвал его в числе 12 инженеров, которым с 15 апреля 1891 года поручалось проведение изысканий по трассе Челябинск – Мариинск.
Работа предстояла тяжелая и ответственная, и К.Я.Михайловский решил организовать особую изыскательскую партию (5-ю Обскую, как она названа в документах) во главе с В.И.Роецким для определения места железнодорожного моста через Обь. Если районом деятельности Шестой (Колыванской) партии Н.Г.Гарина-Михайловского предполагалась правобережная территория от Оби в сторону Томска и Мариинска до соединения Западно-Сибирской и Восточно-Сибирской железных дорог, то перед Пятой партией ставилась задача определить направление линии на восток от Оби и обследовать трассу возможной ветки на Томск. Но средств хватило лишь на пять партий, поэтому партию Роецкого (Обскую) формально, на правах отдельного изыскательского отряда с самостоятельным финансированием, включили в состав партии Н.Г.Гарина-Михайловского, назвав последнюю Пятой Колыванской. В.И.Роецкий был назначен старшим инженером и помощником начальника этой партии. Отряд В.И.Роецкого тщательно обследовал около ста верст берегов Оби вверх и вниз от Колывани. Были выделены и изучены возможные переходы в самых узких местах реки: у селений Скала, Дубровино, Ташара, Орск, Кривощеково и др. Обследования показали, что переход у Кривощеково имел явные преимущества перед другими вариантами: наименьшую ширину русла и меньшую ширину разлива реки, которая протекала здесь в скалистой «трубе», не позволявшей ей отклониться и обеспечивавшей постоянный характер течения.
Во второй половине августа 1891 года Н.Г.Гарин-Михайловский в связи с завершением основных изысканий выехал в Самару, а В.И.Роецкий, оставшись за начальника Пятой партии, завершил изыскания и предоставил К. Я Михайловскому пояснительную записку с обоснованием преимуществ «кривощековского» варианта мостового перехода Оби. Тот в свою очередь вместе с подрядчиком по строительству мостов генералом Л.И.Березиным побывал в Кривощеково и, осмотрев место перехода, согласился с выводами В.И.Роецкого. В конечном счете, всеми инстанциями итоги изысканий были одобрены, и Комитет Министров утвердил сроки начала строительства Западно-Сибирской железной дороги с возведением железнодорожного моста через Обь у села Кривощеково.
Так что вполне можно утверждать, что именно В.И.Роецкий сделал основную работу по окончательному выявлению места для строительства железнодорожного моста через Обь и доказательству преимущества «кривощековского» варианта. Это подтверждает и Н.Г.Гарин-Михайловский, который в пояснительной записке к Западно-Сибирским изысканиям от 11 ноября 1891 г. писал, что Роецкий, которому было «поручено обстоятельное изучение» реки Оби и возможных вариантов ее перехода, «остановился на переходе на Кривощеково».
Судьба В.И.Роецкого – прекрасного инженера, беззаветно служившего своему делу человека, – была непростой и закончилась драматично. Постоянное перенапряжение подточило его силы. В 1896 году ему дают отпуск и отправляют лечиться в родные края, в Польшу. Но по дороге болезнь резко обострилась, и он скоропостижно скончался, завершив свою недолгую, но достойно прожитую жизнь.
|