К 120-летию Новосибирска - Мелеск Х.Х. Сибирская железная дорога. Безуездный город Сибири (1993)
Навигация
Уголок Уголок
 
Обской мост
1993
---
Мелеск Х.Х. Сибирская железная дорога. Безуездный город Сибири*
 

Освоение Сибири началось в XV веке. Первые поселенцы оседали вдоль крупных рек. В первой половине XVIII века прокладывается почтовый тракт к г.Иркутску, вдоль него возникают новые поселения. Во второй половине XIX века в Сибири проживает уже около 6 млн. человек, из их 4 млн. жителей располагается в полосе 200-300 верст вдоль почтового тракта. Встает вопрос об улучшении транспортного сообщения.

В 80-е годы XIX столетия подаются докладные записки генерал-губернатора Восточной Сибири барона Корфа, министра финансов Вышеградского и других о необходимости строительства железной дороги через Сибирь к Тихому океану.

В 1887 г. под руководством инженера Н.П.Меженинова начаты предварительные изыскания на трассе Томск-Иркутск. К этому времени российские железные дороги выходят на западную окраину Сибири: в 1877 г. - в Оренбург, в 1885 г. - в Тюмень, в 1890 г. - в Златоуст.

17 марта 1891 г. Александр III подписывает рескрипт о строительстве сплошного рельсового пути от Урала до Тихого океана - Великой Сибирской железной дороги -протяженностью в 7000 верст. Предусматривается ведение работ одновременно на нескольких участках с доставкой грузов водным путем.

Изыскание трассы Западно-Сибирской дороги возлагается на инженера К.Я.Михайловского, по Восточно-Сибирской дороге - на инженера Н.П.Меженинова, по Уссурийской дороге - на инженера Урсати.

Начальнику изыскательской партии инженеру Н.Г.Гарину-Михайловскому поручается изыскание пути Каинск (теперь г. Куйбышев) - Томск или южнее Томска с веткой на Томск; инженеру В.И.Раецкому - исследование вариантов мостового перехода через реку Обь.

В августе 1891 г. начальник работ инженер К.Я.Михайловский на основе материалов В.И.Раецкого принимает решение о мостовом переходе через Обь у села Кривощеково. В декабре 1891 г. это решение утверждается в Министерстве путей сообщения.

8.05.1892 г. утверждается направление железной дороги от Челябинска на Омск, затем к мостовому переходу через Обь у села Кривощеково и далее - южнее Томска к ст.Почитанской.

21.11.1892 г. рассматривается докладная записка министра финансов Гюббента о разделении железной дороги на участки строительства: Западно-Сибирский - от Челябинска до реки Обь, включая мостовой переход (начальник работ - инженер К.Я.Михайловский); Восточно-Сибирский - от ст. Обь до Иркутска (руководитель работ - инженер Н.П.Меженинов).

25.03.1893 г. утверждается разработанный проф. Н.А.Белелюбским проект моста через реку Обь. Железная дорога проектируется однопутной с пропускной способностью 3 пары поездов в сутки. Станции располагаются через каждые 50 верст. На трассе возводится насыпь шириной 5,1 м по гребню, укладываются шпалы и рельсы, по ним подвозятся песок и щебень. Затем рельсовый путь поднимается на балласт слоем 0,3 метра. Облегченные рельсы рассчитаны на двухосные грузовые вагоны грузоподъемностью 10 - 16 тонн и скорость движения 12 верст/час. Мост через реку Обь - 7-пролетный, с длиной пролетов 87 и 117 метров, высотой над рекой в межень до 17 метров. Руководитель работ - инженер Г.М.Будагов, подрядчик - инженер Л.И.Березин.

Для ускорения строительства создается Комитет Сибирской железной дороги. Все работы финансируются из государственного бюджета.

По данным дневника работ на 20.03.1893 г. уже начаты рубка просек и отсыпка насыпи от ст. Обь на восток, начато строительство станции, отправлено пароходом оборудование для лесопильного завода и временных мастерских. К 1.10.1893 г. от ст. Обь уложено 5 верст пути, на 200 верст путей доставлены рельсы, прибыли водой 25 вагонов и платформ, 2 паровоза. Начато строительство пристани и железнодорожной ветки до ст. Обь длиной в 2,6 версты. К 1.01.1895 г. уложено в сторону Красноярска 206 верст пути, устроено 16 станций, начата кладка первого устоя моста через Обь, построен лесопильный завод.

1.09.1894 г. открывается временное движение составов на линии Челябинск - Омск. В 1896 г. сдаются в постоянную эксплуатацию дороги Челябинск - Омск и Омск - река Обь, мост через реку Иртыш. В 1897 г. поезда приходят в Красноярск, в 1898 г. начинается эксплуатация дороги до озера Байкал (ст. Байкал).

В 1900 г. открывается прямой железнодорожный путь до Тихого океана. Через озеро Байкал курсируют ледоколы-паромы. Далее поезда идут через Маньчжурию. Путь от Москвы до Владивостока длится менее 18 суток (морским путем - более 40 суток).

В 1908 г. продолжены работы на Амурском участке. В 1916 г., с возведением 22-пролетного моста через Амур, ставится точка в выдающемся проекте XIX века - сквозной рельсовый путь через просторы Сибири к Тихому океану открыт. Дорога дала Сибири выход на мировые рынки. Сибирское масло продается в магазинах Лондона и Нью-Йорка.

Строительство дороги вызвало к жизни десятки новых поселков и городов. Одним из них стал поселок строителей на пересечении железной дороги и реки Обь - Новониколаевск, будущий город Новосибирск.

* * *

2  

10  
    Безуездный город Сибири

Город Новосибирск отмечает свое столетие.

За относительно короткий исторический период временный поселок строителей железной дороги прошел путь от безуездного города Томской губернии Новониколаевска до крупнейшего индустриально-культурного центра Сибири.

К началу XIX века в Приобье, в пределах окрестностей будущего города, уже существуют русские поселения Криводановка, Прокудское, Ярковское, Шилово, Огурцово, Барышево и другие. С 1822 года разрешается добровольное переселение российских крестьян за Урал. Им оказывается помощь, на новом месте за ними закрепляется земля.

Отмена крепостного права в 1861 г. усилила темпы колонизации Сибири. Основная масса переселенцев направлялась в степной и предгорный Алтай. Часть из них вдоль реки Обь расселялись на севере, в Приобье. В 1884-89 гг. на Алтай переселилось почти 100 тыс. человек.

В 1865 г. открывается пароходное движение Бийск - Томск по реке Обь. В 1860-е годы вдоль почтового тракта прокладывается телеграфный кабель до Владивостока. В 1863 г. телеграф приходит в Томск, в 1867 г. кабель соединяет Томск с Барнаулом, в 1879 г. телеграф начинает действовать во Владивостоке.

Постепенно расширяется сеть почтовых трактов, они обустраиваются. Связь губернского города Томска с центром Алтайского горного округа Барнаулом проходит по правобережью - через Проскоково - Медведское.

* * *

Приобье административно входит в Томский округ, население которого в 1858 году составляет 113,1 тыс. человек, а в 1892 г. - уже 132,7 тыс. В это время в составе округа числилось 588 сельских поселений. На месте будущего города располагались деревни Кривощековской волости (15,8 тыс. населения, 40 поселений). Численность населения в них была:

    с. Кривощеково 506 человек
    д. М. Кривощеково 479 "
    д. Бугры 460 "
    д. Криводановка 595 "
    д. Верткова 168 "
    д. Толмачево 325 "
    д. Н. Чëмская 330 "
    д. Огурцева 344 "
    д. В. Чëминская 168 "
    д. Каменка 772 "
    д. Усть-Иня 253 "
    д. Гусиный брод 104 "
    д. Ельцовка 218 "
    д. Быкова 40 "
    д. Барышевская 683 "
    д. Кубова 314 "
    

По данным 1893 г. в Кривощековской волости на каждое крестьянское хозяйство в среднем приходится 4 рабочие лошади, 2 дойные коровы, от 5 до 15 десятин пашни.

В 1890-е годы в Приобье приходит весть о строительстве рельсового пути через Сибирь к Тихому океану. Напротив села Кривощеково начинаются подготовительные работы к строительству моста. На правом берегу проводится отвод земли под железную дорогу, расчистка площадки под станционные сооружения.

К весне 1893 г. нанято до 2000 землекопов, по реке прибывают баржи со строительными материалами и основная часть рабочих, заключивших контракт на 3 года и более на строительство дороги и моста.

К осени 1893 г. уже уложено 5 верст железнодорожного пути на восток от ст. Обь; строятся станция, пристань, железнодорожная ветка от пристани до станции для доставки строительных грузов с прибывающих барж; выполнено 900 тыс. м3 земляных работ. На левом берегу определяется трасса будущей предмостной насыпи, начинается переселение дворов с. Кривощеково, оказавшихся в полосе строительства. Часть крестьян переезжает в деревни Бугры, Перово, часть - на правый берег, устанавливая свои дома в устье Каменки, напротив будущего моста. Возникают первые улицы: Мостовая, Каинская, Кривощековская. По левому берегу Каменки строятся дома и бараки мостостроителей, появляется будущая улица Трактовая (сейчас Большевистская). Возле будущей станции Обь возводится ведомственное и частное жилье железнодорожников, образующее улицы Вокзальная, Томская, Михайловская, Красноярская и другие.

Первыми поняли выгодность соседства пристани и будущей железной дороги местные купцы и крестьяне. К осени 1893 г. базар с. Кривощеково перемещается на правый берег Оби, а колыванский купец Жернаков строит здесь первый универсальный магазин.

* * *

1893 год - год возникновения временных поселков мостостроителей и железнодорожников - принято считать годом рождения Новониколаевска (Новосибирска).

В последующие годы поселок обустраивается, расширяется. Появляются дома на каменном фундаменте и с каменным полуподвальным первым этажом. Начинают действовать первая школа начального образования по улице Трактовой, временный молитвенный дом, ведомственные одноклассные школы для мальчиков и девочек из семей железнодорожников. Между рекой и станцией Обь, на опушке соснового леса, открывается пункт питания с амбулаторией на 10 коек для оказания помощи прибывающим из России крестьянам-переселенцам. Работают две аптеки: железнодорожная и частная - Ковнацкого. Возле станции строится деревянная церковь Св. пророка Даниила, в начале Николаевского проспекта - каменная церковь Св. Александра Невского. Постепенно временные поселки

10  

11  
 
мостостроителей и железнодорожников практически сливаются, образуя единый поселок Новониколаевский.

Жители поселка ведут борьбу за его официальное признание. Земля, на которой строятся дома, является собственностью государства в лице императора России и находится в ведении Алтайского горного округа. Для признания поселения необходима передача ему в собственность занимаемой территории.

В 1897 г. завершается строительство моста через реку Обь и прокладка железной дороги. Часть рабочих, отбыв срок контракта, уезжает в новые места, бросая свое временное жилье. Временный поселок, существовавший в период строительства, должен или ликвидироваться, или получить статус посада, города с закрепленной за ним территорией. Без официального статуса поселок не имеет права на сбор местных налогов, избрание общественного управления, бюджет и прописку граждан.

В 1896 г. в ответ на неоднократные ходатайства по указанию управляющего Алтайского горного округа составляется план усадебного землепользования (план Кузнецова) с линиями будущих улиц и жилых кварталов. Поселку сдается в аренду 1600 десятин земли (1,7 км2), оформляется отвод земли под существующие домовладения, из бюджета Кабинета выделяются деньги на первоочередное благоустройство, оплату полицейским, добровольному пожарному обществу, содержание части школ и другие цели.

В 1897 г. утверждается название поселка - Новониколаевский.

К этому времени речная пристань и станция Обь становятся крупным торговым и перевалочным пунктом на Сибирской железной дороге. В 1897 г. через станцию прошло 1,8 млн. пудов различных грузов.

Несмотря на продолжающуюся неопределенность, поселок интенсивно застраивается. В 1898 г. в Новониколаевском числится 1400 домов, 17 магазинов, 2 церкви; в 1902 г. - 2000 домов.

На основных улицах устанавливаются керосиновые фонари. Действует общество конного дела и скачек. Открываются книжный магазин, типография, фотосалоны. Организуется литературно-драматическое общество, расширяется сеть одно- и двухклассных школ. Открыты больницы - железнодорожная, городская и при переселенческом пункте. Издаются первые видовые открытки поселка.

В поселке работают паровые мельницы, лесопильный завод, открыт склад керосина общества "Братья Нобель", строится военно-сухарный завод на 1 млн. пудов сухарей в год для нужд армии. Открыто более 150 торговых заведений. Наиболее массовые профессии - купцы, плотники, грузчики.

Расширяются связи поселка с другими пунктами Сибири. По Оби начинают курсировать пассажирские пароходы по линии Томск - Бийск. Станция Обь переименовывается в станцию Новониколаевск.

В декабре 1903 г. утверждается решение о "возведении поселка Новониколаевский в степень безуездного города с ограниченными правами". Жители переводятся в мещанское сословие, получают право постоянной прописки, а также перестают нести повинности и платить налоги по месту прежней прописки в других районах России.

В городе проводятся выборы старосты. Право голоса получают владельцы недвижимого имущества (дома, магазины...) стоимостью более 100 рублей. Женщины - владельцы домов имеют право участвовать в голосовании только через доверенного человека мужского пола. К участию в первом голосовании допускается около 800 владельцев недвижимости (25% всех домовладельцев). Город получает право формировать свой бюджет. В 1905 г. он составляет почти 83 тыс. рублей, в 1912 г. - 1 млн. рублей. Бюджет города складывается из налогов на торговлю, домовладения, промышленные заведения, оплаты за аренду земли, помещений в городских зданиях и т.д.

Кабинетом передаются городу 582 десятины земли (640 га) под жилую застройку с выкупом в течение 30 лет и почти 5000 десятин (5400 га), занятых улицами, площадями, сенокосами, лесом и выгоном, - безвозмездно. Одновременно прекращаются выплаты денег на нужды города Новосибирску - 100 лет из бюджета Кабинета Его Императорского Величества. С этого времени жизнь города определяется, в основном, собственным умением изыскивать средства в городской бюджет и экономным его расходованием.

В 1909 году город получает права полного городового положения: право выбирать городскую думу и иметь городскую управу; становится равноправным в системе российских городов...

 

[Далее излагаются события истории Новониколаевска 1910-1917 гг. (с.11-13)]

 
---
Источник публикации: Мелеск Х.Х. Сибирская железная дорога. Безуездный город Сибири: [Извлечение] // Новосибирск: Историко-географический атлас / Редкол.: Мелеск Х.Х. (отв. ред.) и др. - М.: Роскартография, 1993. - С.2, 10-11: ил.Храм
Публикации по истории
основания г. Новосибирска
 
Уголок Уголок

[Главная | История Новосибирска | Этапы развития | Библиография | Конспект | Гарин-Михайловский | Поиск]
© 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН

Документ изменен: Wed Feb 27 14:48:42 2019. Размер: 31,919 bytes.
Посещение N 8312 с 02.04.1999