Академик В.А.Коптюг ПРОГРЕСС И ПЛАН* |
Требование времени - обеспечить самую тесную связь науки с производством? Намечаемые направления совершенствования хозяйственного механизма - включение экономических рычагов, ускоряющих развитие науки и техники, - несомненно, облегчат путь научных разработок в народное хозяйство. Однако мы не можем ждать, пока сложатся более благоприятные условия, и должны действовать безотлагательно. Нужно использовать все имеющиеся средства для скорейшего продвижения новых эффективных разработок в практику.
Весь опыт хозяйственного строительства в нашей стране свидетельствует о том, что кардинальных сдвигов на решающих направлениях мы добивались, используя программно-целевой подход, опирающийся на преимущества плановой системы социалистической экономики. Ленинский план ГОЭЛРО и программа индустриализации страны в прошлом, Продовольственная и Энергетическая в настоящем - примеры глобальных государственных программ преобразования народного хозяйства. Очевидно, близкими по характеру должны быть и программы ускоренного развития машиностроения, а также микропроцессорной и вычислительной техники.
| Всесоюзная конференция по развитию производительных сил Сибири. 1985 г. Гости конференции направляются на осмотр образцов техники, созданной в институтах СО АН СССР. В центре - председатель Совета Министров РСФСР В.И.Воротников. |
На программы такого масштаба целесообразно, на наш взгляд, ориентировать значительную часть целевых научно-технических программ, формируемых ГКНТ, Госпланом, Академией наук СССР и выступающих в качестве каналов вовлечения науки в решение перспективных народно-хозяйственных задач.
Активно участвуя в программах такого уровня, ученые Отделения уделяют большое внимание сбалансированному развитию производительных сил и комплексному исследованию природных ресурсов Сибири. С этой целью в Сибирском отделении, при участии партийных и советских органов краев и областей, союзных и республиканских министерств и ведомств, сформирована широкомасштабная региональная научно-исследовательская программа «Сибирь».
При реализации этой программы уже накоплен серьезный опыт объединения научных сил, задействованных на всестороннем исследовании проблем природных ресурсов, предплановых социально-экономических проработках и поиске конкретных технических и технологических решений, которые нацелены на наиболее эффективное развитие производительных сил Сибири. Программа объединяет усилия более 400 организаций 60 министерств и ведомств.
Структурным каркасом, связывающим эти организации, являются сибирские отделения АН СССР, ВАСХНИЛ и АМН, располагающие весомым научным потенциалом.
В то же время мы понимаем, что очень много еще предстоит сделать для совершенствования организационной структуры программы «Сибирь», обеспечения ее должной направленности и четкости, повышения ответственности всех исполнителей. Сейчас мы готовимся к ее корректировке в свете новых требований к науке и производству.
Во второй половине июля в Новосибирске состоится очередная всесоюзная конференция по развитию производительных сил Сибири, на которой будут обсуждены важнейшие отраслевые, межотраслевые и территориальные проблемы, а также проблемы, наиболее актуальные для ускорения научно-технического прогресса региона, требующие сосредоточения усилий академической, отраслевой и вузовской науки.
Развивая программно-целевой подход к решению особо важных задач научно-технического прогресса в этих двух - отраслевом и региональном - планах, нельзя забывать и о необходимости ускоренной реализации и тиражирования тех достижений науки, которые оказались вне целевых программ.
Поиск путей ускоренной передачи научных достижений в практику ведется повсеместно. Определенный опыт в этом направлении накоплен и Сибирским отделением Академии наук. Опробовано и используются несколько форм. Простейшая из них - прямые связи с предприятиями региона. Эта форма весьма эффективна, менее всего обставлена бюрократическими барьерами. Но хорошо она работает преимущественно в тех случаях, когда новая разработка прямо отвечает потребностям данного предприятия и к тому же не требует существенной перестройки производства или больших капитальных затрат.
В целом более трети разработок наших институтов, реализуемых в промышленности, проходит через крупные предприятия Сибири.
Вопросы взаимодействия с предприятиями региона должны постоянно находиться в поле зрения всех научных центров СО АН СССР. Во многих из них уже накоплен серьезный опыт эффективной работы в этом направлении.
Вместе с тем важно подчеркнуть, что одним из принципов управления научно-техническим прогрессом должно быть требование извлечения максимальной пользы из каждой проверенной практикой технической или технологической разработки. Новшество должно тиражироваться как в масштабе отрасли, так и в межотраслевом плане.
Начиная с десятой пятилетки Сибирское отделение развивает «выход на отрасль через предприятие» с подключением соответствующих отраслевых институтов. В этом нам помогает еще одна форма - координационные программы научно-исследовательских работ с участием союзных и республиканских министерств. Таких программ в Отделении - более двадцати.
В то же время при переносе разработок из одной отрасли в другие все приходится, как правило, начинать с начала. Еще тяжелее ситуация, когда широкое распространение разработки требует объединения усилий двух или большего числа ведомств.
Например, на основе работ Института гидродинамики и СКБ гидроимпульсной техники на Новосибирском стрелочном заводе Министерства путей сообщения построен и работает специализированный цех по упрочнению взрывом сердечников железнодорожных стрелочных крестовин. Экономический эффект - при достижении цехом проектной мощности - оценивается в 7 млн руб. в год благодаря увеличению в 1,5-2 раза срока службы стрелочных переводов.
Такое же «взрывное» упрочнение рабочих органов горно-добывающего оборудования (что особенно важно, для Сибири) может дать уже сотни миллионов рублей экономии - в результате сокращения расходов высокомарганцевистой стали и увеличения межремонтного периода. Для этого необходимо, чтобы одно какое-то предприятие (по нашему мнению, Барнаульский котельный завод) освоило промышленный выпуск взрывных камер по проектам СО АН СССР; другое - увеличило бы выпуск необходимых взрывчатых материалов; наконец, Минцветмет, Минчермет, Минстройдормаш, Минтрансстрой и другие министерства организовали на своих предприятиях взрывные технологические участки, подобные цеху Новосибирского стрелочного завода.
Однако «состыковать» все эти ведомства и решить важную для страны задачу не удается в течение многих лет.
Путь «снизу» через предприятия на отрасли важен и нужен, но он очень труден для внедрения разработок, кардинально меняющих технологию или имеющих межотраслевой характер.
Радикальным способом достижения должных темпов и масштабности использования научно-технических новшеств, по нашему мнению, может стать усиление планового начала в работе по внедрению.
Сибирское отделение АН СССР в преддверии двенадцатой пятилетки попыталось шире освоить, возможности плановых рычагов. Мы отобрали почти 200 крупных законченных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, сопроводили их краткими технико-экономическими характеристиками и направили в Госплан СССР, ГКНТ, Госплан РСФСР и 62 министерства и ведомства с целью обеспечения их широкого использования в двенадцатой пятилетке. По каждому предложению был указан конкретный адрес предприятия или отрасли, которые, с нашей точки зрения, должны были бы заинтересоваться данной разработкой.
По-разному отнеслись министерства к этому материалу. Многие проявили большую заинтересованность как потребители, но лишь при условии, что выпуск тех или иных новых машин, приборов, материалов будет освоен каким-либо другим министерством. Меньшее, но все же заметное число заинтересовалось возможностью реализации рекомендованных разработок на своих предприятиях и сразу же запросило дополнительную информацию. А некоторые просто проигнорировали наши предложения.
Однако благодаря настойчивой работе ученых Отделения с министерствами и ведомствами при участии отделов Госплана СССР и ГКНТ отношение к большинству представленных разработок удалось изменить.
Итог таков: Госплан СССР принял постановление, по которому 114 разработок рекомендовано для включения в проект Государственного плана экономического и социального развития СССР на двенадцатую пятилетку или в отраслевые планы министерств и ведомств, 39 - в общесоюзные научно-технические программы.
Опыт, таким образом, убеждает нас, что более широкое использование рычагов централизованного планирования в решении проблем внедрения возможно, но этот путь надо облегчить.
Существует острая необходимость усилить влияние планирующих органов на научно-техническую политику отраслей. Одновременно нужно резко повысить их ответственность за упущенные возможности, за нереализованные вовремя новые эффективные технические решения.
В диалоге разработчик - министерство «весовые категории» сторон слишком не равны.
Уже несколько лет Отделение не может убедить Минэлектротехпром в необходимости организации серийного производства мощных ускорителей электронов, созданных Институтом ядерной физики СО АН СССР. Изготовленные самим институтом промышленные ускорители при использовании в линиях по производству термостойких кабельных изделий на предприятиях того же Минэлектротехпрома уже дали экономический эффект в сумме 140 млн руб. А ведь с помощью этих ускорителей - если бы был организован их серийный выпуск - можно было бы широко реализовать новые прогрессивные технологии и в других отраслях.
Поэтому мы с удовлетворением восприняли создание Госпланом СССР межведомственной комиссии по вопросам ускорения внедрения в народное хозяйство особо важных изобретений. Две крупные разработки, по которым не удалось найти приемлемых решений с министерствами, были включены в план работы этой комиссии, причем по одной из них сразу же было принято положительное решение.
Предлагаемый путь продвижения сверху научно-технических достижений в практику обязательно должен сочетаться с такими изменениями хозяйственного механизма и экономического стимулирования, которые позволяли бы предприятиям и отраслям максимально развивать творческую инициативу трудовых коллективов, побуждали бы использовать все имеющиеся резервы и самим искать подготовленные наукой новые эффективные технические и технологические решения.
Мы далеки от мысли, что в спорах по вопросам внедрения всегда прав разработчик. Четверть из упоминавшихся выше почти двухсот разработок в постановление Госплана СССР не вошла. В основном это связано с их недостаточной конструкторской или опытно-производственной проработкой. Объясняется это главным образом отставанием в развитии соответствующей базы в Сибирском отделении АН СССР.
Если бы конструкторские бюро Новосибирского научного центра с его кадровым потенциалом и научным заделом располагали необходимыми рабочими площадями и если бы мы имели возможность создать аналогичные организации не только в Новосибирском и Томском, но и в Красноярском, Иркутском, Якутском и Бурятском научных центрах, то число разработок, подготовленных к реализации в народном хозяйстве, было бы увеличено в 4-5 раз.
На совещании в ЦК КПСС была отмечена целесообразность создания в составе Академии наук СССР комплексных межотраслевых научно-технических центров по опыту Института электросварки им. Е.О.Патона. В нашем регионе к ним наиболее близок создаваемый в Томске Республиканский инженерно-технический центр по упрочняющим покрытиям при Институте физики прочности и материаловедения СО АН СССР. Мы убеждены, это важно для расширения взаимодействия Сибирского отделения с республиканскими министерствами и ведомствами.
Необходимость интенсификации относится, естественно, не только к общественному производству, но и к самой науке. Сибирское отделение как часть Академии наук Советского Союза несет вместе с нею ответственность за опережающее развитие фундаментальных исследований по важнейшим направлениям науки. Важность такого опережения была еще раз подчеркнута на совещании по ускорению научно-технического прогресса.
Молодая академическая наука Сибири сегодня уже вносит заметный вклад в наращивание научного потенциала страны. Ученые Сибирского отделения АН СССР открыли ряд новых явлений: в области физики плазмы, электронных пучков, быстропротекающих процессов, залегания углеводородов в земной коре, сильноточной электроники, химической физики. Эти открытия облегчили прорыв в неизведанное и породили принципиально новые технические и технологические решения, которые «веером» вышли во многие отрасли промышленности.
* | НТР: проблемы и решения. 1985. N 4. |
| | |
| |
| Коптюг В.А. Прогресс и план // Российская академия наук. Сибирское отделение: Стратегия лидеров / Сост. В.Д.Ермиков, Н.А.Притвиц, О.В.Подойницына. - Новосибирск: Наука, 2007. - С.302-307. |
|
|