Академик В.А.Коптюг РОЛЬ И ЗАДАЧИ АКАДЕМИИ НАУК В РАЗВИТИИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫХ СИЛ СТРАНЫ* Тезисы выступления** |
Важнейшая задача страны - перевод народного хозяйства на рельсы интенсивного развития, что можно достичь только на основе ускорения научно-технического прогресса (НТН).
Что должно дать это ускорение НТП: повышение производительности труда, снижение материало- и энергоемкости.
Какую роль в этом может и должна сыграть наука, и в частности академическая. Уместно поговорить и о том, чем отличается академическая наука от отраслевой.
Если мы ставим вопрос о роли науки в развитии производительных сил страны, говорим о ее роли в НТП, обсуждаем ее эффективность, то, прежде всего, целесообразно выделить компоненты НТП и определить их взаимосвязь.
Очень схематично о компонентах (к).
Первый компонент - наука, она является источником, питающим НТП. В сфере науки формируется потенциал знаний общества и потенциал, к которому мы обращаемся в поисках ответа на запросы практики. Под термином «наука» я подразумеваю получение новых основополагающих знаний - независимо от того, в каких стенах - академических, вузовских или отраслевых - они добываются.
Второй компонент - это сфера адаптации достижений науки к решению прикладных задач (прикладные исследования, конструкторские и проектные работы).
Третий компонент - это собственно материальное производство, где адаптированные достижения науки реализуются в виде новых технологий, машин, материалов и т.д.
Тезис «добиваться органического соединения достижений НТР с преимуществами социалистической системы хозяйства» означает обеспечение не только эффективного развития каждой из этих сфер, но и слаженности их комплексного функционирования.
Этого добиться можно директивным путем, что требует огромных усилий и огромного аппарата слежения за процессом от идеи до машины. В особых случаях это неизбежно и необходимо (плановое регулирование хозяйства). Но в целом это должно идти естественным путем в рамках соответствующего механизма управления хозяйством, т.е. под влиянием экономических стимулов.
Таким образом, на 3к надо наложить соответствующий механизм, который стимулировал бы весь процесс от идеи до производства - каждое следующее звено должно «не давать покоя» предыдущему в интересах конечной цели.
Классическая формула «потребности производства двигают науку сильнее, чем тысячи университетов» подразумевает именно это - воздействие экономических целей на весь процесс - от идеи до производства.
В связи с этим требуется ясное понимание фразы «наука должна быть возмутителем спокойствия».
Здесь две крайности: одна со стороны науки - давайте критиковать все, что не так (это полезно, если одновременно предлагаются научно обоснованные решения вопроса); другая со стороны производства - наука все время что-то придумывает, ей это по статусу положено, вот пусть она сама и внедряет то, что придумала.
* * *
Возвращаясь к составляющим НТП, можно констатировать: успешное развитие науки есть необходимое, но недостаточное условие ускорения НТП. Необходимо, чтобы оно подкреплялось соответствующим развитием сферы адаптации, производства и хозяйственным механизмом.
Теперь вернемся собственно к тому, что мы называем наукой, - к сфере фундаментальных основополагающих исследований.
Здесь надо осветить два тезиса:
Первый тезис - фундаментальные исследования - единственный источник принципиально новых решений задач практики.
Прикладные исследования, изобретательство, конструирование - это поиск окончательного решения задачи в рамках существующей суммы знаний. Своеобразное конструирование из имеющихся кубиков. Результат может быть очень эффективным, но не может быть революционным: атомная энергия, лазеры, генная инженерия в КБ не могли родиться.
Чем замечательны принципиально новые решения?
А. Исключительно высокая эффективность для практики.
Пример - удаление SO2 из отходящих газов: из вредных выбросов получаем тысячи тонн серы, которую импортируем.
Трудности - разогрев - энергетика, традиционное совершенствование мало эффективно.
Решение - отказаться от стационарности - нестационарный катализ.
1982 год - на Красноуральском медеплавильном комбинате - тысячи тонн серы + экология!!!
Использование в основном производстве серной кислоты: снижение расхода металла на контактные аппараты и капитальных затрат не на процент, а в несколько раз - а ведь это основа производства удобрений.
Б. Множественность выходов: утилизация SO2, производство H2SO4, утилизация низкокалорийных газов (рудничных).
Или теория быстропротекающих (взрывных) процессов: сварка взрывом, штамповка взрывом, упрочение крестовин стрелочных переходов, опрессовка концов линий высоковольтных передач, снятие заусенцев, вихрекольцевой способ тушения пожаров.
| На выставке «Сибирский прибор-83». В центре - академики В.А.Коптюг и Ф.А.Кузнецов. |
Все это не просто совершенствование, это кардинальное изменение технологии.
Второй тезис - основной вклад в развитие фундаментальных исследований вносит академическая наука, и происходит это по ряду объективных причин.
Еще раз подчеркну - наука может делаться и в стенах отраслевых НИИ, если для этого созданы необходимые условия. У нас есть очень серьезные отраслевые организации.
| Академик В.А.Коптюг и Г.А.Ванаг - директор Новосибирского авиационного завода им. В.П.Чкалова. |
Необходимые условия.
1. Определенная свобода поиска, выход за рамки конкретной задачи - риск!! Это в большинстве отраслевых НИИ не обеспечивается. Отличие: поиск решения конкретной задачи сегодняшнего дня, поиск решения проблемы, откуда вытекает решение конкретных задач в разных областях (сначала о них можно лишь догадываться).
2. Кадровый потенциал. Например, отраслевые НИИ и КБ в Сибири имеют в 3,5 раза большую численность и в 3 раза меньше докторов наук (т.е. в 10 раз более низкую потенциальную возможность решения задач). Кадры - один из продуктов академической науки.
Есть еще одно исключительно важное обстоятельство - характер организации академической и отраслевой науки. Структура организации академической науки соответствует существу нашей социалистической системы хозяйства - она централизована по управлению и ресурсному обеспечению. Это обеспечивает возможность объединения усилий специалистов разных областей в решении проблем комплексного характера.
Отраслевая наука, наоборот, рассечена по направлениям с барьерами между ними. Проблемы межотраслевого характера - почти не решаемы.
Слабость академической науки - слабая опытно-производственная база - особенно это тяжело для межотраслевых разработок.
Исключения - АН УССР, ускорители ИЯФа (25 лет). Опытное производство сильное!
Несколько типов ускорителей. Технологии: упрочнение кабельного пластиката, термоусаживаемые манжеты - изоляция, дезинсекция зерна - простои судов. Поставили 70 ускорителей. Рынок внутри и за.
Надо развивать сеть КБ и опытных производств! Роль АН в решении межотраслевых проблем огромна.
Еще одна мощная сила - ГКНТ и ее ЦКП***, но и здесь участие АН очень весомо (всего 170 тем, затраты 38 млрд руб., высокая экономическая эффективность: одиннадцатая пятилетка - 24 млрд, двенадцатая - 50 млрд).
Академическая наука - основа прогнозных работ. Программа «Сибирь» и ее прогнозная роль, Конференция по развитию производительных сил Сибири. Основа - надотраслевой характер (опора на все направления наук).
Нефть и газ Западной и Восточной Сибири. Удобрения и калийные соли - что надо для Сибири и как обеспечить. Фосфориты, алмазы.
Таким образом, сила академической науки в высоком удельном весе фундаментальных исследований, в кадровом потенциале, в централизации.
Это надо беречь и использовать по назначению, тем более что удельный вес в расходах на науку мал - менее 10% от бюджетных расходов на НИР. СО АН 1/3 получает по хоздоговорам.
Кажется, что академическая наука велика, потому что она централизована и эффективна. Сегодня межотраслевые проблемы невозможно решать без академической науки.
Есть еще один важный канал влияния на народное хозяйство. У нас отмечалась роль химического машиностроения в ускорении НТП. Как надо его корректировать? Ответ - научно обоснованно! Здесь исключительно велика роль и ответственность экономической науки!!!
Как сделать, чтобы экономические интересы личности, организации, ведомства всегда соответствовали интересам народного хозяйства в целом?
Ю.В.Андропов на ноябрьском (1983 года) Пленуме: «Соединению науки и производства должны способствовать методы планирования и система материального стимулирования».
Но это тема отдельного разговора.
* | Эпоха Коптюга. С.318-322. | ** | Место выступления и дата в оригинале не указаны (прим. составителей). | *** | Целевые комплексные программы (примечание составителей). |
| | |
| |
| Коптюг В.А. Роль и задачи Академии наук в развитии производительных сил страны // Российская академия наук. Сибирское отделение: Стратегия лидеров / Сост. В.Д.Ермиков, Н.А.Притвиц, О.В.Подойницына. - Новосибирск: Наука, 2007. - С.284-289. |
|
|