13.12.1923, Москва - 29.04.2005, Москва
Член-корреспондент АН СССР (1958), доктор технических наук (1952), профессор (1959). Механик. Специалист в области механики деформируемого твердого тела и ее инженерных приложений.
Окончил самолетостроительный факультет Московского авиационного института (1944). В 1948-1970 гг. - начальник группы, отдела (с 1958), научный руководитель отдела Машиностроительного конструкторского бюро «Красная звезда», в 1953-1958 гг. - заместитель зав. лабораторией Института механики АН СССР. Одновременно (с 1946) преподавал в Московском высшем техническом училище, других вузах Москвы, старший научный сотрудник Московского государственного университета (МГУ) (с 1954).
В Сибирском отделении с 1958 г.: зав. отделом прочности Института гидродинамики СО АН СССР, научный руководитель по исследованиям и расчетам в области прочности Сибирского НИИ авиации.
С 1964 г. работал в Москве: зав. лабораторией Института механики МГУ. Преподаватель Московского авиационного и Московского автомеханического институтов.
Научная и инженерная деятельность Э.И.Григолюка связана с решением прочностных проблем военно-промышленного комплекса. Он развил методы расчета прямоточных воздушно-реактивных двигателей и ядерных энергетических космических установок, участвовал в разработке сверхзвуковых прямоточных воздушно-реактивных двигателей для межконтинентальных крылатых ракет-носителей «Буря» и «Буран».
Важные результаты получены в общей теории прочности и устойчивости биметаллических, слоистых и неоднородных конструкций, по теории устойчивости оболочек при упруго-пластических деформациях и в условиях ползучести, по изучению напряженно-деформированного состояния перфорированных пластин и оболочек, взаимодействия слабых ударных волн с тонкостенными конструкциями, контактного взаимодействия пластин и оболочек в конструкциях летательных аппаратов и корпусов ракет. Предложил ряд новых постановок и методов исследования инженерных задач, в том числе и для корпусов различных конструкций. Выдвинул проблему актуальности создания норм прочности автомобилей и способствовал их разработке. Участвовал в проектировании и изготовлении испытательных машин для построения диаграммы растяжения образца при ядерном излучении и при обтекании образца нагретым жидкометаллическим теплоносителем.
Известен также своими работами по истории отечественной механики, посвященными главным образом И.Г.Бубнову и С.П.Тимошенко.
Член бюро Отделения проблем машиностроения, механики и процессов управления (1971-1991), зам. председателя Научного совета РАН по проблемам машиностроения и технологических процессов (1993), член Национального комитета по теоретической и прикладной механике (1965). Зам. председателя (с 1954), председатель (с 1960) Комиссии АН СССР по прочности двигателей, председатель секции АН СССР «Динамика и прочность автомобильных конструкций» (1980). Член редколлегий ряда отечественных научных журналов. Член Международной академии аэронавтики (1967).
Лауреат Государственной премии УССР (1975). Удостоен нескольких именных медалей Федерации космонавтики СССР и РФ.
Награжден орденами «Знак Почета» (1975), «Дружбы народов» (1986).
Заслуженный деятель науки РФ (1996).
| ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ: Тонкие упругие круговые пластины. М., 1992. 143 с.; Регулярные кусочно-однородные структуры с дефектами. М., 1994. 335 с. (в соавт.); Нелинейное деформирование тонкостенных конструкций. М., 1997. 272 с. (в соавт.); С.П.Тимошенко. Жизнь и судьба. 2-е изд. М., 2002. 402 с.; Конечные прогибы, устойчивость и закритическое поведение тонких пологих оболочек. М., 2004. 162 с. (в соавт.). ЛИТЕРАТУРА: Ученые Московского университета - действительные члены и члены-корреспонденты Российской академии наук (1755-2004): Биографический словарь. М., 2004. С.553-554; Успехи механики. 2005. Т.3, N 4. |
| | |
| |
| Григолюк Эдуард Иванович // Российская академия наук. Сибирское отделение: Персональный состав / Сост. Е.Г.Водичев и др. - Новосибирск: Наука, 2007. - С.352-353. |
|
|