Русский язык и культура речи: Учебник (М.: Гардарики, 2000) - ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГИ
Навигация
Книжные оглавления
Русский язык и культура речи: Учебник / Ред. В.И.Максимов
(М.: Гардарики, 2000. - 411 с.: ил., табл.)
 
ОглавлениеСноска

 Предисловие ..................................................... 5

 Глава I. РЕЧЬ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ ......... 8
          § 1. Язык и речь ....................................... 8
               Язык и сопредельные с ним понятия ................. 8
               Речь, ее особенности ............................. 16
               Структура речевой коммуникации ................... 21
               Речь и взаимопонимание ........................... 26
          § 2. Речь в межличностном общении ..................... 31
               Особенности речи в межличностном общении ......... 31
               Фатическая и информативная речь .................. 33
               Речь и самораскрытие ............................. 36
               Речь и самооценка ................................ 38
               Роль слушающего .................................. 40
          § 3. Речь в социальном взаимодействии ................. 42
               Особенности речевого поведения в социально
                 ориентированном общении ........................ 42
               Речь и социализация .............................. 45
               Речь как средство утверждения социального статуса  47
               Общие закономерности речи в условиях массовой
                 коммуникации ................................... 49
               Контрольные вопросы .............................. 50
               Литература ....................................... 51

 Глава II. РАЗНОВИДНОСТИ РЕЧИ ................................... 52
          § 1. Основания классификации и общая характеристика
                 форм речи ...................................... 52
          § 2. Устная и письменная формы речи ................... 54
               Общая характеристика форм речи ................... 54
               Устная речь ...................................... 55
               Письменная речь .................................. 58
          § 3. Диалог и монолог ................................. 61
               Диалог ........................................... 61
               Монолог .......................................... 67
          § 4. Функционально-смысловые типы речи ................ 70
               Описание ......................................... 70
               Повествование .................................... 71
               Рассуждение ...................................... 72
          § 5. Функциональные стили речи ........................ 73
               Общая характеристика стилей ...................... 73
               Научный стиль .................................... 74
               Официально-деловой стиль ......................... 78
               Газетно-публицистический стиль ................... 82
               Художественный стиль ............................. 85
               Разговорно-обиходный стиль ....................... 89
               Контрольные вопросы .............................. 93
               Литература ....................................... 94

 Глава III. ОРАТОРСКАЯ РЕЧЬ ..................................... 95
          § 1. Выступление как разновидность ораторской прозы ... 95
               Содержание и композиция .......................... 95
               Информационное обеспечение выступления .......... 100
               Контакт с аудиторией  ........................... 101
               Коммуникативное состояние говорящего ............ 101
               Контактоустанавливающие речевые действия ........ 102
               Диалогиграция выступления ....................... 102
               Синтаксические особенности ...................... 103
               Лексические особенности ......................... 105
               Личностный тип общения .......................... 105
          § 2. Логика, этика и эстетика речи ................... 106
               Правила построения ораторской речи .............. 106
               Логические законы ............................... 107
               Этика ораторского выступления ................... 109
               Эстетические качества речи ...................... 110
               Контрольные вопросы ............................. 115
               Литература ...................................... 115

 Глава IV. ЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ПОЛЕМИКИ ........ 116
          § 1. Общая характеристика спора ...................... 116
               Понятие спора ................................... 116
               Дискуссия ....................................... 118
               Полемика ........................................ 119
               Стратегия и тактика спора ....................... 120
          § 2. Логические аспекты спора ........................ 123
               Вопросно-ответный комплекс ...................... 123
               Аргументация .................................... 128
               Логические уловки в споре ....................... 138
          § 3. Социально-психологические аспекты спора ......... 140
               Общая характеристика социально-психологических
                 аспектов спора ................................ 140
               Физическое благополучие ......................... 140
               Экономические и социальные интересы ............. 141
               Чувство собственного достоинства ................ 142
               Справедливость и право .......................... 142
               Развлечение и игра .............................. 143
               Контрольные вопросы ............................. 147
               Литература ...................................... 148

 Глава V. ДЕЛОВАЯ БЕСЕДА. ДЕЛОВОЕ СОВЕЩАНИЕ. ТЕЛЕФОННЫЙ РАЗГОВОР 149
          § 1. Особенности служебно-делового общения ........... 149
               Коммуникация в организациях ..................... 149
               Требования к речевой коммуникации в деловой среде 151
          § 2. Деловая беседа .................................. 152
               Цели и задачи деловой беседы .................... 152
               Роль вопросов в деловой беседе .................. 153
               Виды деловых бесед .............................. 158
               Структурная организация беседы .................. 161
          § 3. Деловое совещание ............................... 163
               Факторы успеха в проведении делового совещания .. 164
               Виды деловых совещаний .......................... 165
               Дискуссия ....................................... 166
               Мозговой штурм .................................. 168
          § 4. Телефонный разговор ............................. 169
               Особенности телефонной коммуникации ............. 169
               Телефонный этикет ............................... 170
               Контрольные вопросы ............................. 175
               Литература ...................................... 176

 Глава VI. РЕЧЕВЫЕ КОММУНИКАЦИИ В ДЕЛОВЫХ ПЕРЕГОВОРАХ .......... 177
          § 1. Типичные коммуникативные ситуации ............... 177
               Понятие типичной коммуникативной ситуации ....... 177
               Установление (поддержание) деловых контактов .... 179
          § 2. Актуализация деловых контактов .................. 190
               Постановка цели деловых контактов ............... 190
               Решение организационных вопросов ................ 191
               Отбор и систематизация актуальной информации .... 193
               Стратегия и тактика переговоров ................. 198
          § 3. Реализация деловых контактов .................... 201
               Характеристика переговоров ...................... 201
               Этапы деловых переговоров ....................... 203
          § 4. Контроль и оценка деловых контактов ............. 212
               Понятие контроля ................................ 212
               Анализ типичных ситуаций деловой коммуникации ... 212
               Оценка результатов деловой коммуникации ......... 214
               Уточнение и корректировка планов и программ ..... 216
               Контрольные вопросы ............................. 217
               Литература ...................................... 218

 Глава VII. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ В КОММУНИКАЦИИ ... 219
          § 1. Технические средства информирования ............. 220
               Методы передачи сообщений ....................... 220
               Телефакс ........................................ 221
               Факс-модем ...................................... 222
               Сканер .......................................... 223
               Электронная почта ............................... 224
               Телеконференция ................................. 228
               Пейджер ......................................... 229
               "Персональный электронный секретарь" ............ 232
          § 2. Технические средства обслуживания ............... 233
               Телефон ......................................... 233
               Сотовый телефон ................................. 237
               Средства коллективной работы в компьютерных сетях 240
          § 3. Технические средства демонстрации ............... 245
               Контрольные вопросы ............................. 247
               Литература ...................................... 248

 Глава VIII. ОСОБЕННОСТИ РЕЧИ ПЕРЕД МИКРОФОНОМ И ТЕЛЕВИЗИОННОЙ
             КАМЕРОЙ ........................................... 249
          § 1. Особенности общения с аудиторией радио-
                 и телевещания ................................. 249
               Аудитория радио- и телевещания .................. 249
               Образ выступающего .............................. 251
          § 2. Основные принципы организации радио-
               и телевизионной речи ............................ 253
               Двойственная природа радио- и телевизионной
                 речи: социальная и личностная ориентированность 253
               Принцип разговорности ........................... 254
               Принцип диалогизации ............................ 256
               Принцип интимизации ............................. 258
               Принцип удобства звукового воспроизводства и
                 слухового восприятия .......................... 258
          § 3. Телеинтервью .................................... 260
               Фазы телеинтервью ............................... 260
               Типы телеинтервью ............................... 262
               Тактика речевого поведения интервьюируемого ..... 264
               Качество речи интервьюируемого .................. 266
          § 4. Правила поведения перед микрофоном и телекамерой  269
               Поведение на радио .............................. 269
               Поведение на телевидении ........................ 272
               Контрольные вопросы ............................. 273
               Литература ...................................... 274

 Глава IX. КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ........................... 275
          § 1. Фонетические нормы .............................. 276
               Произношение звуков и их комбинаций ............. 276
               Колебания в ударении ............................ 279
               Стили произношения .............................. 281
          § 2. Дикция и выразительное чтение ................... 283
               Чего не хватает нашей речи ...................... 283
               Звучность голоса ................................ 284
               Нормальный темп ................................. 285
               Высота голоса ................................... 288
               Тембр ........................................... 289
               Артикуляция ..................................... 291
               Выразительность чтения .......................... 291
          § 3. Новые слова и трудности их употребления ......... 293
               Семантика ....................................... 293
               Трансформация значений .......................... 300
               Заимствования ................................... 302
               Изменение сферы употребления слов ............... 303
               Сочетаемость с другими словами .................. 305
               За рамками литературного употребления ........... 307
          § 4. Новая фразеология и ее использование ............ 308
               Рождение новой фразеологии ...................... 308
               Использование "крылатых" слов ................... 313
          § 5. Грамматические нормы ............................ 324
               Морфологические нормы ........................... 324
               Синтаксические нормы ............................ 330
          § 6. Правописание .................................... 339
               Из истории правописания ......................... 339
               Необходимость новой редакции правил правописания  341
               Ожидаемые орфографические новшества ............. 345
               Пресса и орфография ............................. 347
               Контрольные вопросы ............................. 351
               Литература ...................................... 352

 Глава X. СЛУЖЕБНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ............................... 353
          § 1. Документы для внутреннего пользования ........... 354
               Реквизиты ....................................... 354
               Основные виды управленческих документов ......... 361
          § 2. Документы для внешнего пользования .............. 371
               Общие сведения .................................. 371
               Простые деловые письма .......................... 374
               Контрольные документы ........................... 379
          § 3. Сопутствующие обстоятельства .................... 392
               Коммерческая тайна .............................. 392
               Типичные ошибки ................................. 394
               Контрольные вопросы ............................. 397
               Литература ...................................... 397

 Приложение. Аннотирование и реферирование ..................... 399
             Аннотирование ..................................... 399
             Реферирование ..................................... 401


Учебник в развернутом виде представляет теоретический материал, очерченный программой, имеет практическую направленность, учит выполнению действий, приводящих к формированию умений и навыков делового общения. К каждой главе приложены контрольные вопросы и список рекомендуемой литературы. Учебник рекомендован Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.

Вверх
Русский язык и культура речи: Учебник / В.И.Максимов (ред.), Н.В.Казаринова, Н.Р.Барабанова и др. - М.: Гардарики, 2000. - 411 с.: ил., табл. - ISBN 5-8297-0009-3 (в пер.)

Шифр книги: Ш1-Р.894 НОАлфавит оглавлений | Оглавления по темам | Журналистика | Языкознание
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
© 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН

Документ изменен: Wed Feb 27 14:34:24 2019. Размер: 25,264 bytes.
Посещение N 8104 с 25.11.2005