| ГЕНИАЛЬНОСТЬ божий дар или наказание?: [сборник]. - Репр. воспроизведение изд. 1925-1930 гг. (М., 2006. - 1711 с.) |
| | Оглавление |
|
ПЕРЕД ВТОРЫМ РОЖДЕНИЕМ
Послание издателей читателям ................................... 5
Лиханов А. Гениальность: божий дар или наказание? (предисловие) 7
Кормушкин А. Эвропатология профессора Сегалина (предисловие) ... 13
ОГЛАВЛЕНИЕ I ТОМА
В ы п у с к 1-й
От редакции .................................................... 3
Пр.-доц. д-р Г.В. Сегалин. О задачах эвропатологии, как
отдельной отрасли психопатологии .................................. 7
Пр.-доц. д-р Г.В. Сегалин. Патогенез и биогенез великих людей .. 24
I группа примеров, где по отцовской линии отмечается
одаренность; по материнской линии наследственнная отягченность .... 30
II группа примеров, где иллюстрируются случаи, из которых видно:
по отцовской линии наследственная отягченность;
по материнской линии одаренность .................................. 36
III группа примеров, где иллюстрируется такая вариация: по обоим
линиям отца и матери - наследственное отягчение, между тем,
одаренность или с одной стороны (отца или матери),
или же, с обоих сторон ............................................ 47
IV группа примеров, в которых приводятся случаи еще не обследован
ные в вышеприведенном смысле (т.-е. в смысле соотношений материнской
и отцовской линии к наследственному отягощению и к наследственной
одаренности), но приводятся, как примеры, где психотический момент
всегда имеется в наследственности великих людей ................... 72
Теоретическая часть ........................................... 83
Пр.-доц. д-р Г.В.Сегалин. К патографии Льва Толстого ...... 1-ХХYIII
В ы п у с к 2-й
Пр-доц. д-р Г.В. Сегалин. О гипостатической реакции
гениальной одаренности ......................................... 93-110
Д-р К.А. Скворцов. Симптом "иллюзия уже виденного"
в творческих процессах ........................................ 111-151
Д-р Я.В. Минц. К патографии А. С. Пушкина ................... 29-46
Д-р И.Б. Галант. Делирий Максима Горького (о душевной
болезни, которой страдал М. Горький в 1989-1890 г.) ............ 47-55
Д-р М.И. Цубина. М. Врубель с психопатологической
точки зрения ................................................... 56-65
В ы п у с к 3-й
Пр.-доц. д-р Г.В. Сегалин. Психическая структура эврореактивных
типов ............................................................. 153
Пр.-доц. д-р Г.В. Сегалин. Механизм выявления эвро-активности у
гениально-одаренных людей ......................................... 169
Пр-доц. Д-р Н.А. Юрман. Скрябин, опыт патографии ............... 67
Д-р. И.Б. Галант. О суицидомании Максима Горького .............. 93
Д-р. И.Б. Галант. К психологии сновидной жизни Максима Горького 111
В ы п у с к 4-й
Пр.-доц. д-р Г.В. Сегалин. Психо эвротическая пропорция
гениальной одаренности
Взаимоотношение психотического и кумулятивного компонента и
роль этого взаимотношения в структуре эвроактивных типов .......... 184
Общая диагностическая характеристика эвроактивных типов ........ 194
1. Эврофренические типы ........................................ 194
2. Латентные эвроиды ........................................... 195
3. Психотические эвроиды ....................................... 196
4. Эвротимики .................................................. 196
5. Психотические эвротимики .................................... 197
Пр.-доц. д-р Г.В. Сегалин. Сдвиги психо-эвротической
пропорции гениальности ............................................ 198
1. Сдвиги психо-эвротической пропорции 1-й группы. Регрессивные
сдвиги психо-эвротической пропорции .............................. 198
2. Сдвиги психо-эвротической пропорции 2-й группы. Прогрессивные
сдвиги ............................................................ 203
Психо-эвротические сдвиги филогенетического характера .......... 206
Причина сдвигов ............................................ 207
Истощение кумулятивного компонента, как причина сдвигов
психо-эвротической пропорции ................................... 208
Рост эпистатического аппарата, как причина сдвигов .......... 208
Трансформирующее значение сдвигов ........................... 208
Д-р Б.К. Гиндце.
1. К вопросу о соматическом исследовании лиц выдающихся
психических способностей ......................................... 214
2. План исследования организма выдающихся людей ................ 217
3. Разрезы через мозг авторов, исследовавших выдающихся
людей ............................................................. 219
4. Схема препаровки и разрезов головного мозга ................. 226
5. Методика изготовления постоянного препарата артерий ......... 228
Д-р. И.Б. Галант. Генеалогия Максима Горького, а также
общая характеристика личности Горького в связи с его
наследственностью и с переживанием детства ........................ 115
1. Наследственность М. Горького (с генеалогической таблицей) ... 115
2. Обшая характеристика личности Максима Горького в связи
с гередофамильярными особенностями его характера и с переживанием
его детства ....................................................... 128
Д-р, И.Б. Галант. Пориомания М. Горького ....................... 137
ОГЛАВЛЕНИЕ II ТОМА
В ы п у с к 1-й.
Пр.-доц. д-р. Г.В. Сегалин. Общая симптоматология творческих
приступов ......................................................... 3
А. Диссоциативные симптомы творческих приступов со стороны
интеллектуальной сферы ............................................ 5
Творческий приступ в состоянии сновидения ...................... 5
» » » гипноза ......................... 9
» » » транса медиумов ................. 11
» » » истерического припадка .......... 13
» » подсознательного состояния ................ 16
» » в состоянии со-сознательности ............. 18
» » » гипермнезии ..................... 18
» » » эпилептической гипермнезии ...... 21
» » » гипермнезии, обусловленной
физической или психической травмой ................................ 23
Творческий приступ в состоянии гипермнезии, обусловленной
воздействием химических веществ ................................... 25
Творческий приступ в состояниии гипермнезии, вследствие
алкогольного опьянения, а также вследствие опьянения опием, гашишем
и пр. наркотическими и возбуждающими средствами ................... 26
Творческий приступ в состоянии гипермнезии при лихорадочных
переживаниях (обусловленные инфекционными болезнями) .............. 26
Творческий приступ в состоянии гипермнезии, вследствие
органических заболеваний центральной нервной системы .............. 30
Творческий приступ при парамнестических переживаниях ........... 33
Творческий приступ в состоянии переживания
«иллюзии уже виденного» ........................................... 34
Творческий приступ при иллюзорных переживаниях ................. 35
Творческий приступ в галлюцинаторном переживании ............... 36
Творческий приступ в аутистических переживаниях ................ 42
В. Диссоциативные симптомы творческих приступов со
стороны эмоциональной сферы ....................................... 47
Творческий приступ в состоянии маниакального возбуждения ....... 47
Творческий приступ в состоянии возбуждения эпилептоподобного
характера, а также при других состояних нервно-психического
возбуждения ....................................................... 50
Творческий приступ в состоянии сексуального возбуждения ........ 51
Творческий приступ в состоянии депрессии ....................... 52
Творческий приступ в состоянии притупления аффекта
или же при отсутствии аффекта ..................................... 54
Творческий приступ протекает в сопровождении творческих
синэстэзий (сопутствующие ощущения) ............................... 55
С. Диссоциативные симптомы творческих приступов со стороны
волевой сферы
Творческий приступ в состоянии принуждения ..................... 60
Творческий приступ в состоянии волевого автоматизма,
сознаваемый как автоматизм в виде состояния одержимости ........... 62
Творческий приступ - полный автоматизм и слепое волевое
подчинение в состоянии бессознательности .......................... 64
Творческий приступ наступает как импульсивное состояние,
захватывающее личность внезапно, как эпилептический припадок ...... 64
Творческий приступ в состоянии принудительности с отрицательной
агрессивной реакцией .............................................. 65
Творческий приступ при творческих синкинэзиях .................. 66
Приложение
Диссоциативные симптомы творческих приступов, вызываемых чисто
экзогенным путем (искусственно или случайно) ...................... 67
Творческий приступ в состоянии алгокольного опьянения .......... 67
Творческий приступ в состоянии отравления себя опием, гашишем,
эфиром и др. наркотиками и ядами .................................. 68
Творческий приступ в состоянии лихорадочных переживаний при
инфекционных болезнях ............................................. 70
Творческий приступ после физической или психической травмы ..... 70
Творческий приступ в паралитическом состоянии .................. 70
Творческий приступ при психических переживаниях, вызываемых
искусственным изменением кровообращения ........................... 70
Пре-эвротические симптомы и пост-эвротические симптомы
творческих приступов .............................................. 71
Выводы ......................................................... 73
Литературные источники ......................................... 79
В ы п у с к 2-й
Пр.-доц. д-р Г.В. Сегалин. К патологии детского возраста
великих и замечательных людей ..................................... 83
Д-р И.Б. Галант. Эвропатология и эндокринология ................ 95
Пр.-доц. Д-р А.А. Капустин. О мозге ученых в связи с проблемой
взаимоотношения между величиной мозга и одаренностью .............. 107
Мозг проф. А.Я. Кожевникова .................................... 108
Мозг проф. С.С. Корсакова ...................................... 109
Мозг проф. П.И. Бахметьева ..................................... 109
Д-р И.Б. Галант. О душевной болезни С. Есенина ................. 115
В ы п у с к 3-й
Пр.-доц. Д-р Г.В. Сегалин. Эвропатология гениальных эпилептиков.
Форма и характер эпилепсии у великих людей ........................ 143
Н а п о л е о н ................................................ 145
Ч а й к о в с к и й ............................................ 148
Э д г а р П о э ............................................... 151
Л е в Т о л с т о й ........................................... 154
Б а й р о н .................................................... 170
Ф л о б е р .................................................... 172
Д о с т о е в с к и й .......................................... 173
П л а т э н .................................................... 181
А л ь ф р е д М ю с с э ....................................... 181
Петр I, Ришелье, Ю. Цезарь, Огарев, Данте, А. Блок .......... 182-183
Диккенс, Мальборо, Биконсфильд ................................. 184
Д-р М. Соловьева. Лермонтов с точки зрения учения Кречмера ..... 189
Д-р И.Б. Галант. К суицидомании М. Горького (дополнительные
материалы) ........................................................ 207
Д-р И.Б. Галант Pseudologia phantastica у М. Горького .......... 211
В ы п у с к 4-й
Пр.-доц. Д-р Г.В. Сегалин. Музыкальная одаренность и базедовизм 221
Д-р И.Б. Галант. Эвро-эндокринология (эндокринология
гениальности) ..................................................... 225
Учение о железах с внутренней секрецией ........................ 225
Учение об эндокринных типах .................................... 237
Гениальные личности в свете учения об эндокринных типах ........ 242
Эпилепсия и мигрень у гениев ................................... 247
Эпилептические гении ........................................... 251
Неврастенические гении ......................................... 255
Заключительное слово ........................................... 260
Пр.-доц. Д-р Г.В. Сегалин. Шизофреническая психика Гоголя ...... 263
1. Наследственность Гоголя ..................................... 264
2. Интеллектуальная сфера Гоголя ............................... 267
1. Расстройство аппарата внимания у Гоголя ................. 267
2. Расстройство ассоциативного аппарата и произвольного
мышления у Гоголя .............................................. 269
3. Аутистические переживания у Гоголя ...................... 270
4. Расстройства восприятия, узнавания и обманы чувств ...... 271
5. Параноический характер Гоголя ........................... 273
6. Бред величия у Гоголя ................................... 274
7. Ипохондрический бред у Гоголя ........................... 275
3. Расстройство эмоциональной сферы ............................ 276
4. Расстройство волевой сферы у Гоголя ......................... 284
1. Внешность Гоголя и его выразительные движения ........... 284
2. Неспособность к продолжительной работе и частая
смена профессий у Гоголя ....................................... 286
3. Вычурное, капризное поведение Гоголя .................... 288
4. Приступы заторможенности, мутизма, каталепсии и
вазомоторные расстройства у Гоголя ............................. 289
5. Шизофренические приступы болезни у Гоголя ................... 290
6. Распад психики у Гоголя ..................................... 298
7. Последние дни жизни Гоголя и его смерть ..................... 301
Заключение ..................................................... 305
Литература ..................................................... 305
ОГЛАВЛЕНИЕ III ТОМА
В ы п у с к 1-й
Пр.-доц. Д-р Г.В. Сегалин. Частная эвропатология аффект-
эпилептического типа гениальности ................................. 3
Психическая структура аффект-эпилептического гения ............. 4
Симптомы извращения полярных реакций у гениальных
аффект-эпилептиков ................................................ 15
Д-р И.Б. Галант. Эвроэндокринология великих русских писателей
и поэтов ..........................................................
1. Л е р м о н т о в ........................................... 19
2. П у ш к и н ................................................. 39
3. Г о г о л ь ................................................. 56
Р е з ю м е .................................................... 64
Пр-.доц. Д-р Н.А. Юрман. Бетховен .............................. 66
Д-р В.С. Гриневич. К патографии С. Есенина ..................... 82
Д-р И.Б. Галант. (рецензия) П.И. Карпов. Творчество душевнобольных
и его влияние на развитие науки, искусства и техники. ГИЗ, 1926 95
В ы п у с к 2-й
Пр.-доц. Д-р Г.В. Сегалин.
Симптоматология творческих приступов у гениальных эпилептиков .. 101
I. Диссоциативные симптомы творческих приступов у эпилептиков
со стороны интеллектуальной сферы ................................. 104
А. Творческий приступ в бессознательном состоянии .............. 108
В. Творческий приступ в подсознательном состоянии .............. 110
С. Творческий приступ в сосознательном состоянии ............... 112
Творческий приступ в состоянии эпилептической гипермнезии ...... 112
II. Диссоциативные симптомы творческих приступов со стороны
волевой сферы ..................................................... 121
III. Диссоциативные симптомы творческих приступов со стороны
эмоциональной сферы ............................................... 124
IV. Симптоматология творческого приступа у эпилептика в целом .. 128
V. Диагностика и дифференциальная диагностика творческих
приступов у эпилептиков ........................................... 130
VI. Генез эпилептической интуиции .............................. 133
Пр.-доц. Д-р Вальтер Ризе Болезнь Винцента Ван-Гога ............ 137
Приложение. История болезни Винцета Ван-Гога психиатрической
больницы .......................................................... 145
Д-р И.Б. Галант. Психопатологический образ Леонида Андреева .... 147
Д-р Б.Я. Вольфсон. О нервно-психической болезни Тургенева
(перед смертью) (материалы к патографии Тургенева) ................ 167
Рефераты и рецензии (И. Галант) ................................ 175
Эрнст Кречмер о гениальности и вырождении ...................... 177
В ы п у с к 3-й
Проф. В.И. Руднев. Тургенев и Чехов в изображении галлюцинаций 181
Воображение, как основа галлюцинации ........................... 186
Эмоция есть одно из условий галлюцинаций ....................... 187
Механизм галлюцинаций .......................................... 188
Вера в галлюцинации ............................................ 189
Патогенез галлюцинаций ......................................... 190
«Черный монах» Ч е х о в а ..................................... 191
Д-р И.Б. Галант. Эвро-эндокринология великих русских писателей
и поэтов .......................................................... 203
4. Ф.М. Д о с т о е в с к и й .................................. 203
5. Н.А. Н е к р а со в ......................................... 218
6. Л.Н. А н д р е е в .......................................... 223
7. И.А. К р ы л о в ............................................ 239
В ы п у с к 4-й
Пр.-доц. Д-р Г.В. Сегалин. Эвропатология музыкально-
одаренного человека.
I. В в е д е н и е ............................................. 257
II. Патогенез музыкально-одаренного человека ................... 259
а) данные об артистах оперы (певцов-солистов)............. 260
б) данные об оркестрантах ................................ 267
в) » о хористах ..................................... 272
г) » об артистах балета ............................. 276
д) » о композиторах и выдающихся музыкантах ......... 279
III. Форма и характергипостатической реакции у музыкально-
одаренного человека ............................................... 286
П р и л о ж е н и е: данные о гипостатической реакции
музыкальной одаренности у композитора Гуго Вольф .................. 289
IV. Музыкальная одаренность и базедовизм ....................... 295
V. Физическая конституция музыкально-одаренного человека ....... 299
VI. Психическая конституция музыкально-одаренного человека ..... 302
VII. Эндокринная установка музыкально-одаренного человека ...... 304
VIII. Психо-гальваническая реакция до выхода на сцену артиста и
после выхода, как показатель степени его возбуждения .............. 312
IX.Профессиональные заболевания музыкально-одаренного человека
как выявление его адреналинной недостаточности .................... 315
а) профессиональные заболевания певцов ......................... 315
б) профессиональные заболевания оркестрантов ................... 321
X. Психогигиена и психопрофилактика музыкально-одаренного
человека .......................................................... 332
XI. В ы в о д ы ................................................ 334
Л и т е р а т у р а ............................................ 335
ОГЛАВЛЕНИЕ IV ТОМА
В ы п у с к 1-й
1. Пр.-доц. Д-р Г.В. Сегалин. (Свердловск).
Эвропатология научного творчества. Роберт Майер и открытие им
закона сохранения энергии ......................................... 3
А. Патогенез эвроактивной личности Роберта Майера .............. 5
а) кумулятивные симптомы в семье Майеров ................. 5
в) диссоциативные симптомы в семье Майеров ............... 8
с) гипостатическая реакция фамильной одаренности в семье
Майеров ........................................................... 8
В. Эвропатология личности Роберта Майера ....................... 10
а) симптомы диссоциативные личности Роберта Майера ....... 11
в) симптомы кумулятивные личности Роберта Майера ......... 22
С. Психомеханизм и симптоматология творческих приступов у
Роберта Майера .................................................... 28
Эвропатологическая характеристика гениальности Роберта Майера .. 32
2. Д-р В.С. Гриневич. (Смоленск)- Искусство современной эпохи
в свете психопатологии ............................................ 34
3. Проф. Август Форель (Швейцария) - Эвропатология и евгеника .. 51
4. Д-р Б.Я. Вольфсон «Пантеон мозга» Бехтерева и «Институт
гениального творчества Сегалина» (историческая справка) ........... 52
5. Пр.-доц. Д-р Н.А. Юрман (Ленинград) Болезнь
Д о с т о е в с к о г о ........................................... 61
В ы п у с к 2-й
Д-р И.Б. Галант. Психозы в творчестве М. Горького ..............
Предисловие .................................................... 5
I. Галлюцинозы ................................................. 7
Вступительное слово ........................................... 7
1. Что такое галлюцинация ............................... 7
2. История возникновения термина галлюциноз и развитие
учения о галлюцинозах .......................................... 10
3. Общая всем галлционозам основная черта ................ 12
4. Подразделение галлюцинозов ............................ 13
5. Острые галлюцинозы .................................... 13
6. Интоксикационные галлюцинозы .......................... 16
7. Острый галлюциноз пьяниц .............................. 20
8. Галлюцинозы при инфекциях и галлюциноз сифилитиков .... 25
9. Алгогаллюциноз (Галант) ............................... 26
II. Галлюцинирующая женщина в изображении Максима Горького ..... 34
III. Случай Констатина Миронова. К учению об эпизодических
сумеречных состояниях ............................................. 51
IV. Пиромания. Психопатологический и клинический этюд .......... 71
1. Как понял Крепелин проблему пиромании ................. 71
2. Пассивная пиромания ................................... 72
3. Активная пиромания .................................... 75
4. Этиология активной пиромании .......................... 82
5. Горький о пиромании ................................... 91
V. Параноя в художественном изображении М. Горького ............ 93
VI. Невроз навязчивых состояний ................................ 100
В ы п у с к 3-й
Пр.-доц. Д-р Г.В. Сегалин К патогенезу ленинградских ученых и
деятелей искусств ................................................. 3
Данные о выдающихся ученых ..................................... 7
Данные о представителях искусств Ленинграда .................... 12
Данные об ученых Ленинграда (попавших в группу «Заурядных
ученых» ........................................................... 16
В ы в о д ы .................................................... 19
Проф. Руднев.
Психологический анализ «Призраков» Тургенева ................... 23
Пр.-доц. Д-р Г.В. Сегалин. Кривая одаренности по Гальтону и
эвропатология ..................................................... 35
Д-р Я.В. Минц. Александр Блок. Патографический очерк ........... 45
Д-р Г.И. Плессо. Депрессия Тургенева в свете психоанализа ...... 55
Д-р И.Б. Галант. Август Форель (к 80-летнему юбилею) ........... 67
Пр.-доц. Д-р Г.В. Сегалин. Август Форель как эвропатолог ....... 76
Некролог д-р В.С. Гриневич ..................................... 79
В ы п у с к 4-й
Д-р Вильгельм Лаиге.
Проблема гениальности и помешательства ......................... 3
Д-р Г.И. Плессо. К вопросу о патогенезе личности Тургенева.
Мать Тургенева .................................................... 54
М.Л. Храповицкая. Материалы к патогенезу личности
Глеба Успенского .................................................. 69
ОГЛАВЛЕНИЕ V ТОМА
В ы п у с к 1-й
Проф. М.П. Кутанин. Бред и творчество .......................... 3
Пр.-доц. Вальтер Ризе. Значение болезненного фактора в
творчестве Ван Гога ............................................... 37
Проф. М.П. Кутанин. Гений, слава и безумие ..................... 45
Д-р М.И. Дубина. Шизофрения и одаренность ...................... 63
Проф. В.И. Руднев. «Записки сумасшедшего» Л. Толстого .......... 69
Пр.-доц. Г.В. Сегалин. «Записки сумасшедшего» - Льва
Толстого как патографический документ ............................. 73
В ы п у с к 2-й
Пр.-доц. Д-р Г.В. Сегалин. Изобретатели как творческие невротики
(эвроневротики) ...................................................
I. Введение .................................................... 5
II. Определение понятия «изобретатель» с эвропатологической
точки зрения ...................................................... 7
III. Классификация изобретателей ............................... 14
IV. Биогенез изобретателей ..................................... 19
V. Типы изобретателей-эвроневротиков с полноценной
продуктивностью (эвропозитивные типы) ............................. 23
1. Этилептоидный тип изобретателя ........................ 23
2. Шизоидный тип изобретателя ............................ 26
3. Циклоидный тип изобретателя ........................... 34
4. Параноидный тип изобретателя .......................... 38
VI. Типы изобретателей эвроневротиков с неполноценной
продуктивностью (относительно эвропозитивные типы, недостаточно
компенсированные типы) ............................................ 40
Типы бесплодных изобретателей .................................. 41
А. Экзогенные причины бесплодия изобретателей .................. 41
В. Эндогенные причины бесплодия ................................ 41
1. шизоидные формы бесплодия ............................. 42
2. циклоидные формы бесплодия ............................ 44
3. эпилетоидные формы бесплодия .......................... 45
4. параноидные формы бесплодия ........................... 46
VII. Типы изобретателей с абсолютно малоценной продуктивностью
(абсолютно бесплодные эвропаты, эвронегативные типы) .............. 47
VIII. Симптоматология отдельных типов изобретателей и их
распознавание ..................................................... 51
IX. Симптоматология и распознавание творческих приступов у
отдельных типов изобретателей ..................................... 55
X. Вопросы эвротерапии и эвропрофилактики, как очередная проблема
при создании помощи изобретательству .............................. 58
XI. Вопросы научной и социальной организации изобретательства .. 61
З а к л ю ч е н и е ............................................ 64
Примечание к отдельным главам и по отдельным вопросам .......... 65
Л и т е р а т у р а ............................................ 74
В ы п у с к 3-4-й
Прив.-доц. Г.В. Сегалин. Эвропатология личности и
творчества Л. Толстого ............................................ 5
Предисловие
А.Эвропатология личности Льва Толстого
Лев Толстой, как эпилептоидная личность ........................... 7
I. Клинические данные
1) Время появления судорожных припадков ........................ 8
2) Аффективный характер, личности («эпилептоидный характер») .. 10
3) Патологические изменения настроения. Приступы депрессии ..... 26
4) Приступы сумеречных состояний ............................... 29
5) Приступы патологического страха смерти ...................... 38
6) Приступы психической ауры и эпилептоидных экстазов .......... 44
7) Галлюцинации ................................................ 46
8) Приступы моментального затмения сознания (Petit mal)......... 49
9) Головокружения и обмороки ................................... 50
10) Судорожные припадки ........................................ 51
11) Зависимость судорожных припадков и их эквивалентов от
аффективных переживаний ................................... 61
12) Наследственная отягченность ................................ 62
13) Общая оценка всех клинических данных ....................... 67
II. Аффект-эпилептоидные механизмы. Влияние их на поведение
личности Льва Толстого ..................................... 70
Б. Эвропатология творчества Льва Толстого ......................... 78
1) Хронологическая кривая творческих периодов .................. 79
2) Роль эпилептоидных механизмов в формировании эвропозитивных
и эвронегативных приступов творчества ...................... 81
3) Эпилептоидный характер содержания творчества
Эпилептоидные комплексы, как содержание его творческих
комплексов .................................................. 86
a) Пример «погружения» героя в комплекс сумеречного
состояния, сопровождающегося ступором
и автоматизмом ................................. 94
b) Пример «погружения» героя в сумеречное состояние,
сопровождающееся аффектом гнева с импульсивными
действиями ..................................... 99
c) Пример «погружения» героя в сумеречное состояние,
сопровождающееся комплексом патологического страха
смерти с галлюцинациями устрашающего характера -
d) Пример «погружения» в сумеречное состояние,
сопровождающееся аффектом патологической ревности
с импульсивными действиями (убийства) .......... 104
e) Пример «погружения» героя в легкое сумеречное
состояние, носящее характер сноподобного или
грезоподобного состояния ....................... 109
f) Пример «погружения» героя в легкое сумеречное
состояние, сопровождающееся экстазом счастья,
когда все люди кажутся ему необычайно «добрыми»
и «хорошими» ................................... 112
g) Пример «погружения» героя в легкое сумеречное
состояние, сопровождающееся экстазом, при чем
данная личность впадает в тон проповедника-
моралиста, бичующего пороки людей и протестующего
против лжи и порочности людей .................. 114
h) Пример «погружения» героя в легкое
сумеречное состояние, сопровождающееся приступом
психической ауры и экстазом, когда появляется
«откровение» с богоискательским содержанием .... 120
i) Прочие формы «погружения» ............................. 124
4) Стиль и техника письма Льва Толстого. Влияние на них
эпилептоидных механизмов ................................. 125
a) эпилептоидный характер реализма Толстого .............. -
b) эпилептоидная склонность к обстоятельности и
детализации мелочей ................................ 126
c) эпилептоидная склонность к повторениям и подчеркиваниям
(«приставания» к читателю) ......................... 127
d) эпилептоидная склонность к «пророческому» и
наставническому тону нравоучителя-проповедника ..... 132
e) Отсутствие типов в творчестве Толстого ................ 134
f) Влияние эпилептоидных провалов психики на стиль Толстого 136
5) Симптоматология творческих приступов у Толстого ............. 138
6) Толстой и Достоевский ....................................... 145
7) Литература .................................................. 147
|
Еще совсем недавно неординарные подходы - в науке, культуре, искусстве - были весьма ограничены в своем распространении. Это цензурировало мышление, одновременно укрепляя догматизм. Во многих областях общественной, по крайней мере, мысли мы походили на зашореную лошадь - ведь ей и цепляют-то шоры с весьма определенным намерением, чтобы она видела только дорогу перед собой, а сворачивала лишь тогда, когда кучер потянет вожжи.
Зашоренность весьма ограничивает всякий путь, в том числе и научный. Фолиант, названный нами «Гениальность: Божий дар или наказание?», - это второе рождение трудов группы ученых во главе с Григорием Владимировичем Сегалиным. Те труды в 20-30 годы XX века выпускались в виде журнала с названием до сих пор экстравагантным и многих, даже ученых, шокирующим: «Клинический архив гениальности и одаренности».
Замысел современных издателей факсимильного, то есть предельно подлинного выпуска, старых, но вовсе не устаревших трудов, состоит в том, чтобы не скрыть в «темницах» редких библиотечных хранилищ, где выжили пожелтевшие страницы долгие годы запретных журналов, а выпустить их на свет в подлинном виде. Вы встретите на страницах фолианта устаревшие написания имен, терминов, слов, вы встретите, конечно же, устаревшие, а, может быть, ошибочные подходы. Наконец, что-то может быть и не принято, отвергнуто вовсе. Но, во-первых, мы не относимся к представленным работам как к незыблемой догме. Однако, утверждаем, что и не во всем принимаемое сегодня, но реально осуществленное как научный поиск, попытка анализа и осмысления, - да еще на стыке генетики, психологии, психиатрии и иных отраслей знаний в непростые 20-е годы уже минувшего века, - имеет право на почтение.
Ключевые слова: гениальность, психология. |
ГЕНИАЛЬНОСТЬ божий дар или наказание? ("Клинический архив гениальности и одаренности" под. ред. Г.В.Сегалина). - Репр. воспроизведение изд. 1925-1930 гг. - М.: Дом РДФ; Издат., образоват. и культур. центр "Детство. Отрочество. Юность", 2006. - 1711 с. ISBN 5-91030-001-6, ISBN 5-9639-0067-0 |
|