| Элиаде М. Ностальгия по истокам / Мирча Элиаде - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006. - 216 с. |
| | Оглавление книги |
|
Миф и литература в работах М. Элиаде (Предисловие
переводчика) ................................................... 5
Предисловие ...................................................... 15
Глава I. Новый гуманизм .......................................... 20
Глава II. История религий от 1912 года до наших дней ............. 32
Социологические подходы .......................................... 35
Психология глубин и история религии .............................. 40
Рудольф Отто ..................................................... 44
От работы «Происхождение идеи Бога» до «социальной
антропологии» ................................................. 45
Петтаццони и целостное исследование религии ...................... 50
Миф и школа ритуала .............................................. 53
Жорж Дюмезиль и индо-европейские религии ......................... 55
Ван дер Лиев и феноменология религии ............................. 58
«Феноменологи» и «историцисты» ................................... 59
Глава III. Поиски «истоков религии» .............................. 61
Предварительное открытие ......................................... 61
Зарождение сравнительной истории религий ......................... 64
Материализм, спиритизм, теософия ................................. 66
Навязчивые поиски истоков ........................................ 68
Великие Боги и смерть Бога ....................................... 72
Историчность и историцизм ........................................ 76
Глава IV. Кризис и обновление истории религий .................... 80
«Второе Возрождение» ............................................. 81
Целостная герменевтика ........................................... 83
Инициация и самоотчуждение ....................................... 86
Герменевтика и преобразование человека ........................... 88
История религий и культурное обновление .......................... 90
Формы сопротивления становлению
истории религий ............................................... 93
Иллюзия демистификации ........................................... 95
Глава V. Космогонический миф и «священная история» ............... 99
Функция космогонического мифа ................................... 104
Изначальность и целостность ..................................... 107
«Великий отец» и мифические Предки .............................. 109
Два типа изначальности .......................................... 114
Глава VI. Рай и утопия: мифическая география
и эсхатология ................................................ 116
Мода на мессианизм .............................................. 116
Поиски земного рая .............................................. 118
Символика солнца ................................................ 120
Американский рай ................................................ 122
Возвращение к первоначальному Христианству ...................... 124
Религиозные истоки «американского образа жизни» ................. 127
Ностальгия американских писателей по первородству ............... 129
Племя гварани в поисках утраченного Рая ......................... 131
Конец мира ...................................................... 134
Счастливая земля ................................................ 137
«Путь» к богам .................................................. 140
Своеобразие мессианства гварани ................................. 141
Глава VII. Инициация и современный мир .......................... 143
Ритуалы зрелости ................................................ 144
Тайные общества ................................................. 145
Шаманы и знахари ................................................ 147
Недавние исследования об инициациях у «примитивных»
народов ...................................................... 147
Религии Мистерий: тайные общества у индоевропейских народов ..... 150
Сценарии инициации в устной литературе .......................... 153
Вклад психоаналитиков и литературных критиков ................... 156
Значение инициации в современном мире ........................... 158
Глава VIII. Замечания по поводу религиозного
дуализма: диады и полярности ................................. 160
К истории вопроса ............................................... 160
Историцизм и редукционизм ....................................... 164
Два типа сакральности ........................................... 167
Южная Америка: Божественные Близнецы ............................ 169
Полярность и дополнительность у племени Коги .................... 173
Борьба и примирение: Менебуш и «целебная хижина» ................ 177
Великий Бог и культурный Герой .................................. 180
Дуализм ирокезов: мифические близнецы ........................... 181
Культ: антагонизм и смена ....................................... 183
Племена пуэбло: антагонистические и взаимодополняющие
пары богов ................................................... 186
Калифорнийские космические мифы: Бог и его Недруг ............... 189
Трикстер ........................................................ 193
Некоторые замечания ............................................. 195
Типы индонизийскнх космогонии: антагонизм и интеграция .......... 196
Космогония, ритуальные соревнования и состязания
в красноречии: Индия и Тибет ................................. 202
Дэвы и Асуры .................................................... 205
Митра-Варуна .................................................... 205
Полярность и совпадение противоположностей ...................... 207
Янь и инь ....................................................... 210
Заключительные замечания ........................................ 213
|
Элиаде М. Ностальгия по истокам / Мирча Элиаде - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2006. - 216 с.Мирча Элиаде размышляет о связи человека и космоса, о причастности человека к космическим процессам. Миф в современном обществе не равнозначен мифу в обществе "традиционном". Что-то от прежнего мифологического восприятия утрачивается безвозвратно. Мирча Элиаде уверен – миф не подвластен течению календарного времени, он существует в ином временном измерении, измерении сакрального. |
|