| | (17.06.1849 - 25.02.1915) |
Окончил физико-математический ф-т Новороссийского ун-та в Одессе. Подготовил диссертацию по высшей математике, но работа была признана неудачной. В 1869 был зачислен в канцелярию новороссийского и бессарабского ген.-губернатора, где занимался вопросами службы движения жел. дорог. Затем перешел в акционерное общество Юго-Западных жел. дорог, где дослужился от начальника эксплуатации Одесской жел. дороги до управляющего всеми дорогами этого общества (1886). Был приглашен в СПб. на гос. службу, в Комиссию Э.Т.Баранова, занимавшуюся изучением состояния жел.-дор. дела в России. По результатам ее работы подготовил проект "Общего устава российских жел. дорог". Авторитет Витте как специалиста привлек внимание министра финансов И.А.Вышнеградского. В 1890 был назначен директором деп-та Мин-ва финансов с производством, минуя все ступени чиновной иерархии, сразу в действ. статские советники. В 1891 введен представителем от Мин-ва финансов в совет Мин-ва путей сообщения. Был одним из инициаторов строительства Сибирской жел. дороги. В феврале 1892 стал управляющим Мин-ва путей сообщения; член Гос. совета по должности. В конце 1892 назначен управляющим Мин-вом финансов, а вскоре утвержден министром. Занимал этот пост 11 лет. Ведал важнейшими проблемами экономики страны, оказывал влияние на выработку внутри- и внешнеполитического курса. Главную задачу видел в ускорении промышленного развития. Для этого считал необходимым привлечь иностранный капитал и защитить русскую промышленность от западных конкурентов. При участии Витте был разработан покровительственный тариф 1891; в 1894 была введена гос. винная монополия (дававшая до четверти всех поступлений в казну); была ограничена эмиссионная деятельность Гос. банка, тем самым укреплена конвертируемость рубля. В 1897 проведена денежная реформа. Большое внимание уделял подготовке кадров для промышленности и торговли. К 1900 были учреждены и оснащены три политехнических института, 73 коммерческих училища и множество других учебных заведений. В 1902 при Мин-ве финансов было создано первое в России Гос. агентство печати, получившее наименование Торгово-телеграфное (позднее - Петроградское телеграфное) агентство. Во внешней политике особое внимание уделял дальневосточному направлению; был сторонником "мирных" методов экспансии (финансово-экономических). В 1898 добился у Китая аренды Порт-Артура (на 15 лет). Пытался противостоять авантюристической деятельности группы А.М.Безобразова, но потерпел поражение. Разногласия с Николаем II по ряду важных аспектов внутренней и внешней политики, особенно русско-японских отношений, привели к отставке Витте с поста министра финансов в 1903 (при этом получил крупное единовременное вознаграждение). Был назначен председателем Комитета министров (должность почетную, но маловлиятельную). 29.06.1905 назначен первым уполномоченным для ведения мирных переговоров в Портсмуте с Японией; ему удалось заключить мир на сравнительно благоприятных для России условиях. Был награжден графским титулом. Являлся автором "Манифеста" 17 октября 1905 (вместе с кн. А.Д.Оболенским и Н.И.Вуичем), после которого был назначен председателем Совета Министров. На этом посту выступил организатором подавления Московского вооруженного восстания, карательных экспедиций в Сибири, Прибалтике, Польше. Для стабилизации внутреннего положения добился получения от иностранных держав крупных займов. После некоторого умиротворения 14.04.1906 вышел в отставку по прошению. Оставлен членом Гос. совета и Комитета финансов. Активного участия в государственных делах больше не принимал.
|
Источник: Государственные деятели России XIX - начала XX в.: Биографический справочник (М.: Изд. МГУ, 1995), с.42-43.
|
|