Новая Россия - История отечественного образования (Библиография) 
Навигация
 
НР Новая
Россия
Новая Россия

ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ 

Уважаемые читатели, с июня 2024 г. библиографический указатель не обновляется.

  1. Аблязов К.А. Консервативная трансформация российского школьного образования в конце XIX в. // Власть. - 2017. - N 11. - С.146-151.
    01
  2. Абовский Н.П. Из истории эволюции знаний: от древности до наших дней // Alma mater = Вестн. высш. школы. - 2010. - N 10. - С.36-38.
  3. Адаменко А.М. Идеи Е.Р.Дашковой о воспитании юношества и их роль в современном образовании // Актуал. пробл. совр. науки. - 2017. - N 6. - С.267-275.
  4. Андреев А.Л. Петровская политика «просветительской мобилизации» и русское общество // Вестник Рос. акад. наук. - 2013. - Т.83, N 10. - С.934-942.
    Выдержки из готовящейся к печати книги А.Л.Андреева «Образование и образованность в социальной истории России: от Средневековья к Новому времени».
  5. Андреев А.Ю. Начало университетского образования в России в отечественной и зарубежной историографии // Отечественная история. - 2008. - N 4. - С.157-169.
  6. Андреев А.Ю. Ф.-С.Лагарп и разработка реформы народного образования в России // Рос. история. - 2010. - N 6. - С.40-47.
  7. Архангельская Л.В. Женское профессиональное образование в Пермской губернии (вторая половина XIX - начало ХХ века) // Вестник НГУ. Сер. История, филология. - 2018. - Т.17, N 1. - С.42-51.
    Пр4013/17-1 НО
  8. Балицкий И.И. Образовательная политика России в конце 1917-1920 гг. // Соц.-гуман. знания. - 2013. - N 1. - С.215-227.
  9. Балицкий И.И. Образовательная политика в условиях социально-культурной трансформации советского общества в 1920-1930-х гг. // Соц.-гуман. знания. - 2013. - N 4. - С.208-219.
  10. Барабаш В.П. Государственная политика в развитии профессионального образования в Южной Сибири в ХХ в. // Научное обозрение Саяно-Алтая. - 2018. - N 4. - С.78-82.
    01
  11. Бахвалова Т.С. Из истории письменных испытаний по математике на аттестат зрелости в дореволюционных гимназиях // История науки и техники. - 2017. - N 2. - С.41-46.
  12. Белкина Е.Е. Среднее женское образование в 1850-1860-е гг. и открытие первой женской гимназии в Калуге // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. - 2013. - N 3. - С.70-79.
  13. Белоглазова С.Б. История образования в Якутии в период реформ первой четверти XIX в. // Вестник Дальневост. отд-ния Рос. акад. наук. - 2013. - N 4. - С.31-40.
  14. Бессолицын А. С.Витте и создание системы коммерческого образования в России // Вопросы экономики. - 2006. - N 7. - С.140-147.
  15. Блинов А.В. Уставные начала управления первыми высшими учебными заведениями Сибири // Гуманит. науки в Сибири. - 2018. - Т.25, N 3. - С.98-102.
  16. Васькин А.А. Императорский Московский университет и Романовы // Актуал. пробл. совр. науки. - 2013. - N 6. - С.16-17.
    К 400-летию императорского Дома Романовых.
  17. Векуа И.Н. Высшая школа в научном центре Сибири // Наука. Академгородок. Университет. Воспоминания. Очерки. Интервью. Вып.1. - Новосибирск: НГУ, 1999. - С.38-45.
    Ч4-Н34 НО
  18. Глушаченко С.Б. Женское образование в России в период абсолютизма / С.Б.Глушаченко, Т.К.Кириллова // История государства и права. - 2006. - N 3. - С.11-13.
  19. Гуреева М.В. Становление образовательной системы в период 1941-1950 гг. // Аспирант и соискатель. - 2006. - N 5. - С.67-68.
  20. Гусарова М. Высшее техническое образование в России в начале XXI века // Власть. - 2008. - N 1. - С.12-17.
  21. Гусарова М.Е. Политика Екатерины II в области образования: историко-правовой анализ (по материалам полного собрания законов Российской империи) // История государства и права. - 2014. - N 4. - С.62-64.
  22. Демидова Е. Высшая школа России в предвоенный период // Власть. - 2006. - N 12. - С.57-60.
  23. Деятельность миссионерских обществ в сфере образования в XIX - начале XX в. / Е.С.Матвеева, А.В.Меркулов, В.С.Захарина // Власть. - 2019. - Т.27, N 3. - С.1194-198.
    01
  24. Егорова М.В. Положение уральского учителя средней школы в XIX - начале ХХ в. // Вопросы истории. - 2010. - N 1. - С.142-147.
  25. Ефимова М.Р. Статистическая оценка грамотности населения России: от умения читать до ученых степеней / М.Р.Ефимова, Е.А.Долгих // Вопросы статистики. - 2016. - N 9. - С.77-85.
  26. Жирнов Е. Среднее и высшее самообслуживание // Коммерсантъ-Власть. - 2007. - N 33. - С.54-58.
    В 1967 году были подведены итоги очередной реформы советской системы образования, когда уборка, ремонт и приготовление пищи в учебных заведениях были возложены на плечи учащихся.
  27. Жуковская Т. Образование в своем Отечестве / Т.Жуковская, Е.Ростовцев // Родина. - 2013. - N 3. - С.93-96.
    Долгое время в российской и зарубежной литературе по истории образования Николай I оценивался исключительно однозначно как «антигерой», уничтоживший университетскую автономию уставом 1835 года, построивший систему учебных заведений на принципе сословности и ограничивший доступ на ее высшие ступени выходцам из непривилегированных сословий, установивший тотальный дисциплинарный и полицейский надзор за студентами и «идеологические фильтры» в преподавании наук социальных, гуманитарных и естественных.
  28. Иванов А. Русская профессура на рубеже XIX-XX веков / А.Иванов, И.Кулакова // Рос. история. - 2013. - N 5. - С.44-62.
  29. Иванов А.Е. Наука и высшая школа России в период Первой мировой войны и революций // Рос. история. - 2014. - С.147-164.
  30. Иванова Г.М. «Антикультовые» кампании 1956 г. в школьном образовании // Рос. история. - 2017. - N 5. - С.167-179.
    01
  31. Иванова С.А. Создание и развитие института высшего образования в России (историко-правовой аспект) / С.А.Иванова, Н.М.Розина // Государство и право. - 2013. - N 10. - С.95-102.
  32. Игнатушина И.В. Общий обзор реформ высшего математического образования в СССР // История науки и техники. - 2017. - N 4. - С.45-56.
  33. Игнатушина И.В. Становление высшего математического образования в России XVIII-XIX столетий // История науки и техники. - 2016. - N 4. - С.35-41.
  34. Из истории развития народного образования Томской области (45-летие Кожевниковской средней общеобразовательной школы N 1) / Л.А.Костырева и др. // История науки и техники. - 2010. - N 11. - С.34-47.
  35. Ильина Т.Л. Практическая подготовка юристов в Российской империи 1864-1917 гг. // История государства и права. - 2010. - N 18. - С.15-18.
  36. Ирхин Ю.В. Царскосельский лицей: миссия и традиции гуманитарной подготовки государственных служащих // Соц.-гуман. знания. - 2012. - N 3. - С.60-78.
  37. История народного образования в Российской империи в архивных документах, 1802-1917 гг.: справочник / Санкт-Петербургский государственный университет; [Д.И.Раскин]. - Санкт-Петербург: Нестор-История, 2021. - 1068, [2]с.
    Ч3-И907 НО
  38. История науки и образования в Сибири: сб. материалов Всерос. науч. конф. с междунар. участием., г. Красноярск, 15-16 нояб. 2005 г. / отв. ред. Я.М.Кофман. - Красноярск: КГПУ, 2006. - 403с.
    Ч21-И907 НО
  39. Ищенко О.В. Правовое регулирование постановки нравственного воспитания учащихся в учебных заведениях Российской империи второй половины XIX - начала ХХ века // Юридическая наука и практика. - 2021. - Т.17, N 4. - С.5-14.
    Пр4031/17-4 НО
  40. Калинина Е.А. Директор народных училищ в системе народного просвещения первой половины XIX века // Рос. история. - 2010. - N 6. - С.47-56.
  41. Карпенкина Я.В. Советизируя евреев: из истории советской образовательной политики в Западной Белоруссии, 1939-1941 гг. // Рос. история. - 2017. - N 5. - С.154-166.
    01
  42. Карпов А.О. Культурно-историческая эпистема образования: от античности до общества знаний // Вопросы философии. - 2016. - N 1. - C.5-16.
    01
  43. Киселев И.В. Реализация прав студентов в сфере высшего образования конца XIX - начала XX века в контексте международного сотрудничества Российской империи // Актуал. пробл. совр. науки. - 2016. - N 2. - С.136-139.
  44. Кокоулин В.Г. Очерки истории образования и науки в Сибири в 1920-е - начале 1930-х гг. - Новосибирск: Офсет-ТМ, 2019. - 104с.
    Ч3-К597 НО
  45. Корнеева Ю.И. Практическое применение методов обучения в 20-е годы ХХ века в начальной школе Симбирской губернии // Актуал. пробл. совр. науки. - 2009. - N 2. - С.42-45.
  46. Корнилов Г.Е. Ликвидация неграмотности взрослого населения в Свердловской области в 1946-1958 гг. / Г.Е.Корнилов, И.И.Чернышева // Гуманит. науки в Сибири. - 2018. - Т.25, N 2. - С.25-32.
  47. Косарецкий С.Г. Образовательная политика России конца 1980-х - начала 2000-х годов: декларации и практическое влияние на неравенство в общем образовании / С.Г.Косарецкий, И.Г.Груничева, М.Е.Гошин // Мир России. - 2016. - Т.25, N 4. - С.115-135.
    01
  48. Костенко И.П. Реформа школьной математики 1970-1978 гг. К 40-летию «Колмогоровской реформы» // Alma mater = Вестн. высш. школы. - 2011. - N 8. - С.78-81.
  49. Кузина И.Л. Развитие системы школьного образования в казачьей среде Приамурья и Приморья в конце XIX - начале ХХ в. // Вестник Дальневост. отд-ния Рос. акад. наук. - 2013. - N 4. - С.24-30.
  50. Ларионов А.А. Студенчество в Славяно-греко-латинской академии в первой половине XVIII века // Рос. история. - 2010. - N 6. - С.30-40.
  51. Леонова Л.С. Деятельность высшей школы и академических учреждений в годы Великой Отечественной войны // Новая и новейшая история. - 2010. - N 6. - С.73-87.
  52. Лисс Л.Ф. Первый ректор // Академгородок. Университет. Воспоминания. Очерки. Интервью. Вып.1. - Новосибирск: НГУ, 1999. - С.133-142.
    Ч4-Н34 НО
    Воспоминания о первом ректоре НГУ И.Н.Векуа.
  53. Магамедова А.З. Развитие светского образования в Чечне во второй половине XIX и в начале XX веков // Актуал. пробл. совр. науки. - 2013. - N 4. - С.20-22.
  54. Максимова В.М. К истории утверждения уставов Императорского Московского университета и развитие системы управления университетом // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). - 2014. - N 2. - С.126-154.
  55. Мамкина И.Н. К вопросу о попечителях и попечительских советах в системе народного просвещения Восточной Сибири // История государства и права. - 2013. - N 18. - С.40-43.
  56. Мамонов А. Правящая бюрократия и высшее образование в России в середине 1870-х гг. // Рос. история. - 2017. - N 6. - С.24-51.
    01
  57. Минаева И. Университет постисторический // Знание - сила. - 2011. - N 11. - С.18-23.
    Средневековый университет, говоривший на одном языке в любой стране мира и создавший интернациональное общество образованных людей - философов, ученых, писателей, уступил место университетам национальным, создателям и хранителям национальных культур.
  58. Михальченкова Н.А. Эволюция отношений между государством и системами высшего образования в ХIХ-ХХI столетиях // Власть. - 2016. - N 10. - С.26-33.
    01
  59. Молчанова Т.В. Особенности приема студентов в ленинградские вузы. 1950-1960-е гг. // Вопросы истории. - 2012. - N 1. - С.141-148.
  60. Монгуш В.Ч. Из истории становления и развития образования в Тувинской Народной Республике // Соц.-гуман. знания. - 2006. - N 6. - С.221-234.
  61. Налетова Н.Ю. Инициативы Русской православной церкви по организации высшего образования в России (XVII-XVIII вв.) // Alma mater = Вестн. высш. школы. - 2012. - N 6. - С.105-108.
  62. Пашкова Т. «Смерть бюрократизму!» // Родина. - 2011. - N 12. - С.137-139.
    Петербургские гимназисты о школьной реформе.
  63. Пенкина О. Советское платное обучение // Поиск. - 2006. - 2 июня (N 22). - С.7.
    Сколько на самом деле стоило обучение в СССР?
  64. Плехов А. Развитие системы профессионально-технического образования в первой половине 1970-х гг. и на современном этапе: сравнительный анализ // Власть. - 2011. - N 11. - С.143-145.
  65. Полежай В.Г. Реформа российского образования 1915-1917 гг. // Alma mater = Вестн. высш. школы. - 2011. - N 11. - С.89-94.
    По материалам журналов Министерства народного просвещения и Русского технического общества.
  66. «Пора, наконец, предоставить русской высшей школе жить ее собственным умом» / подготовил А.А.Журавлев // Исторический архив. - 2013. - N 6. - С.124-138.
    Две записки профессора Б.В.Верховского. 1902, 1918 гг.
  67. Потапчук О.М. Народное образование на Алтае 1917-1925 гг. // Вопросы истории. - 2012. - N 11. - С.73-81.
  68. Развитие инженерного образования в России в постпетровский период XVIII в.: основные тенденции и противоречия / М.В.Добрынина, С.С.Никитина // Власть. - 2019. - N 2. - С.234-239.
    01
  69. Репинецкий А.И. Война и образовательный уровень населения России // Рос. история. - 2010. - N 4. - С.63-69.
  70. Рожков А. «Лучше хулиганом быть, чем любовь разводить» // Родина. - 2010. - Спец. вып.: Образование в России: вчера, сегодня, завтра. - С.69-73.
    Переход к совместному школьному обучению в 1920-е годы.
  71. Российская школа: начало XXI века / [С.Г.Косарецкий, К.А.Баранников, А.А.Беликов и др.]; под редакцией С.Г.Косарецкого, И.Д.Фрумина; Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики", Институт образования. - Москва: Издательский дом Высшей школы экономики, 2019. - 430с.: цв. ил. - (Российское образование: достижения, вызовы, перспективы / научные редакторы Я.И.Кузьминов, И.Д.Фрумин).
    Ч4-Р763 НО
  72. Сапрыкин Д.Л. История инженерного образования в России, Европе и США: развитие институтов и количественные оценки // Вопр. истории естеств. и техники. - 2012. - N 4. - С.51-90.
  73. Сердюцкая О.В. К проблеме историографии отечественного образования. Российские университеты в XIX - начале XXI в. // Alma mater = Вестн. высш. школы. - 2012. - N 1. - С.84-88.
  74. Солодянкина О. «Свои» и «чужие» в пространстве домашнего образования и воспитания дворянства в имперской России // Знание - сила. - 2023. - N 1. - С.32-38.
    01
  75. Солодянкина О.Ю. Феномен иностранного гувернерства в России (вторая половина XVIII - первая половина XIX в.) // Отечественная история. - 2008. - N 4. - С.9-23.
  76. Сотникова Е.В. К вопросу об истории художественного образования в Сибири в 1920-е годы // Вестник НГУ. Сер. Педагогика. - 2009. - Т.10, вып.2. - С.92-96.
  77. Староверова Т.И. Исторические корни развития гувернерства в России // Аспирант и соискатель. - 2012. - N 3. - С.79-81.
  78. Сысоева Е.К. Век XVIII - веку XX: из истории российского народного образования // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. - 2011. - N 5. - С.152-166.
  79. Сысоева Е.К. Общеобразовательная школа в России в условиях модернизации начала ХХ в. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 8. История. - 2010. - N 2. - С.61-78.
  80. Толочко А.П. Развитие профессионального образования в Западной Сибири в конце XIX - начале XX в.: (Опыт истории в контексте современности) / А.П.Толочко, О.В.Ищенко, И.С.Сковородина. - Омск: ОмГУ, 2005. - 222с. - (Тр. ученых Омского ун-та).
    Ч4-Т525 НО
  81. Турбовский Я.С. От древних греков до Лужкова, или школу - детям! // Филос. науки. - 2009. - N 8. - С.70-78; N 9. - С.125-130; N 10. - С.97-102; N 11. - С.101-108; N 12. - С.101-108.
  82. Уваров И.А. Унификация образования в годы правления Николая I // Актуал. пробл. совр. науки. - 2012. - N 3. - С.81-85.
  83. Университет в Российской империи XVIII - первой половины XIX века / под общ. ред. А.Ю.Андреева, С.И.Посохова. - М.: РОССПЭН, 2012. - 671с. - (Ubi universitas, ibi Europa).
    Ч4-У592 НО
  84. Университет и город в России (начало XX века): сб. ст. / под ред. Т.Маурер, А.Дмитриева. - М.: Новое лит. обозрение, 2009. - 778с.
    Ч4-У592 НО
  85. Уруймагов Р.Р. Развитие системы кадетского образования в России: вторая половина XIX века // Alma mater = Вестн. высш. школы. - 2012. - N 4. - С.87-88.
  86. Усманов М.И. Ретроспективный анализ образовательных реформ ХІХ - начала ХХ вв. // Актуал. пробл. совр. науки. - 2016. - N 2. - С.29-32.
  87. Фаронов В.Н. Значение образования в формировании социокультурного облика рабочих Западной Сибири в конце XIX - начале ХХ в. // Научное обозрение Саяно-Алтая. - 2018. - N 4. - С.32-38.
    01
  88. Фельдман М.А. Уровень образования промышленных рабочих России и СССР в 1900-1941 гг. // Вопросы истории. - 2007. - N 10. - С.13-30.
  89. Филонов М. Дети, в школу собирайтесь!... // Природа и человек. XXI век. - 2011. - N 9. - С.72-75.
  90. Хисамутдинова Н.В. Специализация высшей школы Дальнего Востока в 1930-е годы // Вестн. Даленевост. отд-ния Рос акад. наук. - 2009. - N 5. - С.31-38.
  91. Хорошилова Л. Первые поколения студентов // Наука в России. - 2011. - N 6. - С.60-64.
    В первые десятилетия существования Московского университета, основанного по инициативе Михаила Ломоносова в 1755 году, начали формироваться основные, типологические черты студенчества - особой, новой для России социальной группы.
  92. Чвикалов А.И. Образование дворянских детей в России во второй половине XIX - начале ХХ в. // Вопросы истории. - 2013. - N 10. - С.41-59.
  93. Чернов С.В. История гениальности в России. - М.: Ин-т непрерывного профессионального образования. - Кн.1: Университет всея Руси: о М.В.Ломоносове. - 2017. - 422с. - (Ломоносовский проект).
    Ю93-Ч493/1 НО
  94. Шабанов Я. Опыт формирования советской системы образования // Власть. - 2010. - N 3. - С.57-61.
  95. Шаршунов В. У истоков создания российской государственной системы аттестации научно-педагогических кадров // Alma mater = Вестн. высш. школы. - 2007. - N 7. - С.42-46.
  96. Шаршунов В. Формирование государственной системы аттестации на ученые звания для профессорско-преподавательского состава в Российской империи // Alma mater = Вестн. высш. школы. - 2007. - N 4. - C.34-38.


Новая РоссияОбразованиеСоставители: Зоя Вахрамеева, Ольга Коковкина 

 
 

[Начало | О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
© 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН

Документ изменен: Wed Jun 19 09:20:32 2024. Размер: 33,758 bytes.
Посещение N 1453 с 26.01.2018