– Дау, ты играешь с Гариком, как с котенком. Мог бы задавать ему какие-нибудь задачки, – посоветовала мужу Кора. – Ничего подобного я делать не собираюсь. – Но ведь его надо чему-то научить. Это главное. – Главное – научить его радоваться жизни. Пойдет в школу, и там ему будут задавать задачки. – И английский ему тоже не нужен? – съехидничала Кора. – Очень нужен! – Ну так учи его. – Ни за что! Детство должно быть радостное. А если не давать ребенку покоя и с утра до ночи что-то ему вдалбливать, он на всю жизнь останется унылым и безрадостным. – Но ведь тебя родители учили немецкому и французскому, ритмике и рисованию, – не сдавалась Кора. – Если бы мой отец меньше в меня въедался, у нас были бы более дружеские отношения. Именно потому, что меня так мучили в детстве, я предоставлю своему сыну полную свободу. Немного подрастет, проявятся его наклонности. Очень важно, чтобы они не были навязаны родительским мнением. Свою профессию, свою специальность человек должен любить. Без этого он никогда не будет счастлив, не будет с наслаждением трудиться. В противном случае его ждет жалкая участь. – Надо каждый день строить и созидать свою жизнь. За вас этого никто не сделает. И надо постоянно стремиться к счастью, это обязанность человека, его долг. Более того, каждый должен научиться радоваться жизни. А наша система воспитания такова, что нормой считается не жизнерадостное настроение, а сосредоточенно-унылое. Дело доходит до анекдота: гарантией благонадежности советского человека является выражение лица угрюмое, как у медведя, и одежда самых мрачных тонов. Это называется – делать умный вид. Модель руководителя, именно в том смысле, что он только и умеет, что водить руками. Вероятно, Лев Давидович упомянул об одежде потому, что однажды на международной конференции в Киеве, где доклад Ландау, к слову сказать, был сенсацией, к нему подошел некто в штатском и спросил, нет ли у академика более приличного костюма. – Эти вопросы я обсуждаю со своей женой, – ответил Дау. Во всяком случае, переодеваться он не побежал. Эти деятели из компетентных органов часто отмечали, что Ландау одет несолидно. Еще в Харькове, когда Ландау организовал Международную конференцию по теоретической физике, произошел забавный случай. Встречали Нильса Бора, на перроне собралось несколько университетских профессоров и кое-кто из администрации. Был среди встречавших и Дау, как всегда в свои холостяцкие годы он был в мятых белых брюках, без галстука. Этого мало. В довершение несолидности молодой человек грыз большое зеленое яблоко. Все это очень не понравилось милиционеру. – Пройдемте, пройдемте, гражданин, – говорил он, оттесняя Дау из первых рядов встречающей публики. Каково же было всеобщее удивление, когда Бор, выйдя из вагона отыскал в толпе Дау и именно ему первому пожал руку. В нем было столько огня, страсти, задора, он был так приветлив и жизнерадостен! Человеку непосвященному могло показаться, что перед ним – беззаботнейшее существо на свете. Но это, конечно, было не так. Он обладал колоссальной энергией и овладел искусством полностью отключаться от работы. Это было совершенно необходимо при той фантастической нагрузке, которую он на себя взял. Чтобы отдохнуть, расслабиться, Дау нужны были любимые стихи и десятки любимых шуток. Порой казалось, он помнит все остроумные фразы, произнесенные знаменитыми деятелями от древности до наших дней, и лихо, по-мальчишески шпарит ими при каждом удобном случае. И, что немаловажно, он присвоил все эти прекрасные фразы подобно тому, как Жуковский (которого он очень любил) говорил о своих переводах: «У меня все – чужое, и все, однако же, мое». Когда я была школьницей, Дау особенно часто обрушивал на меня шквал любимых изречений. Некоторые я тут же записывала: «Я люблю людей, кроме пресыщенных жизнью ничтожеств» (Джон Рид). «Я всегда уважал красоту, и считал ее талантом, силой» (Герцен). «Любовь – поэзия и солнце жизни» (Белинский). Однако заканчивалось все стихами. Некоторые я тоже записывала:
Однажды Гарик не приготовил урока и получил двойку. Кора набросилась на сына. – Не надо его ругать, – спокойно сказал Дау. – Откуда ты знаешь, может быть он решил не работать, а быть профессиональным паразитом. Кора рассказывала, что Гарик страшно покраснел и вышел из комнаты. После этого не было случая, чтобы он пошел в школу с невыученными уроками. Учился он хорошо, но отличником не был. И это понятно, ведь его отец утверждал, что есть предметы, по которым стыдно иметь оценку выше тройки. Дау никогда не наказывал сына. Желая удостовериться в этом, я спросила у Игоря, когда он стал взрослым: – Тебя отец когда-нибудь наказывал? – Что ты имеешь в виду? – не понял он. Не наказывал, не принуждал, предоставлял полную свободу. Вместе с тем мальчик рос в обстановке труда: с утра до вечера работал отец, не покладая рук трудилась мать. А в адрес тех, кто отлынивал от дел, раздавались реплики, от которых становилось не по себе: – Это лодырь, поэтому он выбрал себе вшивое занятие. Вошь – паразит, и он паразит. Вроде вши. Или: – Что о нем говорить, перестал работать и впал в ничтожество. Было столько презрения в его голосе, что у меня на всю жизнь врезалось в память, как что-то самое страшное – перестать работать и впасть в ничтожество. – Какой бы ты хотела быть? – спросил он меня однажды. – Добродетельной, – после некоторого раздумья ответила я. – Что?! Добродетельной? Какой ужас! – Дау, успокойся, – вмешалась Кора. – Она просто не знает, что это значит. Известна любовь Ландау к ясному, чистому, изящному стилю. Он ненавидел нарочитое усложнение вопроса для пущей важности, наукообразие. Стремление к благородной простоте отразилось во всех его работах. А на досуге он любил придумывать всевозможные классификации, начиная от шуточной классификации зануд до классификации ученых. С занудами он попытался разобраться еще в Ленинграде. I класс. Гнусы (скандалисты, драчуны, грубияны). II класс. Моралинники (выделяют продукт морали – моралин). III класс. Постники (отличаются недовольным, постным выражением лица). IV класс. Обидчивые (всегда на кого-нибудь в обиде). Он придумал классификацию женщин: I класс. К нему принадлежала немецкая кинозвезда Анни Ондра, сероглазая блондинка типа Мерилин Монро. Посмотришь, невозможно оторваться. II класс. Хорошенькие блондинки со слегка вздернутым носом. III класс. Ничего особенного. Не то чтобы страшные, но можно и не смотреть. IV класс. Лучше не смотреть. Не опасна для людей, но пугает лошадей. V класс. Интересные. Смотреть не хочется. Выговор родителям. Классификация мужчин: душисты, те, кого интересует только душа избранницы. Красивисты, которых больше волнует ее внешность. Они подразделяются на фигуристов и мордистов. Себя Дау называл красивистом-мордистом. Особо выделялись подкаблучники, мужчины безвольные, слабые, которыми жены помыкали, как хотели. Из боязни стать подкаблучником Дау в юности решил, что никогда не женится. Но жизнь внесла свои коррективы. В двадцать шесть лет он встретил женщину, которая стала его женой. «Присутственные места» были разделены: по пяти классам, в порядке убывания качества: 1. Учреждение. 2. Заведение. 3. Лавочка. 4. Кабак. 5. Бардак. Будучи патриотом своего института, он причислил Институт физических проблем, где проработал четверть века, к высшему разряду. Когда по требованию всемогущего Берии Петр Леонидович Капица был отстранен от должности и директором стал академик Александров, начавший какие-то реорганизации, Дау все время жаловался друзьям, что работать стало невозможно, придется уходить из института: это не институт, а бардак. По возвращении Капицы он заявил: «В Капичнике идеальные условия для работы». «Науки бывают естественные, неестественные и противоестественные», – заявил он однажды, чтобы повеселить студентов. Большой любитель поговорить, Дау считал, что великолепный треп – это искусство. Была классификация разговоров: I класс – беседы. Они вызывают прилив мыслей, придают ценность общению людей. Это – творчество. II класс – «пластинки», то есть разговоры, не требующие души. Их можно прокручивать сколько угодно раз. Для них хороши вечные темы – о любви, ревности, жадности, лени, о взаимоотношениях супругов, «Кто ваш любимый артист?» и тому подобное. Дау очень любил «разговоры-пластинки»: они удобны на отдыхе, в поезде, при знакомстве с девушками. III класс – шум. Полное отсутствие живой мысли, искренности, а подчас и смысла. Дау уходил от таких разговоров. Они его раздражали. Разумеется, порой Дау ошибался. Для полноты картины надо рассказать и о его чудачествах, тем более он так любил их афишировать. Для начала – рассказ о том, как он пытался заниматься философией. «Когда мне было лет двенадцать, я взял том Канта. Читал очень внимательно и пришел к выводу, что все это – чушь собачья». С тех пор прошло много лет, но мнения своего он не изменил. Музыковедение, искусствоведение, театроведение и литературоведение Дау считал лженауками и называл «обманом трудящихся». Причем переубедить его было невозможно. Что же касается научного коммунизма и тому подобных дисциплин, то они приводили Дау в ярость. Он в них видел особый вред и с величайшим презрением относился к людям, избравшим их своей специальностью. А еще этот enfante terrible постоянно твердил, что опера противоестественна, что люди в реальной жизни общаются посредством живой речи, а не пения. Он так же не понимал балета. И все же у Дау была любимая певица – Надежда Андреевна Обухова. Кора говорила, что он всегда задерживался у радиоприемника, услышав ее голос, мог прослушать весь концерт до конца и уверял, что это единственная певица, которую можно слушать. Остальные же его раздражали. Вот чего у Дау не было, так это снобизма. Один из его друзей как-то сказал: «Он был простой человек и любил простые искренние стихи». И уж конечно не стеснялся признаться, что ему нравятся стихотворения поэта, которого снобы ни в грош не ставили. Речь идет о Константине Симонове. Я очень хорошо помню, как дала Дау почитать маленькую синюю книжку стихотворений Симонова. Кора потом сказала: «Ты должна ее подарить Дау, он с ней не расстается. Ведь он тебе столько книг подарил». Я охотно отдала ее Дау, если не ошибаюсь, он ее знал наизусть, во всяком случае, декламировал постоянно. Дау восторженно встретил появление молодых поэтов – Евгения Евтушенко, Беллы Ахмадулиной, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, ему был по душе их громкий успех и смелость. – Только бы не потускнели, – говорил он. Когда Дау и Кора отдыхали в Коктебеле, вокруг него постоянно собирались небольшие группы пишущей братии. Там, где то и дело раздавались взрывы хохота, обычно и находился Дау. При его любви к общению, к стремительным репликам он быстро завоевал популярность среди писателей. Был мил и приветлив, и только иногда, если кто-то очень уж умничал и употреблял в разговоре ученые слова, Дау слегка царапался. Как-то на пляже молодой искусствовед начал излагать свои теории: – Каждый элемент человеческого лица несет на себе определенную нагрузку, что-то выражает. Как часто прелестные девушки к пятидесяти годам превращаются в форменных крокодилов. Мещанская сущность доминирует, поглощает все, что было хорошего. И только очень немногим удается сохранить душу, чистоту помыслов. – Вы – душист, а я – красивист-мордист. Что же касается девушек, то к пятидесяти годам они просто стареют, – ответил Дау с ясной, обезоруживающей улыбкой. А начинающему поэту академик посоветовал: – Ваши стихи о дружбе напомнили мне слова Герцена, когда у него спросили, верит ли он в возможность дружбы между мужчиной и женщиной, Герцен ответил: «Да, но от этого рождаются дети». Не бойтесь любви, это святое чувство. Бояться надо отсутствия любви и плохих стихов о любви. Одна молодая особа как-то пожаловалась на своего любовника: жениться не собирается, так как не может развестись с больной женой, он, видите ли, заместитель министра, и ему такие вещи непозволительны. Страшно занят, не приходит месяцами, потом вдруг является среди ночи, – она и встретиться ни с кем другим не может. И вообще все это ей до смерти надоело. У него же ключи. – Принуждать себя – преступление. Поставьте новый замок на дверь, и все ваши проблемы будут решены. – Не все. Он еще мою сестру должен устроить на работу. – А, ну тогда другое дело. Но только не называйте это любовью. Это – бизнес, деловые отношения. Она страшно обиделась... Другая дама тоже обиделась на Дау. Она завела с ним разговор, что у нее с мужем чисто дружеские отношения, ничего больше. Дау никак не отреагировал на это, тогда она, чтобы выйти из неловкого положения, добавила, что имеет поклонника с громким именем и знакомого юношу, который любит ее со всем пылом двадцати лет. – Для полного комплекта не хватает только исповедника, – кокетливо взглянув на академика, закончила она. – Жалкая роль, – возразил Дау. – Да что вы! – ахнула дама. – Я так хорошо все придумала. – Но это не вы придумали. У Островского есть купчиха, которая любила мужа для денег, дворника для удовольствия и офицера для чувств. Наисерьезнейшие вещи Дау умел высказывать в форме шутки, достигая тем самым наибольшего эффекта. И он никогда не был нудным, наоборот, говорил, что у него, как у Хлестакова, «легкость в мыслях необыкновенная». Как-то один из его многочисленных корреспондентов пожаловался, что ему не дается английский язык. «Но английский необходим. Выучить его нетрудно, так как английским языком неплохо владеют даже очень тупые англичане», – ответил Дау. Сам он научился говорить и читать по-английски за полтора месяца, когда его по путевке Наркомпроса послали на несколько лет за границу. Но произношение у Дау было ужасное, хотя он мог говорить с иностранцами, и те его прекрасно понимали. Дау любил раскладывать пасьянс. При этом приговаривал: – Это вам не физикой заниматься. Здесь думать надо. – Женщины достойны преклонения. За многое, но в особенности за их долготерпение. Я убежден, что если бы мужчинам пришлось рожать, человечество быстро бы вымерло, – говорил Дау. – Если бы у меня было столько забот, сколько у женщины, я бы не мог стать физиком. Однако при всем своем уважении к прекрасному полу Дау все же считал, что физиком-теоретиком женщина стать не может. Как-то один из его учеников, Алексей Абрикосов, попытался устроить в аспирантуру свою дипломницу и обратился к Дау. – Она ваша любовница? – осведомился патрон. – Нет. – Но может быть, вы надеетесь, что она станет ею? – Дау, ну что такое вы говорите! – возмутился Алеша. – В таком случае, я вас выручу. Я не возьму ее в аспирантуру. Так ей и передайте. Однажды на даче Дау разговорился с молодым человеком, Андреем Скрябиным, и тот пожаловался на странное поведение своей девушки. Дау ответил: – Бойтесь странностей. Все хорошее просто и понятно, а где странности, там всегда какая-нибудь муть. И вообще приучите себя к тому, чтобы у вас во всем была ясность. После окончания института мне посчастливилось участвовать в работе целой группы молодых переводчиков, которых собрал вокруг себя Корней Иванович Чуковский, когда «Детгиз» задумал издать «Записки о Шерлоке Холмсе» под его редакцией. Обстановка в нашем маленьком литературном братстве была чудо как хороша. Поработав, шли на прогулку по переделкинским улочкам, потом застолье: Корней Иванович правил бал. На людях он всегда был в ударе, развлекал всю компанию. Ну и мы в меру сил поддерживали разговор. Естественно, я чаще всего говорила о Дау. Но имени его мне как-то не довелось назвать: разговоры были домашние, о дяде. Однажды Чуковский не выдержал: – Майя, вы так носитесь со своим дядей, что можно подумать, это Ландау. – Корней Иванович, но я и в самом деле говорю о Ландау. Разговор происходил за обедом. Чуковский так и остался с раскрытым ртом. – Как – Ландау? – Моя мама и жена Ландау – родные сестры. – Так почему же вы раньше об этом ничего не говорили? – Но вы же не спрашивали! Чуковский долго не мог успокоиться: – Меня еще никто так не сажал в калошу.
Лев Ландау вывел формулу счастья, гениально простую формулу. Для счастья необходимы:
Работа. Надо подчеркнуть, что автор формулы счастья поставил работу на первое место. Труд – главное в жизни человека, это настолько очевидно, что не требует доказательств. Любовь. «Любовь – поэзия и солнце жизни!» – эти слова Белинского приводили Дау в восторг. Его идеал мужчины восходил к отважному рыцарю, покорителю дамских сердец, который треть жизни отдает любовным похождениям. Дау и сам понимал, что это книжный образ, но это была его слабость. Надо, однако, отметить, что к любви он относился очень серьезно. Общение с людьми. Вот это удалось Льву Ландау в полной мере. Он не мог жить без постоянного общения с коллегами, со студентами и друзьями. Знакомых у него было великое множество, кроме того, общение включало и семинар, и беседы с учениками, и письма многочисленным корреспондентам. Кроме формулы счастья, существовали еще и обязательные правила. Например, каждый должен стремиться сделать счастливыми своих близких. Своей жене Дау говорил: «Моя первейшая обязанность – сделать тебя счастливой. Муж не может быть счастлив, если у него несчастная жена. Роль неудачника, страдальца и вообще никакая унылость меня не устраивают. У меня другие планы». Однажды Кора рассказала о своей институтской подруге, которая всю жизнь была влюблена в мужчину, совершенно к ней равнодушного, и страшно страдала. – Такая милая женщина и такая несчастная! – сокрушалась Кора. – Стыдно быть несчастной, – возразил Дау. Сказал, как припечатал. – Но ведь это не зависит от человека. – Именно от каждого человека и зависит его счастье. За редкими исключениями. Дау постоянно держал над собой контроль. Однако привычка – вторая натура, и быстрая речь, стремительная походка стали ему присущи так же, как остроумие, приветливость, веселость. – Я не потускнел? – спросил он как-то у старой знакомой. – О, нет! Нисколько! – смеясь ответила она. – Это вообще невозможно! – Как странно: женщины обычно так следят за своими туалетами, чтобы все было по моде и так мало внимания уделяют выражению лица, что гораздо важнее всех нарядов. Лицо человека порой бывает, как у медведя, я на такие лица стараюсь не смотреть. – Истребление зануд – долг каждого порядочного человека. Если зануда не разъярен – это позор для окружающих. Вероятно, Дау и в самом деле считал, что счастливейшие из мужчин тридцать процентов своего времени отдают любви. Он с повышенным интересом относился к донжуанам, любил с ними поговорить, и у окружающих складывалось впечатление, что он хочет выведать секрет их успеха. Это свидетельствует лишь о том, что Дау был очень наивен. Ну, а что касается тридцати процентов времени на любовь – это, увы. осталось несбыточной мечтой. Вот общение с людьми занимало у него больше времени, чем это предусмотрено в его формуле. Этот пункт выполнен и перевыполнен. У Ландау было много друзей и знакомых, двери его дома под вечер не закрывалась, уходили одни, приходили другие. Звучали шутки, смех, было весело, шумно. Его жизнь протекала бурно, никакой академической отрешенности от мира сего, никакой замкнутости, – разумеется не считая первой половины дня, когда он работал. В юности, думая о своей будущей жизни, Дау хотел так ее построить, чтобы ничто не мешало занятиям физикой. Именно физика была главным делом его жизни. Ей было подчинено все. Ради физики выстраивались планы, ради нее он наложил запрет на «жалкие развлечения», то есть курение и алкоголь. Ради физики он чуть было не лишил себя любви, но тут, к счастью, взяли верх могучие природные инстинкты. И, если сам он утверждал, что наука и любовь равны, значит, так оно и было. Только на первом месте все-таки оставалась физика, владычица его души. И все же в стремлении Ландау вывести формулу счастья и построить теорию, как надо жить, есть что-то мальчишеское. Взрослые люди не забивают головы такими вещами. И это очень жаль. Если бы все думали об этом столь же серьезно, как академик Ландау, жизнь стала бы намного легче. Дау всегда поражался, как наплевательски люди относятся к собственной судьбе... – Лучше притворяться счастливым, чем искренне считать себя несчастным. Дау постоянно твердил, что человек обязан стремиться к счастью, что у него должна быть установка на счастье и что ни при каких условиях нельзя сдаваться. Ну, а о том, что уныние – непростительный грех, говорилось чуть ли не каждый день. Он считал, что унылый человек – потерянный человек, и Дау, как прирожденный учитель, не мог с этим смириться. Уныние засасывает, как болото, и вместо того чтобы разобраться в обстоятельствах своей жизни, некоторые не желают о них думать и предаются унынию. – Многие гонят от себя неприятные мысли. Они даже обдумать ничего толком не могут. Умение разобраться в обстоятельствах своей жизни дано не каждому. Здесь главное – выработать привычку анализировать события, докапываться до первопричины того, что мешает тебе стать счастливым и наслаждаться жизнью. Тому, кто научится это делать, легче принимать решения, легче жить. Его возмущало, что нормальным считается наплевательское отношение к своей судьбе, этакая бравада: «а, плевать!». – Люди упрямо не желают понять, что счастье – внутри нас. Все любят все усложнять, а я, наоборот, всегда стремлюсь к простоте. Нельзя путать понятия «сложно» и «трудно». Надо научиться мыслить, более того, властвовать над своими мыслями. Тогда не будет пустых страхов и тревог. Уже одно то, как он выходил на сцену Политехнического музея, говорило о многом. Его походка, голос, манеры выражали уверенность в себе и внутреннюю силу. Публичные выступления Ландау – фейерверк острот, шуток и блестяще сформулированных положений. Вряд ли его ораторское искусство было врожденным даром. Вероятно, он выработал это, как волю, раскованность и многое другое. Мне посчастливилось присутствовать на выступлении Льва Давидовича в Центральном доме литераторов. Писатели были потрясены, услышав, что наука уже обогнала фантазию: – Сейчас человек может работать сознанием там, где его воображение бессильно. Выступление прерывалось аплодисментами: это была прекрасная аудитория, сумевшая оценить каждую реплику. – Не надо относиться слишком трагически к изданию нелепой книги. Она ведь никому не причинила вреда. И вообще лучше напечатать десять неполноценных книг, чем не напечатать одной хорошей. Столь же успешным было выступление Дау перед актерами, когда Юрий Алексеевич Завадский готовил спектакль об ученых и пригласил его на встречу с коллективом театра. Монолог Ландау был прекрасен: «Никто не предлагает изучать физику по романам. Но писатель обязан достоверно изображать научный процесс и самих ученых. Среди научных работников много веселых, общительных людей, не надо изображать их угрюмыми бородатыми старцами, проводящими большую часть жизни у книжных полок, на верхней ступеньке стремянки с тяжелым фолиантом в руках. Жаль смотреть на беднягу, особенно если он вознамерился узнать что-то новое из этой старинной книги. Новое содержится лишь в научных журналах. Я забыл упомянуть еще одну черту допотопного профессора: он обязательно говорит «батенька» своим молодым ассистентам. Писатели и режиссеры пока еще плохо знают мир людей науки, писатели и режиссеры, по-видимому, считают, что расцвет научной деятельности наступает после восьмидесяти лет и сама эта деятельность превращает тех, кто ею занимается, в нечто «не от мира сего». Самое ужасное, что стараниями театра и кино этот образ вошел в сознание целого поколения. Между тем настоящие деятели науки влюблены в науку, поэтому они никогда не говорят о ней в высокопарных выражениях, как это часто бывает на сцене. Говорить о науке торжественно – абсолютно неприлично. В жизни это выглядело бы дико. В жизни ничего подобного не случается». Когда же у Льва Давидовича спрашивали о его работе, он отвечал предельно просто и понятно: «Я – физик-теоретик. По-настоящему меня интересуют только неразгаданные явления. В этом и состоит моя работа». Дау умел расслабляться после многочасовой работы, отключался от серьезных мыслей и переходил к стихам, частушкам, дурачился. Он всячески подчеркивал свою независимость, в особенности в молодые годы. Когда в Харькове, в УФТИ, ввели пропуска, он возмутился и в знак протеста наклеил на своем пропуске вместо фотографии вырезанное из журнала изображение обезьянки. И потом еще удивлялся, что его с таким пропуском не пустили в здание института. Он никогда не принуждал себя сидеть на нудных собраниях, считая это верхом неприличия. Вообще всяческие «так принято» отвергались с ходу. «Все, что нудно, – очень вредно», – говорил Дау. Если, скажем, ему не нравился фильм или спектакль, его нельзя было удержать в зале никакими силами, он вставал и уходил. Какой ажиотаж вызвал приезд в институт Евгения Евтушенко! – У него есть очень хорошие стихи, читает он их бесподобно, ну, а гражданское мужество Евтушенко вызывает глубочайшее уважение, – сказал Дау после выступления поэта. И добавил: – Мы все должны снять шляпы перед этим поэтом! Дау потирал руки от удовольствия и повторял, что России всегда везло на поэтов, что у нас они никогда не переведутся. Его поражала способность поэтов находить особые черты характера, подмечать самую суть явления. Как-то речь зашла об ожидании больших перемен в недалеком будущем, на что Дау возразил: – Обо всем этом Огарев написал еще в прошлом веке:
Можно добавить, что слова эти оказались действительно пророческими на все времена. Мне бы хотелось упомянуть о том, что интерес Дау к литературе не ограничивался одной поэзией. Однажды он наткнулся на дивную строчку у Оскара Уайльда: «В России все возможно, кроме реформ». – Нет, но откуда он это узнал? Ведь как в воду глядел! – хохотал Дау. Читал он из английских классиков чаще всего именно Уайльда, что только подтверждает его любовь к поэзии: проза Уайльда мелодична, ее так и хочется читать вслух. Что он и делал. Он был внимателен и заботлив со своей матерью и часто приезжал к ней в Ленинград. Однажды он спросил у матери: – Мама, ты счастлива с отцом? – Как тебе сказать... Мы прожили жизнь тихо, мирно. – Это я знаю. Я не о том. А любовь, такая чтобы сметала все преграды? – У тебя книжные понятия о жизни. – Да, может быть, но... – он смущенно умолк. Любовь Вениаминовна посмотрела на сына очень внимательно: – Что ты еще придумал? – Да ничего... – Нет уж, говори, если начал. – Я подумал, может быть, я дитя тайной любви? Мои чувства к тебе от этого никак не изменились бы. – Ничего похожего! Ты сын своего отца. И вообще, должна тебе сказать, что муж, дети, работа – это полная жизнь, поверь мне. – А страсть? Настоящая, сильная страсть? – Нет, Лев. Такой страсти не было. – Ни разу в жизни? – Ни разу в жизни. – Почему? – Наверно, не представилось случая. – Так надо было искать! Этот разговор Любовь Вениаминовна запомнила слово в слово и впоследствии пересказала его моей маме, с которой была в большой дружбе. Дау был гостеприимен и, когда к Коре приходили знакомые, чаще всего принимал участие в разговоре. Поговорив с кориной портнихой, он к удивлению своему обнаружил, что она убеждена, будто иностранцев возят в автобусах по городу, чтобы показывать их москвичам. Ее огорчало, что к ним в Бутырки их никогда не привозят. –- Нет, Муся, их катают в автобусах, чтобы они увидели город, а у вас в Бутырках кроме тюрьмы смотреть нечего. Однажды в институт приехал писатель Леонид Леонов и попросил, чтобы его проводили в кабинет академика Ландау. Они довольно долго беседовали с глазу на глаз. Ландау вежливо проводил гостя и его обступили сгоравшие от любопытства сотрудники. – Зачем он приезжал? – Он хотел узнать, где находится граница между веществом и антивеществом. По его мнению, такая граница существует. – Что вы ему ответили? – Я ответил уклончиво. Много лет у Дау работал шофер Валентин Романович Воробьев, потом его куда-то перевели, но он часто приезжал в институт, чтобы перекинуться несколькими словами с Львом Давидовичем. Я как-то встретила его на улице, он стал расспрашивать о Дау и под конец сказал: «Ко мне никто так хорошо не относился, как Лев Давидович. С ним обо всем можно было посоветоваться и просто поговорить. Легкий у него характер, таких людей мало». Однажды я спросила у Дау, как бы он оценил знания красавицы, если бы она пришла к нему на экзамен. Он задумался. – Красавицы встречаются так редко, что по справедливости я бы конечно повысил ей оценку. Пусть приходит. – Хороша справедливость! – вставила Кора. До чего же надо было любить физику, чтобы сказать: – Эта теория так красива, что не может быть неверной. По какой-то причине это все-таки правильно. А иногда раздавалось и такое: – Разве это физика? Это какие-то стихи по поводу теоретической физики! Или так, вовсе капризно: – В принципе, это не невозможно. Но такой скособоченный мир был бы мне настолько противен, что думать об этом не хочу. Он был начинен какими-то смешинками, стихами, рифмованными строчками, которые и стихами не назовешь. Например, стоило мне заикнуться, что я еду в Анапу, как он ответствовал: – Надену я черную шляпу, поеду я в город Анапу, там буду лежать на песке, в своей непонятной тоске. В тебе, о морская пучина, погибнет роскошный мужчина, который лежал на песке в своей непонятной тоске. – Частушки не могут быть «неприличными». Это же фольклор. И далее следовало что-нибудь на грани приличия:
Однажды Дау сказал жене: – Вера окончательно испортила Майку своим воспитанием. Она ей внушила, что любовь – это смертный грех и вообще лучше без всего этого. Ни к чему хорошему это не приведет. Увы, он оказался прав. У него с моей мамой были бесконечные споры. Мама работала в Институте психологии, она занималась детской психологией. Одного этого, по мнению Дау, было достаточно для постоянных проблем с собственным ребенком. Но все это говорилось только шутки ради, на самом деле Дау замечательно относился к обеим своим свояченицам, а те его боготворили. Как-то речь зашла об одном отце семейства, который завел роман с молодой женщиной. Та родила сына, и он разрывался между двумя семьями, где все время происходили скандалы. – Балаган, – махнул рукой Дау. – Такие мужчины меня всегда удивляли. Другой его знакомый что ни год уходил от жены, но, прожив у мамы некоторое время, возвращался к законной супруге. – Это гусь, каких поискать! Неужели непонятно, что причины, заставляющие его бежать из дома, остаются неизменными? Льва Давидовича привел в восторг ответ семидесятипятилетнего Бернарда Шоу, который на вопрос корреспондента «Как бы вы хотели умереть?» ответил: «От руки ревнивого мужа!».
|
[О библиотеке
| Академгородок
| Новости
| Выставки
| Ресурсы
| Библиография
| Партнеры
| ИнфоЛоция
| Поиск]
| |||||
| |||||