Кулева О.В. Информационно-библиотечный портал как средство профессиональной коммуникации библиотекарей (постановка проблемы) (Стендовый доклад)
Навигация
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ | СТЕНДОВЫЕ ДОКЛАДЫ | СПИСОК УЧАСТНИКОВ  
ГПНТБ СО РАН
Электронные ресурсы региона:
проблемы создания и взаимоиспользования
Региональная научно-практическая конференция
(Новосибирск, 25-28 октября 2004 г.)
Стендовый доклад
 

    ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫЙ ПОРТАЛ КАК
    СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
    БИБЛИОТЕКАРЕЙ (ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ)
    Кулева О.В., ГПНТБ СО РАН
На современном этапе формирования инфраструктуры Интернета наблюдается тенденция к объединению ресурсов по тематическому или профессиональному признаку и создание «виртуальных сообществ»[1] или «виртуальных институтов»[2].
В библиотечном Интернет-пространстве складываются предпосылки для создания аналогичных виртуальных сообществ, но основное внимание направленно на создание корпоративных каталогов, и для этого библиотеки объединяются в корпоративные системы, как правило, в них входят библиотеки города, области или региона. Тем не менее, создаются порталы которые, так или иначе, ориентирующиеся на профессиональное библиотечное сообщество. Например, Российская Библиотечная Ассоциация (РБА, http://www.rba.ru:8101/index.html), СОНЕГОС (портала для входа в Интернет-сообщество библиотек СНГ, http://www.rsl.ru/SONEGOS/default.htm) и др.
Тем не менее, необходимо обобщить уже существующий практический опыт создания и развития, профессионально ориентированных информационно-библиотечных систем[3] или порталов[4] и разработать теоретическую модель.
Профессиональный информационно-библиотечный портал должен является ключевой составляющей информационной-коммуникационной системы (ИКС) и формироваться на базе крупного библиотечного центра (например, ГПНТБ СО РАН).
Главная задача портала - сведение в единую управляемую систему разнокачественных служебных и профессиональных информационных потоков и ресурсов в Интернет-пространстве Сибирского федерального округа. В этом новом качестве он должен отвечать, как минимум, базовым коммуникационным и информационным потребностям всех основных категорий библиотечных специалистов, и развиваться вместе с их изменением.
Для реализации данной задачи в проекте должна быть детально разработаны информационная модель портала, базовые технологии внутренней среды портала, система мониторинга внешней среды, т.е. информационных потребностей основной референтной группы - библиотекарей. Для эффективного управления порталом, которое обеспечит поддержку всех этапов его жизненного цикла: от замысла и представления до управления реализацией необходимо создать службу управления корпоративными данными и установить ее обязанности и границы ответственности каждого участника и пользователя.
Сведение в единую систему разнокачественных информационных потоков и ресурсов, создаваемых / актуализируемых через инфраструктуру портала сотрудниками и подразделениями, позволяет в конечном итоге более эффективно реализовать коммуникационные, информационные, координационные, образовательные задачи портала. Для этого необходима возможность многократного и многопланового использования хранящихся в инфраструктуре портала информационных материалов для создания тематических сайтов и ресурсов. Кроме этого необходим механизм формирования и поддержки, тематических сайтов для каждой из основных категорий пользователей. По нашему мнению типология пользователей профессионального коммуникационного портала также нерешенная научная и методическая задача. В качестве основной гипотезы можно высказать мнение о том, что библиотекари неоднородная профессиональная группа, которую можно стратифицировать и по уровню образования и по уровню участия в управленческой или научной деятельности.
Таким образом, проблема профессиональной коммуникации библиотекарей в новых информационно-коммуникационных средах, на наш взгляд, должна базироваться на технологиях порталостроения.

    Примечания

    1. SOCNET.ru: Интернет-сообщество «Социологи» (http://sociologi.narod.ru)
    2. Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru); Образовательный портал Auditorium.ru; Psychology OnLine.Net - Психологический портал (http://www.psychology-online.net).
    3. Системой называется целостное образование, состоящее из компонентов, или подсистем, устойчивые взаимосвязи между которыми обеспечивают целостность данного образования и порождают новое, интегративное, качество системы, не тождественное сумме качеств всех компонентов и не сводимое к качеству какого-либо одного компонента.
    4. Портал - это сетевой узел или комплекс узлов, подключенных к Интернет по высокоскоростным каналам, обладающий развитым пользовательским интерфейсом и предоставляющий единый, с концептуальной и содержательной точки зрения доступ к широкому спектру ресурсов и услуг ориентированных на профессиональное сообщество.


Источник: Кулева О.В. Информационно-библиотечный портал как средство профессиональной коммуникации библиотекарей (постановка проблемы) [Электронный ресурс] // Электронные ресурсы региона: проблемы создания и взаимоиспользования: Материалы науч.- практ. конф. (г. Новосибирск, 25-28 окт. 2004 г.): Тез. докл. - Новосибирск, 2004. - 1 дискета
 
ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ | СТЕНДОВЫЕ ДОКЛАДЫ | СПИСОК УЧАСТНИКОВ   Вверх
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  © 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН  

Документ изменен: Wed Feb 27 14:31:12 2019. Размер: 14,077 bytes.
Посещение N 5727 с 01.11.2004