ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ В НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БИБЛИОТЕКЕ ТОМСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА- Халошина О. В., Котова И. В.
- НТБ Томского политехнического университета
Диктуемая временем необходимость более полно удовлетворять разнообразные запросы пользователя вынуждает библиотеки осваивать широкий спектр информационных услуг, сочетать технологии информационного обслуживания в локальном и сетевом режимах. Желание повысить эффективность и оперативность обслуживания пользователей привело Научно-техническую библиотеку Томского политехнического университета к использованию в своей работе новых информационных технологий.
С октября 2003 года в структуре библиотеки функционирует Электронный читальный зал (ЭЧЗ), который был создан при содействии НФПК (Национального фонда подготовки кадров) и МБРР (Международного банка реконструкции и развития) в рамках проекта «Совершенствование информационной среды Томского политехнического университета на основе развития управления библиотечными ресурсами». Основная задача, которую мы ставили перед собой при открытии зала, - оперативное обеспечение учебного и научного процессов университета актуальной информацией за счёт эффективного использования локальных и удаленных электронных ресурсов.
В распоряжении пользователей ЭЧЗ 40 автоматизированных рабочих мест с выходом в Интернет. Кроме того зал оснащен 4 видеодвойками, сканером, принтером. Другими словами, у наших пользователей появилась возможность создавать собственные работы, будь то рефераты, курсовые или дипломные, начиная от поиска необходимой информации и заканчивая распечаткой готового результата.
В Электронном читальном зале к услугам пользователей фонд нетрадиционных носителей информации в виде CD-ROM, дискет, видеокассет, как самостоятельных единиц хранения, так и в виде приложений к бумажным документам. Мы изначально ставили перед собой задачу соединить бумажный и электронный носитель, что и удалось сделать в результате открытия этого зала. Кроме вышеуказанных документов в фонде Электронного читального зала представлены в свободном доступе традиционные справочные издания и методические практические руководства в помощь работе за компьютером.
В качестве источников информации используются ресурсы крупнейших мировых информационных служб и издательств, среди них:
- Научная электронная библиотека РФФИ
- Университетская информационная система Россия
- База данных диссертаций компании ProQuest
- Информационно-правовые системы «Кодекс» и «Консультант+»
- Реферативная БД ВИНИТИ и другие.
Все вышеперечисленные источники информации доступны в локально-вычислительной сети библиотеки или в корпоративной сети университета.
Взаимодействуя с библиотечными консорциумами и ассоциациями, мы организовываем тестовые доступы к продуктам крупнейших российских и зарубежных издательств. По итогам тестового доступа, на основании собранных отзывов, библиотека принимает решение о целесообразности приобретения того или иного ресурса. С другой стороны, мы проводим изучение информационного рынка по заявкам кафедр и осуществляем поиск необходимых ресурсов, с последующим изучением, тестированием и предоставлением пользователям.
Как показывает практика, необходимо не только осуществлять поиск необходимых источников информации, осваивать информационные ресурсы и предоставлять их пользователю, но и заниматься популяризацией ресурсов, продвижением их возможностей. В этих целях ведётся переписка с сотрудниками кафедр, лабораторий, научно-исследовательских институтов, создаются и рассылаются рекламные буклеты, организуются презентации и встречи с представителями информационных агентств и издательств. Для популяризации ресурсов мы принимаем активное участие в днях кафедр, которые проводятся библиотекой, где раскрываем качественный состав БД непосредственно по профилю кафедры. Кроме этого, в качестве рекламных средств, используются возможности WWW-серверов библиотеки и университета, университетской газеты «За кадры» и другие средства массовой информации.
Следующим необходимым шагом является обучение пользователей работе с новым видом информации. Сотрудники зала оказывают консультативную помощь не только при поиске и выборе электронных ресурсов, непосредственной работе с ними, но и при затруднениях работы за компьютером. Кроме этого, начиная с 2004-2005 учебного года, введена в действие новая программа обучения пользователей «Основы информационной культуры» для студентов 1 и 2-го курсов, включающая в себя обучение работе с Интернет - ресурсами, электронным каталогом, электронными реферативными журналами (ЭлРЖ) и БД, доступ к которым имеется в библиотеке. Для всех категорий пользователей разработана программа курсов для обучения работе с БД и ЭлРЖ.
На современном этапе развития информационно-библиотечного обеспечения научных исследований увеличилась роль электронных ресурсов, которые с одной стороны, расширяют область использования традиционного фонда научно-технической информации, а с другой - дополняют ее по содержанию и качеству. Можно с уверенность констатировать тот факт, что открытие Электронного читального зала дало возможность организовывать работу с новыми источниками информации, продолжить работу по развитию новых форм библиотечного обслуживания и сделало необратимым вхождение библиотеки в мировое информационное пространство.
Источник: Халошина О.В., Котова И.В. Информационно-библиотечное обслуживание в современных условиях в научно-технической библиотеке Томского политехнического университета [Электронный ресурс] // Электронные ресурсы региона: проблемы создания и взаимоиспользования: Материалы науч.- практ. конф. (г. Новосибирск, 25-28 окт. 2004 г.): Тез. докл. - Новосибирск, 2004. - 1 дискета |
|