СОЗДАНИЕ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ СИБИРСКОГО РЕГИОНАЛЬНОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ЦЕНТРА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ- К.п.н. Артемьева Е.Б., к.п.н. Паршукова Г.Б., к.п.н. Соболева Е.Б.,
- Павлов А.И., Шпурик В.В., ГПНТБ СО РАН
Основными формами деятельности Сибирского регионального библиотечного центра непрерывного образования являются Высшие библиотечные курсы для специалистов с высшим небиблиотечным образованием и проведение обучающих семинаров-тренингов.
Высшие библиотечные курсы (ВБК) действуют в течение 40 лет. За время работы курсов - обучено около 450 сотрудников библиотек разных форм собственности, в т.ч. свыше 60 сотрудников муниципальных и вузовских библиотек республики Хакасия.
Учебная программа ВБК приближена к учебным планам вузов культуры и искусства, рассчитана на 300 часов. Программа курсов постоянно корректируется в зависимости от состава слушателей (учитывается специфика деятельности библиотек, в которых они работают). Обучающиеся получают знания по 14 библиотечным дисциплинам. Помимо теоретических занятий слушатели имеют возможность практически ознакомиться с работой отделов ГПНТБ СО РАН и других библиотек Новосибирска, получить необходимые консультации у специалистов.
Учебная программа ВБК в 2000 г. прошла экспертизу, была получена лицензия Новосибирской областной администрации на ведение образовательной деятельности в области дополнительного профессионального обучения. По окончании обучения слушатели сдают экзамен и получают свидетельство об окончании ВБК.
Теоретические и практические занятия ведут специалисты ГПНТБ СО РАН - доктора и кандидаты наук, опытные педагоги и практики.
Совершенствуются форма и методика обучения слушателей. Помимо традиционных форм обучения активно используются тренинг-семинары, деловые игры.
Изменилось информационно-методическое обеспечение деятельности ВБК. В настоящее время помимо опубликованных методических материалов большую часть информации по обучению можно получить на сайте ГПНТБ СО РАН: через Интернет можно ознакомиться с учебными, учебно-тематическими планами, учебными программами ВБК (http://www.spsl.nsc.ru/win/v_index.html); слушатели могут воспользоваться библиографическими базами данных: «БД статей по библиотековедению, библиографоведению, книговедению и информатике», «БД трудов сотрудников ГПНТБ СО РАН» (http://www.spsl.nsc.ru/cgi-bin/group.exe/) (ведутся с 1992 г.); полнотекстовой базой данных «Учебники по библиотековедению, библиографоведению, книговедению и информатике» (http://www.spsl.nsc.ru/cgi-bin/select.exe/), содержащей на 1.05.2004 г. тексты 11 учебных пособий, подготовленных преподавателями - сотрудниками ГПНТБ СО РАН (ведется с 1999 г.). Все базы данных постоянно пополняются и также доступны в Интернет. Доступ к системе бесплатный, регистрация удаленных пользователей ГПНТБ СО РАН не обязательна.
В 2004 г. начата работа по созданию слайд-конспектов лекций по учебным курсам ВБК; хрестоматий, содержащих полные тексты материалов по конкретному курсу. Эти материалы также будут доступны удаленным пользователям через Интернет. Информация на сайте ГПНТБ СО РАН будет представлена в формате html.
Схема поиска учебно-методических материалов ВБК на сайте ГПНТБ СО РАН (для удаленных пользователей)
На сайте ГПНТБ СО РАН (http://www.spsl.nsc.ru) представлен раздел «Научно-образовательная деятельность. Далее нужно «шагнуть» в раздел «Высшие библиотечные курсы» (http://www.spsl.nsc.ru/win/v_index.html).
Обратившись к разделу «Высшие библиотечные курсы», можно посмотреть общую информацию о ВБК, документы, на основе которых они действуют, новости ВБК.
Если Вас заинтересовали учебные, учебно-тематические планы, учебные программы, с ними можно ознакомиться в разделе «учебные программы»). Здесь представлены программы ВБК и учебные материалы по 14 учебным блокам.
Например, Вас заинтересовал учебный план, учебная программа по курсу «Общее библиотековедение». Последовательно можно получить информацию по каждой конкретной теме этого курса (см. Введение; Библиотека как социальный институт; Развитие библиотеки как системы; Библиотековедение как наука; Библиотечная профессиология и т.д.).
Предположим, что Вы хотите более подробно изучить раздел «Библиотечная профессиология», при этом необходимо воспользоваться гиперссылкой - Вам будет предоставлена учебная программа по этому разделу.
Следующий шаг. Если Вы хотите изучить материалы лекции-презентации по этой теме, нужно воспользоваться гиперссылкой - «Лекция». Лекцию можно посмотреть в этом же режиме.
Изучая конкретную тему учебной программы, Вы можете обратиться к разделу «Литература по изучению курса». Можно воспользоваться и разделом «хрестоматия», которым снабжен каждый раздел учебной программы.
Используя раздел «Хрестоматия» в работе, Вы можете ознакомиться с полными текстами учебных пособий по каждому разделу интересующей Вас темы, тексты также будут выставлены на сайте. Используя систему гиперссылок, Вы можете открыть и изучить конкретную публикацию.
Мы описали схему получения материалов на сайте ГПНТБ СО РАН по конкретному курсу ВБК «Общее библиотековедение». По каждому разделу курса ВБК (всего 14) материалы представлены подобным образом. В ближайшее время формирование страницы Высших библиотечных курсов будет завершено и начнется работа с библиотеками региона в экспериментальном режиме.
Второе направление деятельности - обучающие семинары. Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования приступил также к формированию страницы «Обучающие мероприятия» в формате html. В 2004 г. библиотекам региона предложено 24 темы обучающих семинаров-стажировок. Семинары проводятся по заявкам библиотек. Преподаватели - специалисты ГПНТБ СО РАН и других образовательных учреждений (см. БД центра непрерывного образования «Лектор» (http://www.spsl.nsc.ru/cgi-bin/simple.exe/?ID=Guest&lang=rus&cpage=win&grp= LC%3B&dbn=LECTOR, где представлены сведения о лекторах Центра и курсах лекций, которые они проводят). Семинары проводятся за плату и бесплатно. Темы, по которым могут быть проведены обучающие мероприятия следующие: «Технологии ИРБИС»; Семинар для аспирантов и соискателей; «Интернет как основа корпоративной каталогизации»; «Корпоративные технологии»; «Формат представления документов в системе корпоративной каталогизации на основе RUSMARC»; «Интернет в библиотечно-информационном обслуживании»; «Состояние и развитие фондов патентной, деловой информации и нормативно-технической документации»; «Теория и практика обеспечения сохранности библиотечных фондов»; «Фазовая консервация документов»; «Исследовательская деятельность библиотек как основа стратегического планирования и тактических действий»; «Современные тенденции книгоиздания и книгораспространения. Система отбора документов и формирования фондов библиотек»; «Справочно-библиографическая деятельность в современных условиях»; «Менеджмент и маркетинг»; «Система региональной библиографической информации. Краеведческая библиография»; «Проектная деятельность библиотеки. Подготовка грантов»; «Экономический потенциал библиотек сибирских территорий»; «Организация и основные направления научно-методической работы центральных библиотек по обеспечению деятельности централизованных библиотечных систем»; «Издательская деятельность библиотеки»; «Социально-психологические аспекты руководства кадрами»; Психология управления коллективом. Конфликтология, профессиональные стрессы»; «Организация технологической работы в библиотеке»; «Крупнейшие библиотеки и общественные библиотечные организации мира»; «Система непрерывного библиотечного образования в России», другие.
На сайте ГПНТБ СО РАН, в разделе «Научно-образовательная деятельность. - Сибирский региональный библиотечный центр непрерывного образования - Обучающие мероприятия» - также будут выложены: краткая характеристика семинара или стажировки, подробная программа занятий, конспект лекций и полные тексты учебных пособий или хрестоматии по каждому обучающему мероприятию. Активно используется система гиперссылок. Работа ведется в этом направлении в настоящее время.
Таким образом, положено начало созданию ресурсного центра дистанционного обучения для библиотек Сибирского федерального округа. Его деятельность позволит включить библиотечное образование в общий контекст деятельности Министерства образования и науки, Министерства культуры и коммуникаций и обеспечить деятельность открытой дистанционной информационно-образовательной системы для библиотечных специалистов территории. Внедрение системы дистанционного обучения позволит: библиотечным сотрудникам повышать свою квалификацию без отрыва от работы; обучаться в индивидуальном темпе под наблюдением опытного консультанта; получать доступ к новым разработкам; самостоятельно проводить контроль качества своего обучения.
Проект напрямую связан с долгосрочными задачами ГПНТБ СО РАН - включение научных библиотек в открытую региональную систему непрерывного библиотечного образования, достижение согласования их деятельности между собой и учебными заведениями, осуществляющими подготовку библиотечных кадров. Данная система может быть трансформирована для библиотечных учреждений других федеральных округов Российской Федерации и может служить моделью для создания открытых систем библиотечного образования.
Источник: Создание ресурсной базы Сибирского регионального библиотечного центра непрерывного образования / Артемьева Е.Б., Паршукова Г.Б., Соболева Е.Б., Павлов А.И., Шпурик В.В. [Электронный ресурс] // Электронные ресурсы региона: проблемы создания и взаимоиспользования: Материалы науч.- практ. конф. (г. Новосибирск, 25-28 окт. 2004 г.): Тез. докл. - Новосибирск, 2004. - 1 дискета |
|
|