Информационные технологии в гуманитарных исследованиях; Вып.22: Очерки по науковедению (Новосибирск, 2017) - ОГЛАВЛЕНИЕ
Навигация
ОбложкаИнформационные технологии в гуманитарных исследованиях: сб. ст. Вып.22: Очерки по науковедению / Ю.П.Холюшкин и др. - Новосибирск: НГУ, 2017. - 157 с.
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН     Пр4035/22  
Оглавление книги
ОТ РЕДАКТОРА .................................................... 5

ГЛАВА I. МЕТОД СИСТЕМНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ НАУК ..................... 7
1.1  Ю.П. Холюшкин. Проблема систематизации в гуманитарном 
     науковедении ............................................... 7
1.2  Е.Д. Гражданников. Теоретические основы системной 
     классификации понятий ..................................... 13
     1.2.1  Е.Д. Гражданников. Введение в метод системной 
            классификации понятий .............................. 13
     1.2.2  Е.Д. Гражданников. Метод системной классификации 
            понятий ............................................ 14
     1.2.3  Е.Д. Гражданников. Модели классификационного 
            фрагмента .......................................... 17
     1.2.4  Е.Д. Гражданников. Понятие семантемы ............... 22
     1.2.5  Е.Д. Гражданников. Смысловые логические операции ... 23
1.3  Ю.П. Холюшкин. Критика метода системной классификации 
     понятий ................................................... 24

ГЛАВА II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ АНТРОПОЛОГИИ .............. 33
2.1  Ю.П. Холюшкин. Системная классификация методологических 
     оснований ................................................. 33
2.2  Ю.П. Холюшкин. Классификация антропологической эвристики .. 36
2.3  Ю.П. Холюшкин, Е.Д. Гражданников. Системная классификация 
     прогностики ............................................... 40

ГЛАВА III. СТАТИСТИКО-ЭВРИСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ..................... 42
3.1  Ю.П. Холюшкин, Е.Е. Витяев, В.С. Костин, В.В. Мартынович. 
     Экскурс в технологию формирования подходов к 
     интеллектуальному анализу данных .......................... 42
     3.1.1  Что такое Data-Mining? ............................. 42
     3.1.2  Уровни извлекаемых знаний .......................... 42
     3.1.3  Технологии «сверху-вниз» и технологии «снизу-
            вверх» ............................................. 43
     3.1.4  Задачи Data Mining ................................. 44
3.2  Классы систем Data Mining ................................. 46
     3.2.1  Распознавание образов .............................. 47
     3.2.2  Визуализация ....................................... 47
     3.2.3  Экспертные системы ................................. 49
     3.2.4  Хранилища данных ................................... 49
     3.2.5  Нейронные сети ..................................... 51
3.3  Построение модели интеллектуального анализа данных ........ 51
     3.3.1  Постановка задачи .................................. 51
     3.3.2  Подготовка данных .................................. 53
     3.3.3  Просмотр данных .................................... 55
     3.3.4  Построение моделей ................................. 56
     3.3.1  Исследование и проверка моделей .................... 56
3.4  В.С. Костин, Ю.П. Холюшкин. Алгоритмы анализа структуры в
     анализе археологических данных ............................ 56
     3.4.1  Процедура выявления структуры таблицы .............. 57
     3.4.2  Упорядочение строк и столбцов ...................... 57
     3.4.3  Разбиение таблицы на связные области ............... 58
     3.4.4  Методы группирования и кластерного анализа - для 
            выделения кластеров и типов объектов ............... 60
     3.4.5  Метод повторной выборки с возвращением ............. 61
     3.4.6  Сравнение классификаций ............................ 63
     3.4.7  Построение обобщенной классификации ................ 64

ГЛАВА IV. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ ........................... 66
4.1  Общая теоретическая антропология .......................... 66
4.2  Ю.П. Холюшкин, В.М. Кулемзин. Историография 
     этнографической науки ..................................... 67
     4.2.1  Конференции ........................................ 73
     4.2.2  Биографический подход .............................. 74
     4.2.3  Научные обзоры ..................................... 74
     4.2.4  Аналитические источниковые публикации .............. 75
     4.2.5  Организационные характеристики науки ............... 75
4.3  Научные школы ............................................. 75
     4.3.1  Ю.П. Холюшкин. Критерии оценки научных школ ........ 75
     4.3.2  Ю.П. Холюшкин. Фазы формирования научных школ ...... 76
     4.3.3  Ю.П. Холюшкин, А.Ф. Фелингер. Иркутская научная
            школа .............................................. 77
     4.3.4  Ю.П. Холюшкин, В.С. Костин. Незримые колледжи ...... 82
     4.3.5  Ю.П. Холюшкин, В.М. Кулемзин. Методы исследования .. 86
4.4  Научные кадры ............................................. 87
     4.4.1  Ю.П. Холюшкин. Воспроизводство научных кадров ...... 88
     4.4.2  Ю.П. Холюшкин. Использование научных кадров ........ 89
     4.4.3  Ю.П. Холюшкин. Аттестация научных кадров ........... 90
     4.4.4  Ю.П. Холюшкин. Мотивация ........................... 90
     4.4.5  Ю.П. Холюшкин. Вклад ............................... 91
     4.4.6  Ю.П. Холюшкин. Оценка .............................. 91
     4.4.7  Ю.П. Холюшкин. Признание ........................... 91
     4.4.8  Ю.П. Холюшкин. Карьера ............................. 92
4.5  В.С.Костин, Ю.П.Холюшкин. Вероятностная модель движения
     научных кадров (на примере 4-х Институтов РАН) ............ 92

ГЛАВА V. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНКИ НАУЧНОГО РЕЗУЛЬТАТА ...... 97
5.1  Ю.П. Холюшкин. Экспертное науковедение .................... 97
     5.1.1  Ю.П. Холюшкин. Виды экспертных оценок научного 
            результата ......................................... 98
     5.1.2  Ю.П.Холюшкин. Рецензия ............................ 100
     5.1.3  Ю.П. Холлюшкин. Цитирование ....................... 102
     5.1.4  В.С. Костин, Ю.П. Холюшкин. Обзор критериев оценки
            научной деятельности .............................. 102
5.2  Ю.П.Холюшкин. Классификация цитирования .................. 108
     5.2.1  Ю.П. Холюшкин, В.С. Костин. Взаимоцитирование ..... 109
     5.2.2  Ю.П. Холюшкин. Дифференцированный показатель 
            цитирования ....................................... 114
     5.2.3  Ю.П. Холюшкин. Публикационное науковедение ........ 117
5.3  Ю.П. Холюшкин. Науковедение археологических открытий ..... 120
5.4  Ю.П. Холюшкин, Е.Д. Гражданников. Оценочный критериальный 
     подход ................................................... 121
5.5  Ю.П.Холюшкин. Теория развития археологического знания .... 125

ГЛАВА VI. АНАЛИТИКА БИБЛИОТЕЧНОГО ВЕБ-ПРОСТРАНСТВА ............ 128
6.1  С.Ю. Комаров. «Позитивный» и «негативный» внешний 
     трафик из социальных сетей к сайтам научных библиотек: 
     анализ доступов к сайту Отделения ГПНТБ СО РАН 
     (2014-2017 гг) ........................................... 128
6.2  С.К. Канн. Веб-цитирование ресурсов библиотечного сайта 
     как фактор развития научно-образовательной коммуникации .. 134
     6.2.1  Новая роль библиотек в управлении знаниями ........ 134
     6.2.2  Формирование композитного библиотечно-
            информационного пространства ...................... 135
     6.2.3  Задачи изучения веб-цитирования библиотечных 
            ресурсов .......................................... 136
     6.2.4  Инструменты оценки ссылочной массы ................ 137
     6.2.5  Итоги проведенного исследования ................... 141
     6.2.6  Заключение ........................................ 143
Приложение. Основные индикаторы развития (веб-метрики)
     центральных и региональных библиотечных сайтов России 
     за 2015-2017 гг. ......................................... 144
ЛИТЕРАТУРА .................................................... 151

В последние десятилетия XX в., когда занятие наукой стало достаточно массовым явлением, все более настоятельным требованием времени становится необходимость разработки системных подходов для создания системных тезаурусов и оценки вклада ученых с помощью качественных методов, характеризующих научную деятельность и не зависящих от каких-либо субъективных факторов. Особую важность приобретает объективная оценка, когда речь идет о "знаках отличия" отдельного ученого или научного коллектива. Механизму такой оценки и посвящена монография.
Выпуск рассчитан на археологов, историков, этнографов, психологов, библиотечных работников и на широкий круг исследователей, интересующихся информационными технологиями в гуманитарных науках.


Архив поступлений новой литературы | Отечественные поступления | Иностранные поступления
 

[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  © 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН  

Документ изменен: Wed Feb 27 14:30:12 2019 Размер: 16,336 bytes.
Посещение N 1315 c 27.03.2018