Предисловие ..................................................... 5
Вопрос 1. Будет ли открыта тайна рождения замысла реформы? ...... 7
1.1. Характеристика реформы ..................................... 7
1.2. Декларации про цели реформы заставляют усомниться ......... 11
1.3. Где источник реформы, кто изначальный заказчик? ........... 13
1.4. Схема управления фундаментальной наукой. Сразу три
процесса реформирования ................................... 15
1.5. Бывшие преимущества старой модели РАН. Потеря
институтов - главная потеря ............................... 15
1.6. Ученые не понимают смысл и цель реформы. Догадки про
подлинные причины реформы ................................. 17
Вопрос 2. Понимают ли чиновники ученых? ........................ 23
2.1. Программы фундаментальных исследований .................... 23
2.2. «Методические рекомендации по формированию
государственного задания научным организациям» - платить
лучшим за счет худших. Превратить базовое финансирование
в конкурсное? Поддержать точечно наиболее эффективных?
Ограниченная польза фантов................................. 24
2.3. Противоречие в исполнении двух разных «майских» Указов .... 35
2.4. Деление на категории ...................................... 37
2.5. О Фондах .................................................. 39
2.6. Наукометрия - плюсы и минусы .............................. 40
Вопрос 3. Понимают ли чиновники, почему российская
фундаментальная наука выжила в последние четверть века? ........ 42
3.1. Отношение к пожилым ученым ................................ 42
Вопрос 4. Про приоритеты, «эффективность» и отдачу для
экономики ...................................................... 44
4.1. «Больше отдачи от науки!» ................................. 44
4.2. Нет механизмов заказа от промышленности ................... 45
4.3. О приоритетах в науке ..................................... 47
4.4. Фундаментальную науку нельзя обвинять в том, что она не
передает результаты в прикладные сферы - нет защиты
интеллектуальной собственности ............................ 50
4.5. Как повысить эффективность и результативность с точки
зрения ученых ............................................. 51
Вопрос 5. Про стиль работы чиновников .......................... 52
5.1. Административная деятельность ФАНО ........................ 52
5.2. Вокруг реструктуризации. Руководство ФАНО о целях,
задачах и особенностях проведения реструктуризации.
Обсуждение темы реструктуризации .......................... 53
5.1. Стиль «эффективных менеджеров»: ничего не умеют, кроме
бюрократии; все силы уходят на контроль, а не на дело;
непонимание можно закрыть только валом бумаг; рождение
удивительных по смыслу циркуляров; настойчивость, не
зависящая от результатов; жесткость и даже нажим
по отношению к подведомственным ........................... 72
5.4. Чем должно управлять ФАНО - хозяйственными вопросами или
наукой? Попытки обойтись без Президиума РАН. Как
происходит согласование РАН и ФАНО? ....................... 76
Вопрос 6. Каков завтрашний день реформы? ....................... 83
6.1. Сопротивление реформе активной части научного сообщества
дало результат ............................................ 83
6.2. ФАНО сдвигает РАН: попытки заменить Президиум РАН - НКС.
Взаимодействие РАН-ФАНО, «два ключа» ...................... 84
6.3. Академия теряет свой научный статус и назначение. Кто
отвечает за фундаментальные исследования? ................. 87
6.4. Роль директора института - он ученый или подчиненный
администратор? ............................................ 88
6.5. Теряется координация институтов, ухудшается атмосфера в
научном сообществе, оно раскалывается, где-то
сопротивление ФАНО есть, а где-то нет ..................... 89
6.6. Вероятен ли конец академической науки в России? По
Ливанову: это, оказывается только начало реформирования.
Или, все-таки, «ликвидация»? Реформа РАН - ошибка или
продолжение неведомой нам стратегии? ...................... 90
Вопрос 7. Прекратится ли разрушительное недофинансирование
науки? ......................................................... 94
7.1. Госрасходы на науку - цифры и факты. Зарплата научных
сотрудников. Бюджетных средств не хватает на самое
необходимое ............................................... 94
Вопрос 8. Кто будет в ответе? ................................. 100
8.1. Фундаментальная наука сегодня - возрастной состав.
Молодежь в науке. Научная школа - разрыв поколений?
Потеря инженерного персонала ............................. 100
8.2. Есть ли перспектива массового отъезда за рубеж? .......... 102
Вопрос 9. Что в интересах государства? ........................ 104
9.1. Положение российской науки в мире, факты отставания. Но
наше первенство еще не ушло .............................. 105
9.2. Невыгодность науки для текущих нужд, но не для стратегии
государства .............................................. 107
9.3. Единой научно-технологической, инновационной политики -
нет ...................................................... 108
9.4. Стратегия есть - подчинение страны финансистам.
Либеральный курс неучастия государства провалился.
Перейдем к Госплану? ..................................... 109
9.5. Новые требования политического момента
(импортозамещение и др.) - но где перемены в реформе? .... 111
Вопрос 10. Будет ли восстановлен аналог ГКНТ? ................. 116
Вопрос 11. Каков правильный курс РАН? ......................... 119
Список использованных статей .................................. 127
|