Послание Генерального директора ЮНЕСКО Ирины Боковой по случаю
Всемирного дня философии 19 ноября 2015 года ................... 14
1 Философско-эпистемологические основания интеллектуальной
культуры ....................................................... 16
1.1 Интеллектуальная культура и интеллектуальный капитал
социума как объект междисциплинарного исследования ............. 16
A.А. Лазаревич. Республиканский центр фундаментальной и
практической философии - перспективный кластер по изучению
и развитию интеллектуальной культуры Беларуси .................. 16
B.А. Салеев. Концепт "интеллект " в ареале культуры ............ 19
Т.И. Адуло. Человеческий капитал и интеллектуальный капитал
как агенты социальной динамики ................................. 22
В.А. Ильганаева. Интеллектуальный капитал в контексте
расширения методологического поля исследований знания .......... 26
Е.А. Нестерук. Интеллектуальный капитал как фактор реализации
человеческого потенциала в современных научных знаниях ......... 28
И.О. Яблочникова, С.Л. Яблочников. К вопросу оценки
успешности действий по формированию интеллектуального
капитала общества .............................................. 30
Cornelia Neagu. Capitalul Intelectual: Realitдfi, Potential,
Perspective .................................................... 31
В.К. Степанюк. Интеллектуальный потенциал субъектов и
объектов управления современным обществом ...................... 34
В.Н. Семёнова. К вопросу о роли интеллектуального капитала в
эпоху "нового Средневековья" ................................... 36
Ю.В. Дедолко. Комплементарное взаимодействие экономического,
интеллектуального и социального капиталов как фактор научно-
технического и социального прогресса ........................... 38
В.А. Костенич. Интеллектуальная культура и смысловые
измерения духовных вертикалей .................................. 40
A.Ю. Дудчик. Понятия "трансфер" и "рецепция" в изучении
интеллектуальной культуры ...................................... 42
1.2 Философско-методологические аспекты динамики
интеллектуальной культуры ...................................... 44
Д.И. Широканов. Интеллектуальный потенциал синтеза
категориальных структур ........................................ 44
Б.М. Лепешко. Трансформация методологических систем:
сущность и альтернативы ........................................ 46
B.И. Чуешов. Аргументологическая диалектика и экспертиза ....... 48
В.Ф. Берков. О критериях истинности в историографии ............ 50
И.Д. Денисенко. Проблемное поле современных знаний:
в поисках адекватных методологических оснований исследования ... 51
А.В. Титов. Проблема формализации знаний в задаче
моделирования процессов управления и прогнозирования развития
сложных объектов ............................................... 53
А.Н. Спасков. Ключевая роль времени в решении фундаментальных
проблем постнеклассической науки ............................... 55
А.Е. Михайлов. Принцип детерминизма в методологии глобального
прогнозирования ................................................ 57
О.В. Новикова. Конструктивный характер социальной реальности
как проблема социальной эпистемологии .......................... 59
Л.М. Злотникова. Невежество как предмет мульдисциплинарного
исследования ................................................... 61
1.3 Статус философии и социально-гуманитарного знания в
интеллектуальной культуре современности ........................ 63
A.И. Зеченков. Амбивалентный статус философии в культуре
постсовременности .............................................. 63
B.В. Позняков. Организационные структуры современной
гуманитаристики ................................................ 65
Р.С. Сартаева. О значении философских исследований в эпоху
современных социокультурных трансформаций ...................... 69
Ю.П. Середа. Социогуманитарное знание как стратегический
ресурс развития интеллектуальной культуры: проблемы и
перспективы .................................................... 71
А.А. Карпенко. Противоречия специализации философского
познания ....................................................... 73
Н.Г. Севостьянова. Освоение философских источников как
образовательный ресурс управления знаниями ..................... 75
H.С. Ильюшенко. Роль и функции практики философского
консультирования в обществе, основанном на знании .............. 76
М.Б. Завадский. "Философское кафе" как инструмент
интеллектуальной культуры ...................................... 78
Л.Е. Лойко. Традиции интеллектуальной культуры и
преемственность научной деятельности ........................... 81
А.А. Спектор. Роль фундаментальной науки в современном мире .... 82
1.4 Специфика интеллектуальной культуры в обществе,
основанном на знании ........................................... 84
A.И. Сыкало. Переход к новому цивилизационному формату:
утопия или реальность? ......................................... 84
Е.В. Беляева. Что такое знание в "обществе, основанном на
знаниях" ....................................................... 86
О.П. Пунченко. Современные информационные технологии как
отражение конструктивной функции интеллекта .................... 88
B.А. Еровенко. Философия искусственного интеллекта в
контексте интеллектуальной компетентности и интеллектуально-
математического творчества ..................................... 90
C.Г. Новиков. Формирование ценностно-мировоззренческих
ориентиров "общества знания" в России и Беларуси в контексте
исторического опыта середины XX в. ............................. 92
Н.И. Мушинский. Развитие общества знания в Беларуси как
этико-философская проблема справедливости ...................... 94
И.И. Дыдышко. Вехи раскрепощения технического интеллекта
человечества ................................................... 96
Т.М. Смоликова. Технологии и человек в симбиозе развития ....... 97
H.В. Коноваленко. Специфика информационно-коммуникативного
аспекта развития современной философии управления как отрасли
научного знания ................................................ 99
И.Б. Михеева. Консультационно-экспертное знание в системе
интеллектуальной культуры ..................................... 101
М.А. Дедюлина. Popular Science и экспертное знание в мире
технологий .................................................... 103
В.А. Иноземцев, И.В. Иноземцев. Экспертное знание в системах
искусственного интеллекта ..................................... 105
Д.В. Сергеев. Теория прагмасемантического поведения как
эпистемологическая основа изучения культурных текстов
постиндустриального общества .................................. 107
И.И. Таркан. Медиасфера в обществе знаний ..................... 108
1.5 Социально-антропологическое измерение современной
интеллектуальной культуры ..................................... 110
Я.С. Яскевич. Гибкость и креативность как интеллектуальный
ресурс развития современного сетевого общества ................ 110
S. Ciumac. The Human Potential of the Contemporary Society:
Issues and Trends ............................................. 113
B.А. Максимович. Личность как созидающий субъект культурной
традиции ...................................................... 114
C.В. Воробьёва. Критическое мышление как моделирование
личностной эпистемологии ...................................... 117
С.А. Манилкина. Феномен самоопределения личности как ресурс
развития интеллектуальной культуры ............................ 118
Н.Н. Струнина. Ценностные приоритеты в контексте личностной
идентичности .................................................. 120
Н.В. Михайлова. Об интеллектуальном достоинстве в филоcофских
размышлениях Блеза Паскаля и сущности математического
мышления ...................................................... 122
О.А. Левко. Фактор времени в развитии интеллектуальной
культуры личности и его проявление в познании и образовании ... 124
М.В. Анцыповiч. Карэляцыя гуманiстычнага i iнтэлектуальнага ... 127
В.А. Карпиевич. Человеческий ресурс и пути его формирования ... 130
Г.И. Касперович. Эмоциональный интеллект в системе
современной интеллектуальной культуры ......................... 132
С.М. Алейникова. Конституционные ценности в интеллектуальной
культуре государственных служащих Республики Беларусь ......... 133
И.В. Воробьёва. Механизмы формирования профессиональной
культуры специалистов сферы туризма и гостеприимства .......... 136
2 Управление знаниями и инновационная деятельность в
контексте процессов социально-экономической модернизации ...... 138
2.1 Управление знаниями: наука, технологии, практика ......... 138
Е.М. Бабосов. Использование теории сложности в управлении
знаниями ...................................................... 138
В.В. Цепкало, В.П. Старжинский. Интеллектуальный ресурс и
модернизация .................................................. 141
Е.С. Лученкова. Управление знаниями в условиях социально-
экономической модернизации: акмеологические основания ......... 143
Е.А. Ротмирова. Особенности освоения культуры управления
познанием ..................................................... 144
Л.А. Парфёнова. Институционально-организационные принципы
государственного управления знаниями как выражение
интеллектуальной культуры страны .............................. 147
В.С. Кулик, С.Б. Савелова. Систематизация знаний - основа
проектирования организационных систем менеджмента знаний ...... 149
Т.Е. Титовец. Сущность и методы управления знаниями в
организации ................................................... 151
A.В. Комаровский. Интеллектуальный капитал потребителей как
основа интеллектуального капитала современной фирмы ........... 152
B.Г. Реут, О.В. Семашко. Управление знаниями в системе
повышения квалификации руководящих кадров и переподготовки
менеджеров в сфере образования ................................ 154
2.2 Инновационные императивы трансформации научно-
технической сферы общества .................................... 156
A.И. Лойко. Институциональный эволюционизм управленческих
практик в области науки ....................................... 156
Л.Н. Нехорошева, Е.Г. Милоста. Методы оценки коммерческого
потенциала научно-технических разработок ...................... 158
B.К. Лукашевич. Инновационное пространство как форма
реализации праксеологического потенциала интеллектуальной
культуры ...................................................... 160
И.К. Русанду. Инновация в структуре устойчивого развития ...... 163
Н.С. Щёкин. "Новация" и "инновация" как социально-
философский феномен ........................................... 165
Marius Bulearca. Scientific Traditions and Innovative
Measure in the Current Economic Studies ....................... 166
О.А. Наумович. Перспективные направления развития
интеллектуального ресурса в инновационной экономике ........... 169
М.М. Урбан. Инновационная деятельность в Республике
Беларусь: кадры, финансирование, результативность ............. 170
B.Г. Циватый. Новая роль институционального образования,
науки и знаний в условиях глобализированного мира: политико-
дипломатический и философский аспекты (взгляд из Украины) ..... 172
П.Г. Давидов. Вызовы "общества знаний" для Украины:
образование, наука и реформы .................................. 174
2.3 Интеллектуальный капитал белорусского общества в
проекции на кадровый потенциал отечественной науки ............ 176
Е.В. Шухно. Ценностный компонент организационной культуры
научного учреждения как фактор роста интеллектуального
капитала ...................................................... 176
Прот. Александр Шимбалев. Духовно-нравственные основы
научной деятельности .......................................... 178
C.А. Мякчило. Кластерные приоритеты модернизации научной
сферы в Республике Беларусь ................................... 180
Э.М. Щурок. Особенности подготовки научных кадров высшей
квалификации в организациях HAH Беларуси ...................... 182
С.А. Пушкевич. Миграционная активность молодых ученых HAH
Беларуси: социологический анализ .............................. 185
Т.А. Антонова. Женщины-ученые как составная часть
интеллектуального капитала Беларуси ........................... 187
A.П. Соловей. Трудности и барьеры построения научной карьеры
женщины как фактор сдерживания роста интеллектуального
капитала науки ................................................ 189
2.4 Модернизация общества как культурно-этический феномен .... 191
Н.Н. Жоголь. Духовно-нравственные ценности как основа
гуманистического потенциала модернизации ...................... 191
Л.В. Вонсович. Духовно-нравственные ценности белорусского
народа как основа модернизационных процессов в Республике
Беларусь ...................................................... 193
О.А. Павловская. Проблема морального фактора в условиях
становления информационной цивилизации ........................ 195
И.Ф. Габрусь. Внешний активизм и "внутреннее делание"
(недоброкачественный перекос современной культуры) ............ 199
B.В. Богаченко. Язык как интеллектуальный семиотический
"мем" образования и ценностно-духовный ресурс современного
общества ...................................................... 201
К.О. Губич. Трансформация семьи в эпоху глобализации и
проблема сохранения духовно-нравственного потенциала
национальных культурных традиций .............................. 203
М.Я. Мацевич, В.В. Валейтёнок. "Праздность" как оптическое
свойство человека ............................................. 205
Л.И. Лукьянова. Культура богатства и успешности как
индикатор духовного неблагополучия современного общества ...... 207
Г.В. Косых. Зарождение нравственности и морали в процессе
первобытного общественного мироустройства ..................... 209
C.П. Жукова. Современная прикладная этика: предмет и
структура ..................................................... 210
2.5 Социально-экологические аспекты модернирационного
процесса ...................................................... 212
П.А. Водопьянов. Ноосферное будущее в условиях экологической
нестабильности ................................................ 212
А.Д. Урсул, Т.А. Урсул. Проблема социальной безопасности в
ситуации неустойчивого развития ............................... 214
Н.О. Сиротко. Духовность в контексте устойчивого развития ..... 215
Н.Е. Захарова. Национально-культурный и цивилизационный
аспект социоприродной практики ................................ 217
А.С. Червинский. Философия и формирование концептуально-
категориального аппарата социальной экологии .................. 220
А.Г. Злотников. Интеллектуальный капитал в демографических
процессах ..................................................... 221
Д.Г. Доброродний. Проблема взаимосвязи экологических и
демографических факторов социально-экономической
модернизации .................................................. 224
Manna Badileanu, Cristian Sima. Complexitatea Cercetarilor
Socioeconomice si Politice - Studiu de Caz: Rolul Energiei
Regenerabile in Politica Energetica Europeana ................. 226
H.А. Степаненко. Становление биоэтики как важнейшее
направление современной интеллектуальной культуры ............. 229
П.Ю. Молчанов. Ценностно-мировоззренческие основы
трансгуманизма ................................................ 230
3 Система образования - базовый институт воспроизводства и
роста интеллектуальной культуры ............................... 233
3.1 Образование для общества XXI века: философская парадигма
и перспективные модели ........................................ 233
А.В. Кузнецов, В.В. Кузнецов. Исторические стратегии
образования и современность ................................... 233
Б.А. Медведев. XXI век: проблема просвещения в гуманитарном
измерении ..................................................... 235
Н.Е. Шилина. Интеллектуализация высшего образования как новая
парадигма XXI столетия ........................................ 237
Л.С. Яковлев. Ориентация на требования экономики знаний как
базовый принцип современной системы образования ............... 240
B.И. Каравкин. Гуманистическая сущность и процесс
образования в обществе, основанном на знаниях ................. 242
C.А. Заветный, А.С. Пономарев. Нравственные аспекты
философии образования в обществе знаний ....................... 244
А.И. Сытник. Человекоцентризм в философии образования: к
постановке проблемы ........................................... 240
A.В. Ляпанов. Модернизация общества через реформирование
системы образования в России .................................. 246
Ю.Л. Загуменнов. Проблемы совершенствования образовательной
политики в условиях международной интеграции .................. 248
С.Г. Масько, П.С. Крючек. Парадигмы образования и модели
профориентации: тенденции взаимосвязи ......................... 250
И.В. Челышева. Тенденции и перспективы непрерывного
образования средствами и на материале медиакультуры ........... 251
Е.Ю. Гуртовая, А.А. Гуртовой. Тьюторское сопровождение и его
роль в реализации принципа образования через всю жизнь ........ 253
3.2 Инновационное обеспечение высшего образования:
теоретико-методологические аспекты ............................ 255
B.А. Клименко, А.А. Клименко. Развитие университетского
инновационного образования как основа формирования
интеллектуального капитала общества ........................... 255
Н.И. Мицкевич. Квалиметрические характеристики высшего
образования ................................................... 257
В.В. Гуринович, М.С. Керимова. Инновационный подход
к преподаванию в развитии интеллектуальных способностей
студентов ..................................................... 259
Е.Ю. Микк. Теоретико-методологические аспекты модернизации и
интеграционных процессов в области образования ................ 261
Н.Ф. Гребень. К проблеме интеллектуального развития
студенческой молодежи ......................................... 263
В.И. Огородник, И.С. Огородник. Студенческая наука в системе
высшего образования ........................................... 265
Ф.И. Храмцова. Образовательный кластер "гимназия-вуз-наука"
как механизм академической и социальной мобильности учащейся
и студенческой молодежи ....................................... 266
Н.Г. Кембровская, И.А. Капуцкая. Фундаментальные
естественнонаучные концепции - необходимый элемент высшего
образования ................................................... 268
И.М. Ратникова. Компетентностный подход как методологическая
основа современной образовательной модели высшей школы ........ 270
Д.В. Полежаев. Философско-методологические основания
компетентностно-ориентированного подхода: категориально-
понятийный аспект ............................................. 271
3.Г. Рудёнок. Культурная компетентность личности как
социопсихологический конструкт ................................ 274
О.А. Велько, М.В. Мартон. Роль математического образования
в формировании культуры мышления студентов социально-
гуманитарных специальностей ................................... 275
В.А. Еровенко, Я.Д. Александрович. Социальное и
математическое интеллектуальное развитие в коммуникативном
взаимодействии: феномен "встречи" преподавателя и студента .... 276
Ф.С. Приходько. О влиянии информационных технологий в
образовательном процессе на формирование интеллектуальной
культуры обучающихся .......................................... 278
Г.Ф. Вечорко. Проблема управления самостоятельной работой
студентов в процессе информатизации социально-гуманитарного
образования ................................................... 280
3.3 Судьбы социально-гуманитарного образования в
трансформирующемся социуме .................................... 282
И.Н. Воронович. Реформирование гуманитарного образования:
проблемы и перспективы ........................................ 282
А.Л. Айзенштадт. Социально-гуманитарные дисциплины и
Болонский процесс ............................................. 284
А.А. Легчилин, В.С. Сайганова. Специфика научно-
исследовательской работы студентов на факультете философии и
социальных наук Белгосуниверситета ............................ 286
В.Т. Новиков. "Интегрированный модуль" как симулякр
философского образования ...................................... 289
Е.В. Папченко. Философский компонент современного
образования: аксиологический аспект ........................... 291
B.С. Щур, В.В. Ивчик. Гуманитарное знание в развитии
интеллектуальной культуры будущего специалиста-аграрника ...... 292
3.4 Воспитательная деятельность как условие формирования
ценностного каркаса интеллектуальной культуры ................. 294
И.В. Сабирзянова. Ценностная составляющая в системе
современного образования ...................................... 294
Т.В. Мамченко. Интеллектуальная культура как показатель
психологического здоровья семьи ............................... 296
C.Ю. Шалова. Влияние современных ценностей образования на
формирование интеллектуальной культуры субъектов
образовательного процесса ..................................... 298
О.В. Бессчетнова. Духовно-нравственные ценности в системе
образования современной молодежи в условиях социально-
экономической модернизации .................................... 300
Л.И. Кобышева. Духовно-нравственное самоопределение личности
в вузовском образовании ....................................... 302
И.А. Грошева, И.Л. Грошев, Л.И. Грошева. Воспитательная
работа как условие формирования интеллектуальной культуры
молодежи ...................................................... 304
М.Б. Горбунова. Социально-личностное развитие учащихся в
условиях образовательной среды: духовно-нравственный аспект ... 306
М.А. Курилович. Диалог как духовно-нравственная ценность и
воспитательный ресурс модернизации образовательного процесса .. 308
Е.А. Круподеря. Идеи свободного воспитания в формировании
гуманистических образовательных парадигм ...................... 309
С.В. Кирпич. Профессиональная подготовка специалистов и
духовно-нравственное развитие личности в контексте
интеллектуальной культуры ..................................... 311
М.С. Ковалевич. Профессионально-ценностное самоопределение и
самореализация студенческой молодежи как источник
формирования ценностно-мировоззренческих ориентиров общества .. 313
А.В. Калашникова. Организация культурно-досуговой
деятельности: предпочтения студенческой молодежи .............. 315
О.Л. Лойко. Культура здорового образа жизни в системе
ценностей студентов педагогического университета .............. 318
О.Р. Чугрина. Поликультурное образование как ресурс
воспитания толерантности в межэтническом общении .............. 319
О.В. Шубаро. Ценностные ориентации студентов БГУ ............. 321
3.5 Начальное и среднее образование - фундамент
интеллектуальной культуры ..................................... 324
A.В. Савинова. Познавательная игра как средство формирования
интеллектуальной культуры у детей ............................. 324
М.Б. Полещук. Активизация познавательной деятельности
учащихся на уроках обществоведения посредством тестовых
заданий ....................................................... 326
С.В. Шиманович. Формирование умений решать тестовые задания
в начальной школе ............................................. 327
B.Л. Горовец. Использование аутентичных видеоматериалов как
эффективное средство развития коммуникативной компетенции на
уроках английского языка ...................................... 329
Е.К. Ситько. Сочетание проблемного обучения и групповой
формы работы на уроках биологии как эффективное средство
формирования познавательного интереса учащихся ................ 331
3.6 Личностные и профессиональные компетенции педагога
средней и высшей школы ........................................ 333
М.И. Вишневский. Об интеллектуальной культуре современного
педагога-обществоведа 333
А.С. Баранова. Формирование интеллектуальной культуры будущего
педагога ...................................................... 335
A.И. Филиппов. Теоретические аспекты социальной
капитализации преподавателей высшего профессионального
образования ................................................... 337
И.Б. Савелова. Поликультурная компетентность педагога -
условие полноценного диалога в системе непрерывного
образования ................................................... 339
Н.И. Туровец. Духовно-нравственный потенциал личности
будущего учителя как фундамент национальной интеллектуальной
культуры ...................................................... 341
Ф.И. Храмцоеа, М.А. Ерофеева. Профессиональная готовность
студентов к гендерному воспитанию школьников в контексте
парадигмы образования через всю жизнь ......................... 343
B.И. Вязгина. Профессиональная проба - эффективная форма
осознанного выбора профессии .................................. 345
3.7 Роль художественного образования и воспитания в
формировании интеллектуальной культуры ........................ 347
Т.Д. Скуднова. А.П. Чехов о духовно-нравственном
воспитании человека ........................................... 347
У.Л. Аляксандраў. Адукацыйная мадэль у творчасцi Андрэева ..... 349
М.Л. Кузьмiнiч. Цэласнасць сiстэмы музычнай адукацыi як умова
эфектыўнасцi яе функцыянавання ................................ 351
Е.А. Цымбалюк. Природа учебной музыкальной деятельности в
парадигме художественного образования через всю жизнь ......... 353
Т.В. Уколова. Киноклуб как метод продвижения идеалов спорта
и здорового образа жизни ...................................... 355
4 Национальная культура и социально-экономические аспекты
динамики интеллектуального капитала е эпоху глобализации ...... 458
4.1 Духовно-культурная традиция: сущность и социосозидающий
потенциал ..................................................... 358
А.И. Осипов. Культурно-историческая традиция как
легитимирующий фактор социальных трансформаций ................ 358
Э.И. Рудковский. Культурный код нации как духовный ресурс
модернизации ............................................ 360
И.Н. Колядко. Интеллектуальная традиция в контексте
социокультурных трансформаций ................................. 361
A.И. Левко. Рациональные и иррациональные составляющие
интеллектуальной культуры белорусов и роль знаний в ее
развитии ...................................................... 364
B.В. Анохина. Медиатизация интеллектуального поля
национальных культур: вызовы глобализации ..................... 370
А.П. Мядель. Аксиологический потенциал национальной
идентичности в контексте глобализации: проблема определения ... 372
Г.Ж. Джуманова. Укрепление национальной идентичности как
воспитательный ресурс модернизации ............................ 374
О.И. Давыдик. Методологические аспекты модернизации
национального самосознания: поиск парадигмальных оснований .... 376
Бася Никифорова. Параметры измерения культурного
пространства литовско-белорусского пограничья ................. 378
М.А. Слемнев. Ценностно-ориентирующие функции исторического
сознания: контекст белорусско-российского приграничья ......... 381
А.М. Салимов, Ю.В. Пайгунова, Н.А. Пайгунов. Историко-
культурное наследие славянских народов как часть
ментальности современной российской и сербской молодежи ....... 383
Анжелика Ленсмент. Феномен этнокультурной идентичности и
снижение пассионарности русского этноса в современном
эстонском обществе ............................................ 385
О.К. Радова. Исторические аспекты культурогенеза гагаузов ..... 388
Н.А. Никонович. Современная культурная антропология:
типология культур М. Мид ...................................... 389
Д.М. Зайцев. К вопросу о значении знания и интеллекта в
традиции паломничества ........................................ 390
А.С. Цмыг. Комплексный подход в исследовании старообрядчества .. 393
Р.А. Саберов, P.В. Шиженский. К вопросу о преемственности
организации автохтонного религиозного культа мари в
XVIII-XXI вв. ................................................. 395
4.2 Интеллектуальная культура в зеркале истории философской
мысли Запада и Востока ........................................ 397
А.В. Филиппович. Мировоззренческие и социально-политические
итоги Модерна ................................................. 397
А.В. Барковская. Христианские ценности в контексте русского
космизма ...................................................... 399
Е.A. Tимощук. Национальное в феноменологии культуры (на
примере львовско-варшавской школы философии) .................. 401
Д.В. Малахов. Аксиология "онтологической дифференции"
Хайдеггера в свете диалектики категорий бытия и небытия ....... 402
Э.И. Чухрай. Омонимическая природа термина "смысл жизни"
(критический анализ концепции Теддеуса Метса) ................. 405
И.Д. Кулаков. Социальные воззрения сторонников марксизма
XIX в. (к 195-летию со дня рождения Ф. Энгельса) .............. 407
Ю.О. Азарова. Марксистские импликации критики капитализма
в философии Ж. Делеза и Ф. Гваттари ........................... 409
А.М. Цвер. История национального военного образования как
предмет научных исследований в современной Польше ............. 411
М.А. Сонгаль. Осмысление альтернатив развития
постсоветского пространства в социальной философии
А.А. Зиновьева ................................................ 413
4.3 Актуальные проблемы историко-философских исследований
в Республике Беларусь ......................................... 414
A.А. Падалiнская. Метадалагiчныя аспекты вывучэння проблемы
рэцэпцыi фiласофскiх iдэй Антычнасцi ў пiсьмовых крынiцах
Вялiкага княства Лiтоўскага ................................... 414
С.I. Санько. Слав. svĕtъ 1) 'lux', 2) 'mundus' у святле
архаiчных уяўленняў аб прыродзе зроку ......................... 416
Д.А. Смалякоў. Палемiка вакол пытання адукацыi ў палемiчнай
лiтаратуры Беларуci канца XVI - першай половы XVII ст. ........ 419
B.К. Игнатов. Философская культура XVII столетия в Великом
княжестве Литовском ........................................... 421
И.И. Лещинская. Рецепция идей западноевропейского
Просвещения в интеллектуальном пространстве Беларуси второй
половины XVIII века ........................................... 422
3.Л. Малиновская. Формирование интеллигенции БССР в 1920-
30-е гг. как исследовательская проблема: обзор белорусской
историографии (1950-80-е гг.) ................................. 425
В.В. Надольская. Документы Национального архивного фонда
Беларуси как составная часть интеллектуального капитала
общества ...................................................... 427
4.4 Политико-правовые и экономические аспекты динамики
интеллектуального капитала .................................... 429
Ч.С. Кирвель. Духовно-мировоззренческие основания
социально-политических практик ................................ 429
В.Н. Ватыль. Политологическое знание как экспертно-
аналитический ресурс модернизационной парадигмы государства:
белорусский конференциальный дискурс .......................... 431
Daniela Baleanu, Marina Badileanu. Dinamica Integrarii
Europene: Cercetari Socio-Economice ........................... 436
Victor Juc. Applied Aspects of Resolving the Geopolitical
Conflicts ..................................................... 439
А.Б. Демидов. Попытки применения понятия возможности в
фгпософии и теории права ...................................... 440
Е.В. Перепелица. Юридическая аксиология в эпоху секуляризации
права ......................................................... 442
А.Н. Шуман. Рефлексивная модель аргументирования в судебных
процессах ..................................................... 444
Victor Moraru. Fenomenul de Politico ar fi Spectacol Media .... 445
Т.А. Капитонова, В.А. Белокрылова, Ю.Ф. Никитина.
Историческая память: знания о прошлом в конструировании
будущего ...................................................... 446
Н.П. Шатохина. Влияние социальных коммуникаций на свободу в
современном обществе .......................................... 448
А.Л. Пушкин. Гражданская идентичность как объект
социологического исследования ................................. 450
Ц.Ц. Чойропов, Т.Ц. Чойропова. О становлении
институциональной среды для развития социологических
исследований (на примере Республики Бурятия) .................. 452
4.5 Эстетические основания и принципы современной
интеллектуальной культуры ..................................... 454
М.У. Мiкулiч. Духоўна-сацыяльныя каштоўнасцi беларусаў у паэзii
Макciма Танка ................................................. 454
Н.Л. Бахановiч. Польскамоўная проза Беларуci XIX стагоддзя ў
сучаснай навукова-адукацыйнай прасторы ........................ 456
Т.П. Барысюк. Наватарства ў сучасных беларуcкiх цвёрдых
формах i вidax верша .......................................... 458
И.Н. Нещерет. Философия человеческого общения в контексте
изучения афористических изо-текстовых композиций (по
материалам белорусской художественной традиции) ............... 460
Е.В. Скалацкая. Социально-философский анализ феномена моды:
эвристический потенциал ....................................... 464
|