ПРЕДИСЛОВИЕ ..................................................... 3
Модуль 1. НАУКОВЕДЕНИЕ В КАЗАХСТАНЕ ............................. 7
Лекция 1. ИСТОРИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ ............. 7
Мировая и советская история научной деятельности высшей школы ... 8
Казахстанский опыт научной деятельности высшей школы ........... 14
Периодизация развития науки Казахстана ......................... 19
Функции науки в обществе. Научно-исследовательская
деятельность и научные исследования ............................ 23
Типология научных исследований. Фундаментальные, прикладные
научные исследования и разработки .............................. 27
Лекция 2. РОЛЬ НАУКИ В СОВРЕМЕННОЙ МИРЕ ........................ 37
Основные направления развития науковедения ..................... 37
Основные этапы развития науки в философии науки ................ 39
История развития науки в Казахстане ............................ 45
Роль науки и наукоемких технологий в модернизации
современного общества. Жизненный цикл технологий, инноваций .... 56
Технологические уклады ......................................... 60
Инновационное развитие экономики Республики Казахстан .......... 63
Лекция 3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА КАЗАХСТАНСКОЙ НАУКИ
(проблемная лекция) ............................................ 78
Законодательство Республики Казахстан о науке. Закон
Республики Казахстан «О науке» ................................. 78
Гражданский кодекс Республики Казахстан о праве
интеллектуальной собственности. Патентный закон Республики
Казахстан ...................................................... 86
Объекты интеллектуальной собственности ......................... 87
Правила подачи заявок на объекты интеллектуальной
собственности в Республике Казахстан ........................... 91
Лекция 4. УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНЫМИ ИССЛЕДОВАНИЯМИ В РЕСПУБЛИКЕ
КАЗАХСТАН И ЗА РУБЕЖОМ ......................................... 95
Принципы и приоритеты государственной научно-технической
политики Республики Казахстан. Приоритеты в области
общественно-гуманитарных наук .................................. 95
Структура управления наукой в Республике Казахстан ............ 100
Законодательство, история, краткая характеристика состояния
науки в США, Японии, Франции, Германии, Великобритании,
России, Китая ................................................. 104
Лекция 5. МЕЖДУНАРОДНОЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО .. 113
Формы научно-технической кооперации и сотрудничества ученых
различных стран мира .......................................... 113
Научно-информационная деятельность по международным фондам и
грантам. Базы данных по международным фондам и программам ..... 106
Представительства международных фондов и организаций в
Казахстане .................................................... 116
Лекция 6. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ НАУЧНЫХ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
КАДРОВ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН И ЗА РУБЕЖОМ .................... 123
История возникновения и развития ученых степеней .............. 123
Организация системы подготовки научных и научно-
педагогических кадров в республике ............................ 128
Современная система и ступени подготовки научных кадров
в республике и развитых зарубежных странах .................... 131
Организация подготовки научных кадров в зарубежных странах:
Ph.D., Doctor of Science, Full Professor и др. ................ 136
Лекция 7. ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ НАУКИ ....................... 138
Общие закономерности развития науки ........................... 138
Законы роста, рассеяния и старения научной информации ......... 141
Лекция 8. МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА ............................................. 146
Структура научно-исследовательской культуры педагога .......... 146
Методологическая культура и компетенция педагога как
исследователя ................................................. 154
Лекция 9. ЭТИКА ПЕДАГОГА-УЧЕНОГО .............................. 164
Этика педагога-ученого ........................................ 164
Моральные нормы-регулятивы поведения педагога как ученого ..... 167
Морально-психологические проблемы взаимоотношений в научном
коллективе .................................................... 168
Кодекс научного работника, ученого-педагога ................... 171
Нормы и принципы научного этикета ............................. 175
Лекция 10. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ УЧЕНОГО И КОЛЛЕКТИВА УЧЕНЫХ .... 187
Творческая личность ученого. Особенности научной и
творческой деятельности ....................................... 187
Виды научных коллективов. Мотивация научных работников.
Оптимальный режим работы в научной организации ................ 191
Модуль 2. МЕТОДОЛОГИЯ КАК НАУКА О ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ....... 195
Лекция 11. ВИДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ СТРУКТУРА
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ВИДЫ ................................... 195
научно-педагогических исследований ............................ 195
Соответствие Классификатора специальностей Номенклатуре
научных специальностей ........................................ 199
Лекция 12. СПЕЦИФИКА МЕТОДОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ .................................................. 202
Специфика методологии педагогического исследования ............ 202
Классические и современные методологические принципы
педагогики .................................................... 212
Лекция 13. НАУЧНЫЙ АППАРАТ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
ИССЛЕДОВАНИЙ .................................................. 220
Методологический аппарат исследования ......................... 220
Методологические параметры исследования ....................... 225
Лекция 14. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ .................................................. 220
Лекция 15. РОЛЬ ГИПОТЕЗЫ В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ
ИССЛЕДОВАНИИ. ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ....... 225
Лекция 16. МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБЩАЯ
ХАРАКТЕРИСТИКА (с использованием метода мозгового штурма) ..... 234
Мозговой штурм «Методы исследований» .......................... 234
Понятие классификации методов. Критерии классификации.
Классификация и типология: общность и различие.
Традиционные классификации методов исследования ............... 235
Классификации методов педагогического исследования
по различным основаниям (по Ю.К. Бабанскому) .................. 237
Требования к отбору методов педагогического исследования ...... 238
Лекция 17. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ......................... 240
Виды педагогических эксперимента .............................. 240
Этапы проведения педагогического эксперимента ................. 242
Объекты педагогического эксперимента .......................... 248
Лекция 18. ТЕХНОЛОГИИ ИЗУЧЕНИЯ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ............. 250
Виды источников научной информации ............................ 250
Технологии изучения учебного или научного текста .............. 257
Лекция 19. ОБЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .............. 262
Технология проектной деятельности ............................. 262
Технология написания научных текстов .......................... 265
Технология научных выступлений ................................ 268
ЗАДАНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МАГИСТРАНТОВ ................... 274
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ...................................... 287
|