ВВЕДЕНИЕ ........................................................ 4
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУЗЕЙНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА .............................. 11
1.1 Понятия «музейное образовательное пространство»
и «музейная образовательная среда» ........................ 11
1.1.1 «Образовательное пространство» и «образовательная
среда» ............................................. 11
1.1.2 «Музейное образовательное пространство» и
«музейная образовательная среда» ................... 11
1.2 Теоретические подходы в проектировании музейного
образовательного пространства ............................. 26
1.2.1 Деятельностный подход .............................. 27
1.2.2 Средовый подход .................................... 34
1.2.3 Культурологический и аксиологический подходы ....... 43
1.2.4 Этнопедагогический подход .......................... 50
1.2.5 Новые подходы ...................................... 55
1.3 Принципы проектирования музейного образовательного
пространства .............................................. 59
II. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МУЗЕЕВ ......... 80
2.1 Музей Я.А. Коменского ..................................... 80
2.2 Музей Абу Насыра аль-Фараби ............................... 87
2.3 Музей образования Казахстана .............................. 96
2.4 Педагогический музей в России ............................. 97
III. СОЗДАНИЕ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО МУЗЕЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ ......... 99
3.1 Концептуальные основы создания этнопедагогического музея .. 99
3.2 Проектирование экспозиций этнопедагогического музея ...... 101
3.2.1 Теория составления экспозиций ..................... 102
3.2.2 Идеальный образ казахского джигита и девушки ...... 109
3.2.3 Национальные ценности казахов ..................... 113
3.2.4 Игрушки в воспитании детей ........................ 117
3.2.5 Ученые-этнопедагоги КазНУ им. аль-Фараби .......... 119
3.2.6 Отражение национальных традиций воспитания и
процесса образования в изобразительном искусстве
Казахстана и мира ................................. 120
3.2.7 Ценности предмета «Самопознание» и нравственно-
духовное воспитание ............................... 122
3.3 Рекомендации по созданию и развитию этнопедагогического
музея .................................................... 128
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................... 130
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ .............................. 133
ПРИЛОЖЕНИЕ А .................................................. 139
ПРИЛОЖЕНИЕ Б .................................................. 149
|