Резник С.Д. Аспирант вуза: технологии научного творчества и педагогической деятельности (М., 2016) - ОГЛАВЛЕНИЕ
Навигация
ОбложкаРезник С.Д. Аспирант вуза: технологии научного творчества и педагогической деятельности: учебник. - 5-е изд., перераб. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 450 с. - (Менеджмент в науке).
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН     Ч21-Р344  
Оглавление книги
ПРЕДИСЛОВИЕ ..................................................... 3
ВВЕДЕНИЕ ........................................................ 5

Раздел I. УПРАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В ВУЗЕ .............. 18

Глава 1. АСПИРАНТУРА В ВУЗЕ .................................... 18
1.1  Органы управления научной деятельностью в вузе ............ 19
1.2  Задачи аспирантуры и порядок ее открытия .................. 21
1.3  Работа с аспирантами в вузе ............................... 24
1.4  Работа с аспирантами на кафедре ........................... 26
Резюме ......................................................... 31
Контрольные вопросы ............................................ 32
Практические задания ........................................... 32

Глава 2. АСПИРАНТ: СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МОДЕЛИРОВАНИЕ
ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ............................................. 35
2.1  Содержание и характер деятельности аспиранта .............. 36
2.2  Моделирование личностных качеств аспиранта ................ 39
2.3  Требования к аспиранту современного вуза .................. 41
Резюме ......................................................... 51
Контрольные вопросы ............................................ 52
Практические задания ........................................... 52

Глава 3. ДИССЕРТАЦИЯ И УЧЕНАЯ СТЕПЕНЬ .......................... 55
3.1  Ученая степень: кому и зачем она нужна .................... 55
3.2  Диссертация — квалификационная работа кандидата наук ...... 60
3.3  Кто может считать себя ученым ............................. 65
Резюме ......................................................... 66
Контрольные вопросы ............................................ 67
Практическое задание ........................................... 67

Глава 4. СУБЪЕКТЫ ДИССЕРТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА .................... 71
4.1  Научный руководитель аспиранта ............................ 72
4.2  Заведующий кафедрой ....................................... 76
4.3  Оппонент по диссертации ................................... 77
4.4  Ведущая организация ....................................... 78
4.5  Председатель и ученый секретарь диссертационного совета ... 80
Резюме ......................................................... 81
Контрольные вопросы ............................................ 82
Практическое задание ........................................... 83

Глава 5. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ В АСПИРАНТУРЕ ................ 85
5.1  Права и обязанности аспиранта ............................. 85
5.2  Прием и зачисление в аспирантуру .......................... 92
5.3  Обучение в аспирантуре ................................... 100
5.4  Сдача кандидатских экзаменов ............................. 102
5.5  Стипендии и материальные выплаты аспирантам .............. 104
5.6  Отчисление из аспирантуры ................................ 109
Резюме ........................................................ 109
Контрольные вопросы ........................................... 110
Практическое задание .......................................... 110

Раздел II. ТЕХНОЛОГИИ НАУЧНОГО ТВОРЧЕСТВА ..................... 113

Глава 6. МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ..................... 113
6.1  Содержание методологии научной деятельности .............. 113
6.2  Принципы научной деятельности ............................ 115
6.3  Средства научного исследования ........................... 118
6.4  Методы научного исследования ............................. 124
Резюме ........................................................ 141
Контрольные вопросы ........................................... 142
Практическое задание .......................................... 142

Глава 7. ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ................. 144
7.1  Методическая подготовленность аспиранта .................. 144
7.2  Выбор темы исследования .................................. 145
7.3  Поиски изучение литературных источников .................. 147
7.4  Подготовка исследования .................................. 149
7.5  Анализ результатов исследования .......................... 152
7.6  Типичные ошибки при подготовке и проведении
     исследования ............................................. 156
Резюме ........................................................ 157
Контрольные вопросы ........................................... 159
Практические задания .......................................... 160

Глава 8. РАБОТА НАД РУКОПИСЬЮ ДИССЕРТАЦИИ ..................... 162
8.1.   Композиция диссертационной работы ...................... 162
8.2  Рубрикация текста, язык и стиль изложения ................ 165
8.3  Подготовка чернового варианта диссертации ................ 167
8.4  Типичные ошибки при работе над текстом ................... 168
Резюме ........................................................ 172
Контрольные вопросы ........................................... 173
Практическое задание .......................................... 174

Глава 9. ОФОРМЛЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОЙ РАБОТЫ .................... 176
9.1  Текст диссертации ........................................ 177
9.2  Таблицы, иллюстрации, формулы ............................ 178
9.3  Список сокращений и условных обозначений ................. 184
9.4  Список терминов .......................................... 184
9.5  Цитаты и заимствования ................................... 184
9.6  Библиографический список ................................. 186
9.7  Приложения к диссертации ................................. 188
9.8  Типичные ошибки при оформлении работы .................... 190
Резюме ........................................................ 190
Контрольные вопросы ........................................... 192
Практическое задание .......................................... 192

Глава 10. ПУБЛИКАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ................. 193
10.1 Виды публикаций .......................................... 194
10.2 Написание статьи ......................................... 195
10.3 Подготовка доклада на конференцию ........................ 197
10.4 Методические рекомендации ................................ 199
10.5 Учебник и учебное пособие ................................ 200
10.6 Монография ............................................... 203
10.7 Депонирование научной разработки ......................... 205
10.8 Соавторство .............................................. 208
10.9 Типичные ошибки при подготовке публикаций ................ 212
Резюме ........................................................ 213
Контрольные вопросы ........................................... 215
Практические задания .......................................... 215

Глава 11. ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ......... 217
11.1 Сферы реализации результатов исследования ................ 217
11.2 Требования к справкам и актам о внедрении ................ 223
11.3 Типичные ошибки при оформлении справок и актов о 
     внедрении ................................................ 223
Резюме ........................................................ 224
Контрольные вопросы ........................................... 225
Практическое задание .......................................... 225

Глава 12. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ДИССЕРТАЦИИ И 
ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ........................................... 227
12.1 Рассмотрение диссертации по месту ее выполнения .......... 227
12.2 Представление работы в диссертационный совет ............. 233
12.3 Предварительная экспертиза в диссертационном совете ...... 235
12.4 Подготовка аспиранта к защите ............................ 237
12.5 Типичные ошибки аспиранта при подготовке к защите ........ 245
Резюме ........................................................ 247
Контрольные вопросы ........................................... 248
Практическое задание .......................................... 248

Глава 13. СООТВЕТСТВИЕ ДИССЕРТАЦИИ ПАСПОРТУ НАУЧНОЙ 
СПЕЦИАЛЬНОСТИ ................................................. 250
13.1 Паспорт научной специальности ............................ 250
13.2 Обоснование соответствия диссертации пунктам паспорта 
     научной специальности .................................... 251
13.3 Типичные ошибки при обосновании соответствия 
     диссертации паспорту научной специальности ............... 257
Резюме ........................................................ 257
Контрольные вопросы ........................................... 258
Практическое задание .......................................... 258

Глава 14. АВТОРЕФЕРАТ ДИССЕРТАЦИИ ............................. 260
14.1 Назначение и структура автореферата ...................... 260
14.2 Содержание основных разделов автореферата ................ 262
14.3 Типичные ошибки при написании авторефератов диссертаций .. 275
Резюме ........................................................ 276
Контрольные вопросы ........................................... 278
Практические задания .......................................... 278

РАЗДЕЛ III. ПОДГОТОВКА АСПИРАНТА К ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ .................................................. 280

Глава 15. УЧАСТИЕ АСПИРАНТА В РАБОТЕ КАФЕДРЫ .................. 280
15.1. Кафедра — ключевое учебно-научное подразделение вуза .... 281
15.2 Содержание и модель качеств преподавателя вуза ........... 285
15.3 Виды педагогической деятельности преподавателя ........... 287
15.4 Участие аспиранта в научной работе кафедры ............... 289
15.5 Участие аспиранта в воспитательной работе кафедры со
     студентами ............................................... 295
15.6 Типичные ошибки молодых преподавателей ................... 298
Резюме ........................................................ 300
Контрольные вопросы ........................................... 302
Практические задания .......................................... 302

Глава 16. КАК ПРОВЕСТИ УЧЕБНОЕ ЗАНЯТИЕ ........................ 304
16.1 Подготовка к занятию ..................................... 305
16.2 Мотивация студенческой группы ............................ 314
16.3 Речь преподавателя ....................................... 316
16.4 Организация обратной связи ............................... 319
16.5 Конфликты на занятии ..................................... 321
16.6 Контроль качества занятия ................................ 323
16.7 Типичные ошибки молодых преподавателей при проведении
     занятий .................................................. 326
Резюме ........................................................ 327
Контрольные вопросы ........................................... 328
Практические задания .......................................... 329

Глава 17. КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ АСПИРАНТА ........................ 331
17.1 Отношения с научным руководителем ........................ 332
17.2 Отношения с оппонентами .................................. 334
17.3 Поведение молодого ученого на кафедре .................... 336
17.4 В студенческой аудитории ................................. 338
17.5 Типичные ошибки молодого ученого ......................... 342
Резюме ........................................................ 344
Контрольные вопросы ........................................... 345
Практическое задание .......................................... 345

Глава 18. НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА ......................... 347
18.1 Сущность научно-педагогической школы ..................... 348
18.2 Формирование научно-педагогической школы ................. 350
18.3 Развитие научно-педагогических школ ...................... 352
18.4 Роль аспирантов как участников научно-педагогической 
     школы .................................................... 355
Резюме ........................................................ 356
Контрольные вопросы ........................................... 358
Практическое задание .......................................... 358

Глава 19. АСПИРАНТЫ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕЗЕРВ ВУЗА ............ 359
19.1 Управленческая вертикаль вуза ............................ 360
19.2 Внутривузовская система работы с резервом на выдвижение .. 360
19.3 Планирование профессиональной карьеры аспиранта .......... 366
19.4 Самоподготовка аспиранта к активной общественной и 
     управленческой деятельности в вузе ....................... 370
Резюме ........................................................ 370
Контрольные вопросы ........................................... 371
Практические задания .......................................... 372

Раздел IV. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
АСПИРАНТА ..................................................... 374

Глава 20. ВРЕМЯ - КЛЮЧЕВОЙ РЕСУРС АСПИРАНТА ................. 374-1
20.1 Значение фактора времени и причины его потерь .......... 374-2
20.2 Правила личной организованности и самодисциплины ....... 374-4
20.3 Приоритеты деятельности аспиранта ...................... 374-8
Резюме ..................................................... 374-14
Контрольные вопросы ........................................ 374-15
Практическое задание 374-15

Глава 21. ТЕХНОЛОГИИ ПЛАНИРОВАНИЯ ЛИЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
АСПИРАНТА .................................................. 374-17
21.1 Индивидуальный план работы аспиранта .................. 374-17
21.2 Сетевой график работы над диссертацией ................ 374-24
21.3 Планирование личной деятельности аспиранта на основе
     еженедельника ......................................... 374-35
21.4 Индивидуальный план-отчет работы преподавателя ........ 374-50
Резюме ..................................................... 374-55
Контрольные вопросы ........................................ 374-56
Практические задания ....................................... 374-56

Глава 22. АСПИРАНТ В КОМАНДИРОВКЕ .......................... 374-59
22.1 Значение научных командировок ......................... 374-59
22.2 планирование и подготовка служебной поездки ........... 374-60
22.3 Проведение и завершение командировки .................. 374-63
Резюме ..................................................... 374-71
Контрольные вопросы ........................................ 374-72
Практические задания ....................................... 374-73

Глава 23. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНКУРЕНТНОЙ 
СРЕДЕ ......................................................... 375
23.1 Конкурентная среда ....................................... 376
23.2 Система формирования конкурентоспособности аспиранта ..... 379
23.3 Развитие навыков предпринимательской деятельности ........ 382
23.4 Развитие долговременных деловых связей ................... 385
23.5 Расширение кругозора, умение быть интересным ............. 389
23.6 Семейное благополучие аспиранта .......................... 391
23.7 Нужно ли думать о докторской диссертации ................. 393
Резюме ........................................................ 394
Контрольные вопросы ........................................... 395
Практическое задание .......................................... 395

Глава 24. САМОКОНТРОЛЬ ЖИЗНИ И ЛИЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АСПИРАНТА .. 397
24.1 Учебно-методический комплекс аспиранта ................... 397
24.2 Самоконтроль результатов деятельности .................... 406
24.3 Самоконтроль наиболее важных дел года и месяцев .......... 407
24.4 Самоконтроль результатов недели и дня .................... 408
24.5 Самоконтроль развития индивидуальных качеств аспиранта ... 411
Резюме ........................................................ 414
Контрольные вопросы ........................................... 415
Практические задания .......................................... 415

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................... 417
ГЛОССАРИЙ ..................................................... 419
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ...................................... 433

Рассматриваются содержание, система и технологии обучения в аспирантуре, подготовка к самостоятельной научной деятельности, методология научного творчества, даются рекомендации по написанию, оформлению и защите кандидатской диссертации.
Значительное внимание уделено подготовке аспиранта к работе на кафедре вуза, организации и планированию его жизни и деятельности.
Для аспирантов и соискателей ученых степеней, а также для студентов, желающих посвятить себя научной и педагогической деятельности.


Архив поступлений новой литературы | Отечественные поступления | Иностранные поступления
 

[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  © 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН  

Документ изменен: Wed Feb 27 14:29:42 2019 Размер: 27,201 bytes.
Посещение N 2145 c 29.08.2017