Книга I
1 Введение .................................................... 21
2 Письмо ректора Государственного университета
библиотековедения и информационных технологий (София,
Болгария) (Стоян Денчев) .................................... 25
3 Юбилейное поздравление (В.Г. Тыминский) ..................... 27
4 А.И. Субетто - 80 (Николай Захаров) ......................... 29
5 Поздравление: «А.И. Субетто: многогранный ученый и
талантливый человек, преумножающий ежегодно свою
биографию» (Н.Л. Фетискин) .................................. 30
6 ОБРАЩЕНИЕ К УЧИТЕЛЮ: «Облик идеального ученого и человека»
(Т.Н. Миронова) ............................................. 32
7 Поздравление: «Уникальный человек, ученый» (A.B. Зобков,
В.А. Зобков) ................................................ 33
Часть I. Ноосферизм -научно-мировоззренческая система
и новая парадигма истории: авторский рефлексивно-системный
анализ выполненных исследований и обобщений (А.И. Субетто) ..... 35
1 Метатеоретическая система Ноосферизма ....................... 36
2 Генезис Ноосферизма в логике научного творчества автора ..... 38
3 Категории «ноосферизм» и «ноосфера» ......................... 42
4 Предпосылки и основания учения .............................. 43
5 Основные теоретические блоки Ноосферизма .................... 45
6 Научная апробация идей учения Ноосферизма ................... 47
7 Главные теоретические положения Ноосферизма ................. 48
8 Резюме ...................................................... 61
Часть II. Ноосферизм А.И. Субетто: pro et contra ............... 63
1 Человек ноосферы и космоса (лирико-поэтическое посвящение
Александру Ивановичу Субетто) (Т.А. Молодиченко) ............ 64
2 Феномен Субетто: к 80-летию Александра Ивановича Субетто
(С.Ф. Сергеев) .............................................. 67
2.1 О природе таланта ...................................... 67
2.2 Жизнь как творчество ................................... 69
2.3 Научная картина мира по А.И. Субетто ................... 71
2.4 Научно-общественная жизнь и основные монографии и
книги .................................................. 73
3 Ноосферизм как методология исследовательской универсальной
деятельности А.И. Субетто (Л.А. Зеленов) .................... 76
3.1 Ноосферизм как Общая Универсальная методология ......... 76
3.2 Три цикла творческой деятельности А.И. Субетто ......... 76
3.3 Ноосферная экология и ноосферная социология
по А.И. Субетто ........................................ 77
4 Чем привлекательны идеи ноосферизма? Взгляд экономиста
и управленца (Юбилею и творчеству А.И. Субетто
посвящается) (Н.И. Захаров) ................................. 80
4.1. Введение ............................................... 80
4.2 Ноосферизм - наука о ноосферном развитии Земли
и человечества ......................................... 80
4.3 Ноосферизм по А.И.Субетто: фундаментальные вопросы ..... 83
4.4 О главной цели в ноосферной парадигме науки об
управлении ............................................. 87
5 Пути становления многогранной личности в эпоху
ноосферизма (А.Л. Горбунов) ................................ 91
5.1 Борьба человека за то, что ему дорого, - великое
счастье ................................................ 91
5.2 Постановка задачи обобщения ............................ 91
5.3 Состояние .............................................. 92
5.4 Формирование акмеологического потенциала ............... 92
5.5 Реализация акмеологического потенциала ................. 93
5.6 Свойства ............................................... 97
5.7 Гармония как основа жизни ............................. 101
5.8 Эпилог ................................................ 102
6 Александр Иванович Субетто: pro et contra {B.B. Чекмарев) .. 104
6.1 Введение .............................................. 104
6.2 Часть 1. Субеттософия ................................. 104
6.3 Часть 2. Субеттократия ................................ 106
6.4 Заключение ............................................ 108
Литература ................................................. 109
7 Отчетный доклад к юбилею учителя (В.А. Чумаков) ............ 110
7.1 Мои учителя ........................................... 110
7.2 МЦФ - анализ и разработка темы ноосферы ............... 112
7.3 Управление как важнейший процесс в эволюции Природы.
Концепция регулятивно-диалектического материализма .... 114
7.4 О соотношении отраслей занятости и родов
деятельности .......................................... 118
7.5 Императив Ноосферного Экологического Духовного
Социализма по А.И.Субетто - «зов будущего» ............ 123
Литература ................................................. 124
8 О применении классификационной системы А.И. Субетто
в исследовании феномена устойчивости (Е.В. Албегов,
Д.В. Бутенко, Л.Н. Бутенко) ................................ 126
8.1 Введение и постановка задачи .......................... 126
8.2 Классифицирование абстрактных множеств
гомеостатических сетевых систем ....................... 127
8.3 Выводы ................................................ 129
8.4 Заключение ............................................ 131
Литература ................................................. 132
9 Идеи и концепции квантовой физики в научных трудах
Александра Ивановича Субетто (А.П. Крупеня) ................ 134
9.1 Особенности механистического и квантового
мировоззрения ......................................... 134
9.2 Теории познания ....................................... 136
9.3 Принцип целостности ................................... 136
9.4 Принцип дополнительности .............................. 141
9.5 Принцип неопределенности .............................. 141
9.6 Принцип вероятности ................................... 142
9.7 Наблюдатель в квантовой Вселенной ..................... 143
9.8 Заключение ............................................ 149
Литература ................................................. 150
10 Модель субъектной типологии культуры жизни в ноосферном
или неклассическом человековедении (Е.М. Лысенко) .......... 152
10.1 Становление ноосферного или неклассического
человековедения ....................................... 152
10.2 Субъектная динамика и типология культуры жизни
субъектов образования ................................. 153
10.3 Носители разрушительной пассионарности ................ 156
10.4 Носители созидательной пассионарности ................. 157
10.5 Носители отрицательной пассионарности
(субпассионарии) ...................................... 158
10.6 Субъектная типология культуры жизни ................... 158
10.7 Методологические рекомендации в контексте
дифференцированного и личностно-ориентированного
подходов .............................................. 160
10.8 Резюме ................................................ 161
Литература ................................................. 161
11 Космос и человек (И.В. Жуков) .............................. 163
11.1 Эксакосмос и его фундаментальные свойства ............. 163
11.2 Критические замечания по теории ноосферного
социализма ............................................ 166
11.3 Закон сохранения нормы прибавочной стоимости .......... 167
11.4 О логике уничтожения наёмного рабства на базе
социального партнёрства между собственниками
основных средств производства и собственниками
кооперированной рабочей силы .......................... 168
11.5 Путь решения проблемы ликвидации социального
паразитизма ........................................... 169
Литература ................................................. 171
12 Проблемы создания глобального ноосферного общества
в эпоху экологического кризиса (И.Т. Малкин) ............... 172
12.1 Введение .............................................. 172
12.2 Главные цели Парижской конференции по климату 2015 .... 173
12.3 Тревожные изменения климата ........................... 173
12.4 2016 год станет вероятно самым жарким за всё время
наблюдений ............................................ 175
12.5 Преобразующая повестка дня в области устойчивого
развития до 2030 года ................................. 175
12.6 Народное климатическое движение ....................... 176
12.7 Принципиально новая концепция выхода из тупика
цивилизации ........................................... 178
12.8 Заключение ............................................ 178
Литература ................................................. 179
13 Жизнь по В.И. Вернадскому: к 80-летию А.И. Субетто
(А.Н. Паранина) ............................................ 182
13.1 Введете ............................................... 182
13.2 Творческое начало Жизни ............................... 182
13.3 Жизнь как универсальный критерий ценности ............. 183
13.4 Саморегуляция и управление ............................ 183
13.5 Потоки и структуры .................................... 184
13.6 Диалог с человеком .................................... 185
Литература ................................................. 185
14 Закон ноосферы субъектов цивилизации в управлении
государств Земли: основы, условие, критерии безопасности
России и глобального общества (В.Н. Василенко) ............. 186
14.1 Мысли о мире и России (вместо предисловия)............. 186
14.2 Ноосферный парадокс глобализации знаний: почему
«оцифровывание» науки, образования Граждан
обезличивает субъектов цивилизации, функции власти
и нашу безопасность ................................... 187
14.3 Пассионарий Субетто: от советского Человека -
к ноосферной Личности XXI века ........................ 190
14.4 От ноосферной школы, ноосферного образования
Личности - к ноосферному мониторингу безопасности
граждан России, устойчивого развития человечества ..... 194
14.5 Семья: ноосферная мера и институт воспроизводства
Граждан в цивилизации Отечества ....................... 200
14.6 Заключение ............................................ 206
Часть III. Проблемы становления ноосферного разума ............ 207
1 Роды Действительного Разума (Л.А. Зеленов) ................. 208
1.1 На пути к осмыслению Действительного Разума ........... 208
1.2 Роды Действительного Разума и ноосферный социализм .... 209
1.3 Системное единство интегральных концепций ............. 210
2 Ноосферное мышление - социогеном - биосоциальная
педагогика - общественный интеллект (O.A. Шабанов) ......... 212
2.1 Общественный интеллект и ноосферное образовательное
общество .............................................. 212
2.2 Социогеном как категория образования .................. 216
Литература ................................................. 219
3 Интеллект как raison d'etre человеческой цивилизации
(А.П. Лобанов, Н.В. Дроздов, A.B. Воронова) ................ 222
3.1 Основные направления развития наука об интеллекте ..... 222
3.2 Организация и методы исследования ..................... 224
3.3 Результаты и их обсуждение ............................ 225
3.4 Заключение ............................................ 228
Литература ................................................. 229
4 О сознательной причине создания Вселенной и формирования
ноосферы (В.В. Иванов) ..................................... 230
4.1 Основания гипотезы о сознательной причине создания
Вселенной ............................................. 230
4.2 На пути к осознанию цели создания и поэтапного
развития Вселенной .................................... 232
4.3 О цели создания Вселенной ............................. 234
4.4 О ноосфере ............................................ 236
4.5 Последняя «глава» ..................................... 239
4.6 Резюме ................................................ 239
Литература ................................................. 240
5 Трансперсональный опыт как инструмент выхода на
архетипические проявления бессознательного
в трансперсональном творчестве (И.В. Курис) ................ 243
5.1 Измененные состояния сознания и трансперсональный
опыт .................................................. 243
5.2 Архетип и коллективное бессознательное ................ 245
5.3 Система «движение - символ - архетип» ................. 251
5.4 Заключение ............................................ 253
Литература ................................................. 254
6 Теоремы личности: семь градаций в математических образах
(В.П. Шенягин, Д.С. Клещев) ................................ 255
6.1 Предисловие ........................................... 255
6.2 Математическое образное обозначение семи видов
личности .............................................. 255
6.3 Математико-психологическая трактовка личностных
теорем ................................................ 256
6.4 Особенности числовых значений с избытком и
недостатком ........................................... 260
6.5 Теоремы личности в психологической трактовке .......... 261
6.6 Выводы ................................................ 262
Литература ................................................. 263
7 Я как динамическая граница (В.Ю. Татур) .................... 264
7.1 Тринитарная логика. Образ как образ Биогеоценоза ...... 264
7.2 Э.В. Ильенков: определение человека ................... 265
7.3 Человеческое мышление - способность человека
к инверсии системных свойств .......................... 266
7.4 Что есть граница? Граница - это и есть «Я» ............ 268
7.5 Предметная деятельность и квантовое сознание .......... 271
7.6 Мир Слабой метрики как мир потенций ................... 271
7.7 Заключение ............................................ 273
Литература ................................................. 273
8 Что есть Жизнь? (В.Ю. Татур) ............................... 275
9 Квантовая социология (В.Ю. Татур) .......................... 277
9.1 Социальное «Я» как корпускула и как волна ............. 277
9.2 СверхЯ, народ и значение архетипа общинности для
русского народа ....................................... 278
9.3 Квантовая социология .................................. 279
Литература ................................................. 280
10 Коррекционная психология детей с нарушением развития
как компонент ноосферной психологии (А.Г. Колчина) ......... 281
10.1 Профилактика и коррекция невротических расстройств
как задача ноосферной психологии ...................... 281
10.2 Психологическое здоровье как необходимое условие
функционирования человека в обществе .................. 282
10.3 Необходимость коррекции психологического здоровья
подрастающего поколения ............................... 283
10.4 Оценка состояния нервно-психической устойчивости
у детей дошкольного возраста .......................... 283
10.5 Оценка школьной зрелости ребенка ...................... 286
10.6 О программе психологической коррекции. Креатотерапия,
музыкотерапия, сказкотерапия .......................... 288
10.7 Заключение ............................................ 291
Литература ................................................. 291
11 Власть и мозги (басня) (Баян Баянов - Евгений Наумов) ...... 293
12 Судьба-злодейка (Печальная сказка о лесной Академии наук)
(Баян Баянов - Евгений Наумов) ............................. 294
Часть IV. Проблемы ноосферного синтеза наук и становления
ноосферного образования на пути к устойчивому развитию ........ 295
1 Ноосферный синтез фундаментальной науки в стратегии
перехода человечества к новой парадигме Истории
(В.Л. Горшков, A.M. Макаръева, А.Л. Старцев) ............... 296
1.1 Императив ноосферного синтеза фундаментальной науки ... 296
1.2 Системный сбой в развитии цивилизации человечества .... 296
1.3 Принципиально новая задача науки ...................... 298
1.4 Императив переориентации науки на решение задач
поддержания устойчивости биосферы и человеческого
общества .............................................. 300
2 Наука и власть (союз или противостояние) (Л.A. Зеленов) .... 302
2.1 Преамбула ............................................. 302
2.2 История вопроса ....................................... 302
2.3 Кто у власти? ......................................... 303
2.4 А что сегодняшняя власть? ............................. 304
2.5 Что может Наука? ...................................... 304
2.6 Что делать? ........................................... 306
3 Творческий ресурс Русского мира в созидании глобального
будущего (A.A. Гореликов) .................................. 307
3.1 Введение .............................................. 307
3.2 Самоопределение русского народа в исторических
свершениях российского социума ........................ 308
3.3 Жизненные пределы евразийской стратегии в развитии
российского социума ................................... 311
3.4 Логика будущего в глобальном самоопределении
Русского интеллектуального возрождения России ......... 315
3.5 Белорусский горизонт интеллектуального возрождения
России ................................................ 318
3.6 Концептуальный образ мировой целостности как
идейная основа русского будущего ...................... 320
4 Проблема устойчивого развития Человечества через призму
открытий П.Г. Кузнецова (Б.Е. Большаков) ................... 324
4.1 Введение .............................................. 324
4.2 Реальный вызов ........................................ 325
4.3 Кризис мировоззрения .................................. 327
4.4 Суть идеи П.Кузнецова ................................. 331
4.5 Что объединяет все идеи П.Кузнецова? .................. 333
4.6 Истоки открытий П.Кузнецова ........................... 334
4.7 Что же нового по сравнению со своими Великими
предшественниками сделал в науке П.Г.Кузнецов? ........ 335
4.8 Почему нельзя обойтись без законов природы в решении
проблем устойчивого развития Человечества? ............ 337
4.9 Что такое «Общий закон природы»? ...................... 340
4.10 Кто открыл закон сохранения мощности как общий
закон природы? ........................................ 347
4.11 Открытие универсальной системы общих законов природы .. 348
4.12 Инварианты исторического развития Жизни ............... 351
4.13 Инварианты (законы) исторического развития
Человечества .......................................... 354
4.14 Проявление общего закона развития Жизни
в историческом развитии общества ...................... 356
4.15 Развитие, Личность и Становление Разума Человеческой
популяции ............................................. 357
4.16 Как кратко назвать то, чем П.Кузнецов занимался
всю свою жизнь? ....................................... 358
4.17 Что нового внес П.Кузнецов в научное мировоззрение .... 359
4.18 Как называть мировоззрение П.Кузнецова? ............... 361
4.19 Его действительное открытие ........................... 363
4.20 Заключение ............................................ 363
Литература ................................................. 364
5 Механизм восходящего воспроизводства общественного
интеллекта как единства науки, власти и образования
(Г.М. Иманов, А.И. Субетто) ................................ 366
5.1 Общественный интеллект, наука и власть. Императив
ноосферной нравственности власти ...................... 366
5.2 Опережающее развитие наук и образования как основа
восходящего воспроизводства управляющих ноосферной
формации .............................................. 370
5.3 Инфраструктура научной деятельности как механизм
восходящего воспроизводства общественного интеллекта .. 370
5.4 2017 - Год Экологии и год осознания ноосферного
императива развития ................................... 372
Литература ................................................. 373
6 Сто лет на службе ботанической науке (Е.А. Рущина) ......... 375
6.1 Логика столетнего развития «Ботанического журнала» .... 375
6.2 Столетие «Ботанического журнала» как «зеркало»
столетнего периода развития отечественной ботаники .... 379
Литература ................................................. 380
7 Конструирование пространства жизни посредством
ноосферного образования (Т.А. Молодиченко) ................. 381
7.1 Введение .............................................. 381
7.2 Сущность социоакмеологического конструирования ........ 381
7.3 Функции ноосферного образования в конструировании
пространства жизни .................................... 383
7.4 Технологии и механизмы становления ноосферного
образования ........................................... 384
Литература ................................................. 385
8 Торсионные волны как способ общения с Ноосферой
(К.Ф. Комаровских, H.H. Комаровских) ....................... 387
8.1 Введение .............................................. 387
8.2 Торсионные поля и волны ............................... 388
8.3 Опыты с торсионными излучателями ...................... 391
8.4 Информация из Ноосферы о происходящих изменениях
Пространства .......................................... 392
8.5 Заключение ............................................ 394
Литература ................................................. 395
9 Эколого-ноосферный контекст технологического образования
(И.Л. Арефьев) ............................................. 397
9.1 Логика синтеза технологического образования и
экологического воспитания в контексте ноосферного
гуманизма ............................................. 397
9.2 Технологическое образование и охрана окружающей
среды, включая Арктику ................................ 401
9.3 Эколого-ноосферное воспитание ......................... 402
Литература ................................................. 404
10 Переходность современного мировоззрения (по материалам
докладов ООН) (Л.А. Зубкевич) .............................. 405
10.1 О понятии переходного мировоззрения ................... 405
10.2 Основное противоречие мира - это противоречие
глобального и локального .............................. 408
10.3 Капитализм как форма отчуждения человека
от природы и её эгоистического потребления ............ 408
10.4 Экологические проблемы как катализатор переходных
состояний в процессе мировоззрения .................... 409
Литература ................................................. 415
11 Культура здоровья подрастающего поколения в современной
России (O.A. Рагимова, А.П. Мозелов) ....................... 417
11.1 Социальное здоровье подрастающего поколения
в контексте глобального кризиса ....................... 417
11.2 Ноосферная концепция социального здоровья ............. 418
11.3 Культура здоровья российского социума ................. 421
Литература ................................................. 422
12 Ноосфера-инфосфера-библиосфера: синопсис естественного
универсального эволюционизма (A.B. Куманова) ............... 423
12.1 Гуманитарное познание по предмету в универсальной
библиографии .......................................... 423
12.2 Библиосфера - планетарное целое библиографии .......... 423
12.3 Архитектоника библиосферы ............................. 424
12.4 Горизонт международной универсальной библиографии ..... 425
12.5 Форма универсальной библиографии - свойства
ноосферизма ........................................... 425
12.6 Гуманитарная библиография - метабиблиографическое
описание .............................................. 426
12.7 Терминосистема гуманитарной библиографии .............. 427
12.8 Ноосферная ризомно-ретикулярная модель библиографии ... 429
12.9 Библиографическая информация - информационный
ресурс ноосферы ....................................... 430
12.10 Представления о гуманитарном в ноосфере .............. 431
12.11 Международные универсальные библиографические
указатели планеты .................................... 433
12.12 Гуманитарная библиография по подходу ................. 434
13 Экологические проблемы среди глобальных проблем
современности (Р.В. Мослов, С.П. Позднева) ................. 436
13.1 Преамбула ............................................. 436
13.2 Экологический кризис .................................. 436
13.3 Три главных экологических вопроса: «парниковый
эффект», «озоновые дыры» и радиоактивные загрязнения .. 438
13.4 Основные положения радиоактивной безопасности ......... 444
13.5 Экологические императивы и биосферно-ноосфсрная
концепция ............................................. 445
14 Пиявколечение (гирудотерапия) в контексте парадигмы
ноосферизма (А.И. Крашенюк, С.В. Крашенюк) ................. 447
14.1 Введение. Глобальная патология ........................ 447
14.2 Состояние здоровья населения России как отражение
глобальной патологии человечества ..................... 447
14.3 Психодемография и закон «духовно-демографической
детерминации». Проблема качества здоровья детей ....... 449
14.4 Репродуктивное здоровье и репродуктивная патология.
Проблема материнской смертности ....................... 452
14.5 Задачи демографической политики России ................ 453
14.6 Пиявколечение - стратегия повышения качества
родовой деятельности женщины .......................... 455
Литература ................................................. 460
15 Концептуальные основы современного универсально-
ориентированного образования в контексте ноосферной
парадигмы устойчивого развития (Т.Ю. Гвильдис,
A.B. Окерешко) ............................................. 462
15.1 Единство потенциального и актуального в развитии
личности .............................................. 462
15.2 Что составляет основу универсально-ориентированного
образования в контексте ноосферной парадигмы
устойчивого развития? ................................. 464
15.3 Концепция проектирования универсально-
ориентированной образовательной программы подготовки
научно-педагогических кадров .......................... 465
Литература ................................................. 468
16 Особенности ноосферной познавательной модели
и социально-личностная компетентность (С.А. Вишниякова) .... 469
16.1 Императив адекватности познавательной и
образовательной моделей ............................... 469
16.2 Основания становления ноосферной познавательной
модели ................................................ 469
16.3 Характеристика ноосферной познавательной модели ....... 470
16.4 Расширение диапазона социально-личностной модели ...... 472
16.5 Заключение ............................................ 475
Литература ................................................. 475
17 Императив становления ноосферной валеологии
(Л.Г. Татарникова) ......................................... 476
17.1 Императив становления валеологии ...................... 476
17.2 Ноосферная валеолгия как метанаука .................... 477
17.3 Научные валеологические школы ......................... 478
17.4 Проблемы становления метатеории ноосферного
валеологического образования .......................... 479
17.5 Ноосферная валеология как философия концепции жизни
ноосферного человека .................................. 483
17.6 Резюме ................................................ 484
17.7 Вместо заключения ..................................... 485
Литература ................................................. 486
|