Введение ....................................................... 10
ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БЕЛАРУСИ ... 13
Конструктивный анализ формирования основ экологической
культуры населения Беларуси ................................. 14
ГЛАВА 2. ПРИРОДНЫЕ ФИЛЬТРЫ ВОДЫ ................................ 37
Историческая эволюция фильтра ............................... 38
Фильтрация воды в полевых условиях .......................... 40
Три этапа очистки воды в экстремальных условиях ............. 42
ГЛАВА 3. РАСТЕНИЯ В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СРЕДЕ ........................ 45
Растения — индикаторы опасности ............................. 46
Бытовая техника и растения: польза и вред для них ........... 47
Влияние музыки на рост растений ............................. 48
Биоиндикация загрязненности воздуха с помощью лишайников .... 51
ГЛАВА 4. ПТИЦЫ НАШЕГО ГОРОДА ................................... 55
Зимняя подкормка птиц ....................................... 56
Забота о птицах в холодное время ............................ 60
ГЛАВА 5. ИСТОРИЯ КАК ЗЕРКАЛО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РЕАЛЬНОСТИ .......... 63
Соседствуют ли история с биологией? ......................... 65
Природа в историческом наследии М. Гусовского ............... 67
Экологическая история магнатов Хрептовичей .................. 68
Природная история Беловежской пущи .......................... 70
Водная артерия белорусской земли ............................ 74
ГЛАВА 6. ЭКОЛОГИЯ В НАЦИОНАЛЬНОМ ЯЗЫКЕ И ЛИТЕРАТУРЕ ............ 76
Адносiны людзей да прыроды: што трэба ведаць i зрабiць? ..... 77
Беларуска-рускае дзвюхмоуе: прыродны аспект ................. 78
Прырода ў творчасцi беларускiх пiсьменнiкаў ................. 80
ГЛАВА 7. АНГЛИЙСКИЕ ТРАДИЦИИ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ .......... 83
Исследование описаний природы в произведениях английских
авторов ..................................................... 84
Экологическая культура в Йеллоустоунском национальном
парке ....................................................... 88
ГЛАВА 8. ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
МИРОПОНИМАНИЯ .................................................. 91
Физика: вред или польза окружающей среде? ................... 93
Физика и экология: единство и противоречия .................. 94
Физика в помощь медицине .................................... 97
Математика в экологическом миропонимании .................... 99
Математика — история: экологический тандем ................. 100
Целостность мира в учении Курта Гёделя ..................... 102
ГЛАВА 9. ХИМИЯ И ЭКОЛОГИЯ ..................................... 105
Защита от химических загрязнителей ......................... 105
ГЛАВА 10. ЭКОЛОГИЯ СПОРТИВНОГО И ФИЗИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВА ..... 108
Физкультура помогает здоровью! ............................. 110
Легкая атлетика в жизни детей и молодежи ................... 112
Туризм как эффективное средство физического
и нравственного воспитания детей школьного возраста ........ 114
ГЛАВА 11. ЭКОЛОГИЯ ЗАЩИТЫ ЧЕЛОВЕКА ............................ 122
Проблемы экологической безопасности населения .............. 123
Музыка в жизни человека .................................... 134
Музыкальная терапия и здоровье человека .................... 141
ГЛАВА 12. ПИТАНИЕ И ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА ......................... 148
Экологический рацион питания ............................... 150
Питание и радионуклиды ..................................... 153
ГЛАВА 13. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ......... 156
Эколого-педагогический анализ профилактических
мероприятий предупреждения рецидивов суицидального
поведения у детей и молодежи Беларуси ...................... 157
Итоги исследования ............................................ 187
Заключение .................................................... 194
Приложение. Учебный, учебно-тематический планы и программа
по курсу: «Социально-культурные аспекты экологических
проблем» («Социальная экология») для студентов дневной
и заочной формы обучения ................................... 198
Список литературы ............................................. 206
Именной указатель ............................................. 211
Introduction ................................................... 10
CHAPTER 1. CURRENT PROBLEMS
OF BELARUSIAN ECOLOGICAL CULTURE ............................ 13
Constructive Analysis of Formation of Ecological Culture
Base in Belarusian Population ............................... 14
CHAPTER 2. NATURAL WATER FILTERS ............................... 37
Historical Evolution of Filter .............................. 38
Water Filtration in the Field Conditions .................... 40
Three Stages of Water Purification in Extreme Conditions .... 42
CHAPTER 3. PLANTS IN EXTREME CONDITIONS ........................ 45
Plants as Indicators of Danger .............................. 46
Plants and Household Appliances: Benefits and Harms for
Them ........................................................ 47
Influence of Music to Plant Growth .......................... 48
Biological Indication of Air Pollution with the Help of
Lichens ..................................................... 51
CHAPTER 4. BIRDS OF OUR CITY ................................... 55
Winter Feeding of Birds ..................................... 56
Winter Care for Birds ....................................... 60
CHAPTER 5. HISTORY AS A MIRROR OF ECOLOGICAL REALITY ........... 63
Does History Coexist with Biology? .......................... 65
Nature in M. Gusovsky's Historical Heritage ................. 67
Ecological History of Magnates Khreptovich .................. 68
Natural History of Biaіowieїa Forest ........................ 70
Water Artery of Belarusian Land ............................. 74
CHAPTER 6. ECOLOGY IN THE NATIONAL LANGUAGE AND LITERATURE ..... 76
People's Attitude to Nature: What We Need to Know and to
Do .......................................................... 77
Belarusian-Russian Bilingualism: Natural Aspect ............. 78
Nature in the Works of Belarusian Writers ................... 80
CHAPTER 7. ENGLISH TRADITION IN ECOLOGICAL CULTURE ............. 83
Description of Nature in the Works of English Authors ....... 84
Ecological Culture in Yellowstone National Park ............. 88
CHAPTER 8. PHYSICAL AND MATHEMATICAL ASPECTS OF ECOLOGICAL
WORLDVIEW ...................................................... 91
Physics: Harm or Benefit to the Environment ................. 93
Physics and Ecology: Unity and Contradictions ............... 94
How Physics Helps Medicine .................................. 97
Mathematics in Ecological Worldview ......................... 99
Mathematics and History: Ecological Tandem ................. 100
Integrity of the World in Kurt Gцdel's Doctrine ............ 102
CHAPTER 9. CHEMISTRY AND ECOLOGY .............................. 105
Protection Against Chemical Pollutants ..................... 105
CHAPTER 10. ECOLOGY OF SPORTS AND PHYSICAL PERFECTION ......... 108
Training Helps to Be Healthy! .............................. 110
Track and Field for Children and Young People .............. 112
Tourism as an Effective Method of Physical and Moral
Education of Schoolchildren ................................ 114
CHAPTER 11. ECOLOGY OF HUMAN PROTECTION ....................... 122
Problems of Ecological Safety of Population ................ 123
The Role of Music in Human Life ............................ 134
MusicTherapy and Human Health .............................. 141
CHAPTER 12. NUTRITION AND ECOLOGY ............................. 148
Ecological Nutrition ....................................... 150
Nutrition and Radionuclides ................................ 153
CHAPTER 13. ECOLOGICAL SAFETY OF CHILDREN AND YOUNG PEOPLE .... 156
Ecological and Pedagogical Analysis of Prevention
of Recurrent Suicidal Behavior in Children and Young
People of Belarus .......................................... 157
The outcome of the research ................................ 187
Conclusion ................................................. 194
Supplement. Educational, Thematic Plans and Programs of
the Course "Socio-cultural Aspects of Environmental
Issues" ("Social Ecology") for Full-time Students and
Distance Learning .......................................... 198
List of Literature ............................................ 206
Name Index .................................................... 211
|