| Денчев С. Образовательная информационная среда: от аккредитованной квалификации к сертифицированным умениям. - М.: Логос, 2016. - 231 с.
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН Ч73-Д339
| |
Предисловие ..................................................... 6
Базовая концепция информационной среды .......................... 8
Информация ................................................... 8
Экономика информации ..................................... 11
Основные компоненты информационной среды .................... 14
Модели описания структурно-функциональных компонентов
информационной среды ..................................... 19
Информационная среда. Ненадежность ....................... 20
Информационная среда - основные идентифицирующие
характеристики ........................................... 21
Университетская информационная среда ..................... 24
Развитие среды для информирования. А куда теперь? ........... 25
Общие положения .......................................... 25
Обеспечение доверия ...................................... 27
Обеспечение доверия в зависимости от вторичных факторов .. 29
Эволюция концепций информационных систем.
Наука об информировании ..................................... 30
Информационная ассиметрия ................................... 34
Информационная цивилизация ..................................... 36
Информационное общество ..................................... 36
Возникновение, характеристики и предпосылки создания
информационного общества ................................. 37
Экономика знания. Сущность, цели и тенденции ................ 45
Характерные аспекты преподавания информационных технологий
в вузах ........................................................ 49
Информатизация в системе высшего образования - важный
фактор для интеграции научных исследований и обучения ....... 57
Учебные платформы и образовательное содержание (контент) .... 59
Типы учебных платформ .................................... 59
Информатизация образования ..................................... 62
От аккредитованной квалификации к сертифицированным
умениям. Проблемы новой образовательной парадигмы ........... 62
Образование в условиях информационного общества
и экономики знаний .......................................... 62
Классические альтернативные образовательные модели .......... 64
Необходимые базовые умения, адекватные требованиям
для эффективной реализации в современном и будущем мире ..... 79
Библиотеки - основной компонент образовательной
информационной среды ........................................ 80
Сервисно-ориентированные библиотечные архитектуры ........... 80
Роль библиотек в образовательном процессе ................ 80
Современные представления о развитии библиотечного
обслуживания. Управление процессами в сервисно-
ориентированных библиотечных архитектурах ................ 81
Публичные библиотеки - центры информации, образования
и социального развития ................................... 85
Университетские библиотеки. Хорошие практики ................ 89
Библиотека Калифорнийского университета в Беркли ......... 90
Библиотека Московского государственного университета
им. М.В. Ломоносова ...................................... 92
Библиотечно-информационный центр Университета
библиотековедения и информационных технологий ............ 95
Лаборатория библиотечных технологий, связи
и информирования LibLab. Инновационные подходы
в профессиональной квалификации студентов в УниБИТ ....... 99
Межуниверситетская библиотека Сорбонны (БИС) ............ 102
Библиотечные трансформации. Исторический обзор ............. 106
Библиотеки в доиндустриальных обществах ................. 106
Библиотеки Древнего Востока ............................. 107
Библиотеки в эпоху Античности ........................... 109
Библиотеки в Средние века ............................... 113
Библиотеки в эпоху Возрождения .......................... 118
Библиотеки в индустриальном обществе .................... 120
Библиотеки в эпоху Просвещения .......................... 121
Библиотеки XIX - середины XX вв ......................... 123
Библиотеки в постиндустриальном обществе ................ 125
Глобальные проекты для создания и использования цифровых
информационных фондов ................................... 134
Проект «Гутенберг» ...................................... 135
Национальная цифровая библиотека США .................... 136
Программа «Память Америки» .............................. 137
Проект «Встреча на границе» ............................. 138
Международная электронная библиотека для детей .......... 138
Проект «Библиотека Универсалис» ......................... 139
Проект оцифровки Google ................................. 141
Европейские проекты ..................................... 144
Социализация культурно-исторического наследия
в информационной среде Университета библиотековедения
и информационных технологий ................................ 149
Создание и развитие аспирантских школ при мировых
"университетских структурах ................................... 156
Общие сведения ............................................. 156
Аспирантское обучение в США ................................ 101
Калифорнийский технологический институт ................. 100
Массачусетский технологический институт ................. 174
Аспирантское обучение в Российской Федерации ............... 177
Южный федеральный университет - Ростов-на-Дону .......... 183
Российский университет дружбы народов ................... 185
Обучение в аспирантуре в Германии .......................... 187
Мюнхенский университет Людвига-Мксимилиана .............. 191
Бременский университет .................................. 194
Аспирантское обучение во Франции ........................... 196
Парижская школа менеджмента ............................. 199
Университет в Страсбурге ................................ 202
Аспирантское обучение в Австрии ............................ 203
Венский университет ..................................... 207
Литература .................................................... 217
|
Представлена базовая концепция информационной среды, проанализированы ее основные аспекты. Раскрыто понятие информационной цивилизации, показано место в ней экономики знаний. Рассмотрены характерные черты преподавания информационных технологий в вузах. Дан анализ особенностей образования в условиях информационного общества и экономики знаний. Раскрыта роль библиотек как основного компонента информационной образовательной среды. Особое место отведено развитию аспирантуры в университетах мирового класса в контексте подготовки научных кадров для решения инновационных задач.
Для науковедов, историков науки, руководящего и научно-педагогического состава учреждений образования и науки, специалистов библиотек. Будет интересна представителям интеллектуальных кругов читателей.
|
|