| Мещерякова Т.В. Модели биоэтики: философско-методологический анализ социокультурных оснований биоэтики - Томск: Изд-во Томского гос. пед. ун-та, 2016. - 159 с. - (Системы и модели: границы интерпретаций).
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН Р-М565
| |
Введение
Глава 1. МОДЕЛИ БИОЭТИКИ ........................................ 7
1.1 Что такое «модель»? ........................................ 8
1.2 Биоэтика как модель медицинской этики ..................... 14
1.3 Многообразие моделей биоэтики и их оснований .............. 19
1.4 Основные модели врачевания ................................ 29
1.5 Модели различных сфер медицинской деятельности ............ 52
Глава 2. НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БИОЭТИКИ .......................... 62
2.1 Биоэтика не совсем наука .................................. 62
2.2 Биоэтика на пересечении научного и вненаучного ............ 72
2.3 Особенности современной науки и место в ней биоэтики ...... 85
2.4 Трансдисциплинарность или синтез? ......................... 90
Глава 3. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВАНИЯ БИОЭТИКИ ........................ 95
3.1 Биоэтика не философия ..................................... 95
3.2 Логико-методологические основания биоэтики ............... 102
3.3 Биоэтический диалог как процедура и его самоценность ..... 123
3.4 Философско-антропологические основания биоэтики .......... 133
Заключение .................................................... 145
Список литературы ............................................. 148
|
В монографии исследованы основания для существования многообразных моделей биоэтики. Установлено, что биоэтика, формируясь и существуя на пересечении научного и вненаучного дискурсов современной культуры, представляет собой особую специфическую форму современного научного знания, воплотившегося в синтезе нескольких научных дисциплин, ни к одной из которых она в конечном счете не сводится. Выяснено, что этот синтез и представляет собой иоле современных исследований, и является основанием дня реализации статуса биоэтики как социальной практики, ориентированной на реализацию биоэтического диалога в обществе. Выявлены философские основания множественности образов биоэтики и существующего многообразия моделей биоэтики: I) логико-методологические особенности эпистемологии медицины отражают ее внимание к индивидуальности, необходимость защиты которой становится особенно актуальной в связи с развитием биомедицинских технологий; 2} самоценность биоэтического диалога в коммуникативном пространстве современной культуры свидетельствует о социокультурной функции биоэтики; 3) философско-антропологические основания биоэтики напрямую связаны с проблематизацией сущности человека в результате появления и развития технологий, нацеленных на модификацию самой природы человека.
Для широкого круга специалистов в области биоэтики, а также для аспирантов и студентов, интересующихся ее проблемами.
|
|