Гордиенко А.А. Новосибирский Академгородок - реликт «утраченного мира», или «Силиконовая тайга». Кн.1. (Новосибирск, 2014) - ОГЛАВЛЕНИЕ
Навигация
ОбложкаГордиенко А.А. Новосибирский Академгородок - реликт «утраченного мира», или «Силиконовая тайга». - Кн.1. Социально-исторические и генетические предпосылки трансформации науки XXI века. - Новосибирск: ИФИП, 2014. - 385 с.
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН     Ч21-Г682/1  
Оглавление книги
ВВЕДЕНИЕ ........................................................ 3

I. Человекообразование и первичные предпосылки современных
   когнитивных способностей человека ............................ 7

 1. Чувственный резонанс и трансцендирование .................... 7
    1.1  Чувственный резонанс как прорыв через Ничто ............ 7
    1.2  Предпосылки духовного стержня человека ................ 10
    1.3  Человекообразование - процесс произведения себя в
         сопряжении с Всецелым ................................. 13

 2. Экзистенциальное бытие и человекообразующий контур ......... 16
    2.1  Понятие экзистенциального бытия ....................... 16
    2.2  Экзистенциальное как пространство отношений
         возникающего духовного (сверхприродного) и природного
         в человеке ............................................ 18
    2.3  Экзистенция и культура ................................ 22
    2.4  Человекообразующий контур как специфически
         квантифицируемая часть Всецелого ...................... 25

 3. Человек в первичном человекообразующем контуре ............. 27
    3.1  Аскеза как состояние, порождающее человекообразование . 27
    3.2  Гармония со Всецелым как механизм облагораживания
         чувств на основе Красоты и Добра ...................... 28
      3.2.1  Правда о себе и асимметричность
             (сосредоточенность на Другом) как признак
             человекообразующей позиции ........................ 32
      3.2.2  Метафизическая нужда в Другом и
             смыслообразующая деятельность ..................... 35
    3.3  Формирование «сферы предмыслия» ....................... 38

 4. Человекообразующий контур, человеческая двухкомпонентная
    телесность и ее духовные корреляты ......................... 39
    4.1  Коллективное бессознательное как потенциал Духовного .. 39
    4.2  Процесс предметно-осуществляемого общения и сознание .. 43

 5.  Живая общность как единство духовного и материального ..... 48
     5.1  Одухотворенная телесность, любовь и первичное
          этническое сообщество ................................ 48
     5.2  Человек и природа в живой общности ................... 50

 6.  К характеристике исходной познавательной позиции индивида . 57
     6.1  Чувственный резонанс как основание многообразных
          потенций индивидов ................................... 57
     6.2  Чувственный резонанс - пространство «разума
          проникающего» ........................................ 61

 7.  Деградация человекообразующего контура .................... 66
     7.1  Внутренние основания деградации ...................... 66
     7.2  От экзистенциального к традиционному бытию ........... 69
       7.2.1  Культура и цивилизация ........................... 69
       7.2.2  Традиционализм и произвольное действие ........... 76
     7.3  Сущность «грехопадения» человека: от эмпатии к
          враждебности в отношениях людей ...................... 83
     7.4  От «проникающего разума» к современным когнитивным
          способностям ......................................... 96

II.  Западная наука как продукт эндогенной модернизации ....... 101

 1.  Античный полис и Римская республика: зарождение
     рационального мышления ................................... 101

 2.  Архетипические и исторические основания модернити ........ 117
     2.1  Переход от чувственного резонанса к индивидуализации
          в системе человекообразования ....................... 117
     2.2  Качественные изменения в человекообразующем контуре
          в связи с развитием второй компоненты человеческой
          телесности .......................................... 123
     2.3  Цивилизация как сложный социокультурный организм и
          механизмы ее трансформации .......................... 129
     2.4  Партикулярная индивидуация как основание
          западноевропейской модернити ........................ 135

 3.  Западная эндогенная модернизация ......................... 141
     3.1  Культурно-исторические и политические предпосылки ... 141
     3.2  Разрушение общины и формирование класса наемных
          работников .......................................... 147
     3.3  Мирская аскеза как основание организационно-
          технического совершенствования производства ......... 149

 4.  Парадигмальное ядро и перспективы техногенной
     цивилизации .............................................. 154

 5.  Западная (классическая) наука как средство познания
     и овладения «вещным миром» ............................... 172

III.  Российская наука в координатах исторических вызовов
      XX века ................................................. 187

 1.  Восходящая индивидуализация как основание российской
     цивилизации .............................................. 187

 2.  Российская наука как императив духовной атмосферы России . 197

 3.  Наука в советском обществе ............................... 219

 4.  Комплексные научные центры Сибири: прорыв в новую
     коммуникационную среду (на примере Новосибирского
     Академгородка) ........................................... 234
     4.1  Новое институциональное строительство науки ......... 234
     4.2  «Лесной город» как единство природного комплекса и
          застройки ........................................... 247
     4.3  Комплексный научный центр как единый социальный
          организм ............................................ 255
     4.4  Академгородок как пространство коммуникативной
          рационализации микросоциума науки ................... 259
     4.5  Особенности культурной жизни Академгородка .......... 265
     4.6  Формы самоорганизации местного сообщества ........... 266
     4.7  К проблеме деградации микросоциума Новосибирского
          Академгородка в советскую эпоху ..................... 268

IV.  Социально-исторические и генетические предпосылки
     трансформации науки XXI века ............................. 274

 1.  Глобализация как процесс развития человеческого в
     человеке ................................................. 274

 2.  Глобализация и «современность технологий» ................ 281
     2.1  Модернити и две современности ....................... 281
     2.2  Глобализация, вестернизация, и модернизация ......... 288
     2.3  Множество модернизмов и страны «автохтонного
          капитализма» ........................................ 294
     2.4  Современная глобализация как тенденция к объединению
          человечества: проблемы и противоречия ............... 296
     2.5  Символическое пространство как фактор современной
          глобализации ........................................ 302
     2.6  Эпоха ультраимпериализма как завершающая стадия
          сингулярного развития человеческого мира ............ 305

 3.  Глобализация и «современность освобождения» .............. 309
     3.1  Потребительское общество, символическое влияние
          и человекообразование ............................... 309
     3.2  От индустриального общества к обществу знания:
          подготовка условий для освоения «современности
          освобождения» ....................................... 316

 4.  Социокультурные реалии современности и тенденции
     формирования нового механизма человекостояния ............ 332
     4.1  Парадокс современности освобождения и его
          последствия ......................................... 332
     4.2  Кризис индивидуализации ............................. 339
     4.3  формирование нового типа личности (полной
          индивидуальности) ................................... 345
          4.3.1  Актуализация экзистенциального бытия как
                 основание антропной идентичности ............. 345
          4.3.2  Тенденции высвобождения аскезного начала ..... 351

 5.  Человекообразование: проблемы и механизмы развертывания
     в современном мире ....................................... 359
     5.1  Первокультура как предпосылка и основание
          человекобразования .................................. 359
     5.2  Первичная предрасположенность к трансцендированию ... 361
     5.3  Сообщество в человекообразующем контуре (внутренняя
          полнота человекообразования) ........................ 362
     5.4  Первокультура и человекообразование ................. 368
     5.5  Восстановление внешней полноты человекообразующего
          контура ............................................. 370

 6.  Наука, человек и человекостояние ......................... 372
     6.1  Границы научного познания и вызовы современности .... 372
     6.2  Ученый и человекостояние ............................ 378

Заключение .................................................... 381

В монографии рассматриваются два глобальных этапа в формировании человеческого сознания и, соответственно им, два вида самосознания и типа познания - «гармоничный» (основанный преимущественно на эмпатии, интуиции, эмоционально-чувственном резонансе человека со всем во Вселенной) и «взламывающий» (рациональный, потерявший связь с сущностями вещей и пытающийся познавать целое через его разъятие и расчленение на отдельные части). Намечены подходы к осмыслению условий возвышения человека к своей природе, обеспечивающие восстановление человекообразующего контура в контексте формирования общепланетарной второй компоненты человеческой телесности и в этой связи обращения (возвращения) разума к своему человекообразующему началу на основе воплощения единства Правды (истины и справедливости), Добра и Красоты. Именно эти условия обусловливают развитие человеческого отношения к миру и познанию, характеризуются поворотом (на новом уровне) к интуиции, к учету взаимосвязанности человека и его деятельности с жизнью всей планеты.


Архив поступлений новой литературы | Отечественные поступления | Иностранные поступления
 

[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  © 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН  

Документ изменен: [an error occurred while processing this directive] Размер: 19,509 bytes.
Посещение N 1783 c 28.03.2017