Колеватов В.А. Введение в методологию научного исследования (Новосибирск, 2016) - ОГЛАВЛЕНИЕ
Навигация
ОбложкаКолеватов В.А. Введение в методологию научного исследования: учеб. пособие. - Новосибирск: СибАГС, 2016. - 134 с.
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН     Ч21-К602  
Оглавление книги
ВВЕДЕНИЕ: ТРИ ИПОСТАСИ НАУКИ .................................... 4
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ............................. 8
   ПОЗНАНИЕ МИРА И САМОПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ........................ 8
   ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ ............ 8
   СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ ................................... 12
УСЛОВИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ............................ 14
   ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ......................................... 14
   СУБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ........................................ 15
   СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ ........................................... 17
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ................ 21
   МЕТОД И МЕТОДОЛОГИЯ ......................................... 21
   ВИДЫ ПОЗНАНИЯ И ЗНАНИЯ ...................................... 26
   ФИЛОСОФСКОЕ ПОЗНАНИЕ ........................................ 29
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ................ 32
   ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ............................... 32
   КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ .......................... 37
МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ .............................. 42
   НАУЧНЫЙ ФАКТ ................................................ 42
   НАБЛЮДЕНИЕ .................................................. 43
   ИЗМЕРЕНИЕ ................................................... 45
   ЭКСПЕРИМЕНТ ................................................. 46
   СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ...................................... 49
   АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ............................................. 51
   ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ ......................................... 54
   КЛАССИФИКАЦИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ .............................. 56
   СПЕЦИФИКА ЭМПИРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ЗАКОНОВ .................... 58
МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ............................. 61
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БАЗИС НАУКИ И НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА ............ 62
   АБСТРАГИРОВАНИЕ И ИДЕАЛИЗАЦИЯ ............................... 65
   СООТНОШЕНИЕ АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО ...................... 67
   ИСТОРИЧЕСКИЙ И ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ ............................ 69
   НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ .............................................. 70
   РОЛЬ ГИПОТЕЗ ................................................ 72
ЯЗЫК НАУКИ ..................................................... 74
   ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА ................................... 74
   ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ........................................... 75
   ИСКУССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ ......................................... 76
   ФОРМАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ГРАНИЦЫ ................................... 77
   ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ ............................... 78
РОЛЬ МОДЕЛЕЙ В ПОЗНАНИИ ........................................ 81
   ПОНЯТИЕ МОДЕЛИ И МОДЕЛИРОВАНИЯ .............................. 81
   ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ МОДЕЛЕЙ .............................. 83
   УСЛОВНЫЕ И БЕЗУСЛОВНЫЕ МОДЕЛИРУЮЩИЕ СИСТЕМЫ ................. 86
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ В НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ ............... 91
   МОДЕЛЬ КАК ОПРЕДМЕЧЕННОЕ ЗНАНИЕ ............................. 93
   МОДЕЛЬ И ТЕОРИЯ ............................................. 96
   ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ...... 102
   ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ................................. 109
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ .......................... 114
   НЕОБХОДИМОСТЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ........................... 114
   ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ И СИСТЕМНОГО МЕТОДА ........................ 116
   СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕНАУЧНЫХ МЕТОДОВ И СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ....... 118
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ И ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ .................................... 121
   ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ..... 121
   ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФИЛОСОФИИ И КОНКРЕТНО-НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
   В ПРОЦЕССЕ ИХ РАЗВИТИЯ ..................................... 123
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ..................................... 125
ЛИТЕРАТУРА .................................................... 128

Цель пособия - дать последовательное и развернутое изложение темы «Методы научного познания». В лекциях, читаемых по учебному плану, указанная тема не выделена в самостоятельный раздел и потому освещается фрагментарно. Это явно недостаточно в современных условиях, когда проблемы научного метода и методологии становятся чрезвычайно актуальными не только для тех, кто намерен посвятить себя науке, но и для тех, кто ставит своей задачей усвоение и последующее применение научных знаний. Без понимания природы научного знания такое применение будет малоэффективным. Между тем в век научно-технического прогресса, всеобщей компьютеризации только умелое и настойчивое использование достижений науки дает возможность поддерживать отвечающие современным требованиям уровень управления и технологии производства во всех сферах человеческой деятельности.
Предназначено аспирантам и соискателям, а также студентам старших курсов.


Архив поступлений новой литературы | Отечественные поступления | Иностранные поступления
 

[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  © 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН  

Документ изменен: Wed Feb 27 14:29:20 2019 Размер: 11,124 bytes.
Посещение N 1892 c 14.03.2017