| Колеватов В.А. Введение в методологию научного исследования: учеб. пособие. - Новосибирск: СибАГС, 2016. - 134 с.
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН Ч21-К602
| |
ВВЕДЕНИЕ: ТРИ ИПОСТАСИ НАУКИ .................................... 4
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ............................. 8
ПОЗНАНИЕ МИРА И САМОПОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ........................ 8
ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ ............ 8
СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ ................................... 12
УСЛОВИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ............................ 14
ОБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ......................................... 14
СУБЪЕКТИВНЫЕ УСЛОВИЯ ........................................ 15
СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ ........................................... 17
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ................ 21
МЕТОД И МЕТОДОЛОГИЯ ......................................... 21
ВИДЫ ПОЗНАНИЯ И ЗНАНИЯ ...................................... 26
ФИЛОСОФСКОЕ ПОЗНАНИЕ ........................................ 29
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ................ 32
ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ............................... 32
КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ В НАУЧНОМ ПОЗНАНИИ .......................... 37
МЕТОДЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ .............................. 42
НАУЧНЫЙ ФАКТ ................................................ 42
НАБЛЮДЕНИЕ .................................................. 43
ИЗМЕРЕНИЕ ................................................... 45
ЭКСПЕРИМЕНТ ................................................. 46
СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ ...................................... 49
АНАЛИЗ И СИНТЕЗ ............................................. 51
ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ ......................................... 54
КЛАССИФИКАЦИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ .............................. 56
СПЕЦИФИКА ЭМПИРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ И ЗАКОНОВ .................... 58
МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ............................. 61
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БАЗИС НАУКИ И НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА ............ 62
АБСТРАГИРОВАНИЕ И ИДЕАЛИЗАЦИЯ ............................... 65
СООТНОШЕНИЕ АБСТРАКТНОГО И КОНКРЕТНОГО ...................... 67
ИСТОРИЧЕСКИЙ И ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ ............................ 69
НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ .............................................. 70
РОЛЬ ГИПОТЕЗ ................................................ 72
ЯЗЫК НАУКИ ..................................................... 74
ЯЗЫК КАК ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА ................................... 74
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК ........................................... 75
ИСКУССТВЕННЫЕ ЯЗЫКИ ......................................... 76
ФОРМАЛИЗАЦИЯ И ЕЕ ГРАНИЦЫ ................................... 77
ГРАФИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ПОЗНАНИЯ ............................... 78
РОЛЬ МОДЕЛЕЙ В ПОЗНАНИИ ........................................ 81
ПОНЯТИЕ МОДЕЛИ И МОДЕЛИРОВАНИЯ .............................. 81
ПРОБЛЕМА КЛАССИФИКАЦИИ МОДЕЛЕЙ .............................. 83
УСЛОВНЫЕ И БЕЗУСЛОВНЫЕ МОДЕЛИРУЮЩИЕ СИСТЕМЫ ................. 86
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ В НАУЧНОМ ИССЛЕДОВАНИИ ............... 91
МОДЕЛЬ КАК ОПРЕДМЕЧЕННОЕ ЗНАНИЕ ............................. 93
МОДЕЛЬ И ТЕОРИЯ ............................................. 96
ЭВРИСТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ...... 102
ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ................................. 109
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ .......................... 114
НЕОБХОДИМОСТЬ СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ........................... 114
ПОНЯТИЕ СИСТЕМЫ И СИСТЕМНОГО МЕТОДА ........................ 116
СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕНАУЧНЫХ МЕТОДОВ И СИСТЕМНОГО ПОДХОДА ....... 118
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ И ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ .................................... 121
ОБЩИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ..... 121
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ФИЛОСОФИИ И КОНКРЕТНО-НАУЧНОГО ЗНАНИЯ
В ПРОЦЕССЕ ИХ РАЗВИТИЯ ..................................... 123
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ..................................... 125
ЛИТЕРАТУРА .................................................... 128
|
Цель пособия - дать последовательное и развернутое изложение темы «Методы научного познания». В лекциях, читаемых по учебному плану, указанная тема не выделена в самостоятельный раздел и потому освещается фрагментарно. Это явно недостаточно в современных условиях, когда проблемы научного метода и методологии становятся чрезвычайно актуальными не только для тех, кто намерен посвятить себя науке, но и для тех, кто ставит своей задачей усвоение и последующее применение научных знаний. Без понимания природы научного знания такое применение будет малоэффективным. Между тем в век научно-технического прогресса, всеобщей компьютеризации только умелое и настойчивое использование достижений науки дает возможность поддерживать отвечающие современным требованиям уровень управления и технологии производства во всех сферах человеческой деятельности.
Предназначено аспирантам и соискателям, а также студентам
старших курсов. |
|