Свердлик А.Г. Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна: как устроена кора головного мозга, почему ее возможности ограничены и как эмоции, дополняя работу коры, позволяют человеку совершать научные открытия (М., 2016) - ОГЛАВЛЕНИЕ
Навигация
ОбложкаСвердлик А.Г. Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна: как устроена кора головного мозга, почему ее возможности ограничены и как эмоции, дополняя работу коры, позволяют человеку совершать научные открытия. - М.: URSS, 2016. - 249 с.
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН     Е9-С242  
Оглавление книги
ПРЕДИСЛОВИЕ ..................................................... 8

ГЛАВА 1. НЕПОСТИЖИМАЯ ТОЧНОСТЬ МАТЕМАТИКИ ....................... 13
1  От Платона до наших дней ..................................... 13
2  Что отличает математику от прочих дисциплин .................. 19
3  Взлет и падение формальной математической логики ............. 22
4  Так ли уж умны умные машины? ................................. 25
5  Интуиция как главное орудие умственного труда ................ 33
6  «Откуда взялась математика» .................................. 38

ГЛАВА 2. КАК ВПЕЧАТЛЕНИЯ ВЛИЯЮТ НА ЛОГИКУ ....................... 46
1  Автономная и соматическая нервная система .................... 46
2  эволюция и свобода воли ...................................... 51
3  Большие возможности малого мира: мозг и теория графов ........ 55
4  Устройство коры головного мозга .............................. 61
5  Как взаимодействуют между собой различные отделы коры ........ 68
6  Нейроанатомия и математическое мышление ...................... 72
7  Групповое кодирование ........................................ 75
8  Как физиология искажает формальную логику .................... 79
Выводы .......................................................... 82

ГЛАВА 3. РАБОЧАЯ ПАМЯТЬ НА СЛУЖБЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО РАЗУМА ....... 84
1  Когнитивная кора и когнитивные штампы ........................ 84
2  Лирическое отступление: компьютер в роли психолога ........... 87
3  Рабочая память как фасад нашего сознания ..................... 90
4  Откуда рабочая память берет информацию ....................... 96
5  От чего абстрагируется наше абстрактное мышление ............ 100
6  Реквием математическому платонизму? ......................... 104
Выводы ......................................................... 111

ГЛАВА 4. ВО ВЛАСТИ ЭМОЦИЙ ...................................... 113
1  Triune brain ................................................ 113
2  Немного истории ............................................. 115
3  Исследование эмоций на животных ............................. 117
4  Как выразить наши чувства сухим нейронаучным языком ......... 122
5  Вначале было тело ........................................... 126
6  Чувства - основа и залог интеллекта ......................... 128
7  Прозак и философия экзистенциализма ......................... 130
8  Эмоции и мотивация .......................................... 135
9  Гений в депрессии ........................................... 140
10 Интеллект, ведомый страстью ................................. 143
Выводы ......................................................... 147

ГЛАВА 5. ВНИЗ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВВЕРХ ....................... 149
1  Интерпретация фактов небеспристрастна ....................... 149
2  Выбрать — значит узнать ..................................... 152
3  Какими фактами мы располагаем ............................... 155
4  Механизмы феномена узнавания ................................ 158
5  Частный случай общего правила: запоминание и распознавание 
   лиц ......................................................... 162
6  Когниция и рекогниция ....................................... 167
7  Память тела ................................................. 168
8  Синдром Капгра: чужой среди своих ........................... 172
9  Тело, эмоции и расстройства узнавания ....................... 177
10  Нейрофизиология гармонии и диссонанса ...................... 181
Выводы ......................................................... 182

ГЛАВА 6. ТЕЛО КАК ОРГАН НЕАЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ............ 184
1  Не умом, а сердцем .......................................... 185
2  О пользе азартных игр: Iowa Gambling Test ................... 188
3  Схемы в мозгу ............................................... 194
4  Физические тела и их абстракции ............................. 199
5  Уроки нейронной картографии ................................. 202
6  мозг, упорно отрицающий сам себя ............................ 204
7  Круговращения внутри нас .................................... 207
8  Еще несколько слов об искусственном интеллекте .............. 211
Выводы ......................................................... 213

ГЛАВА 7. КАК МАТЕМАТИКЕ УДАеТСЯ ОБМАНУТЬ ФИЗИОЛОГИЮ ............ 216
1  Повторение пройденного: внешность обманчива ................. 216
2  Просто объекты и математические объекты ..................... 222
3  Зеркальные нейроны и что они отражают ....................... 226
4  В движении жизнь, в движении ................................ 229
5  Главная А-модальность ....................................... 234

ПОСЛЕСЛОВИЕ .................................................... 240
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ .............................................. 244
ЛИТЕРАТУРА ..................................................... 246

Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. «Непостижимая эффективность математики», как в свое время определил этот феномен Э. Вигнер, горячо дискутируется в научной среде со времен Платона, но объяснение ему не найдено.
Автор, впервые в истории изучения этого вопроса, пытается подойти к нему с позиций нейронауки. В книге описаны анатомо-физиологические механизмы, лежащие в основе абстрактного мышления и формальной логики. Показано, что эти механизмы неизбежно закладывают погрешности в любые модели, которые создает кора головного мозга, и делают ее в принципе неспособной к идеальным логическим построениям. Далее обсуждаются эмоциональные и телесные аспекты процесса мышления, которые не только участвуют в поиске решения проблем, но и корректируют погрешности формальных когнитивных схем, давая нам таким образом возможность постигать математические истины.
Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся работой мозга и природой абстрактного мышления. Она написана легким и доступным языком, не содержит формул и не требует специального технического или гуманитарного образования.


Архив поступлений новой литературы | Отечественные поступления | Иностранные поступления
 

[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  © 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН  

Документ изменен: Wed Feb 27 14:29:16 2019 Размер: 13,434 bytes.
Посещение N 2163 c 21.02.2017