| Свердлик А.Г. Как эмоции влияют на абстрактное мышление и почему математика невероятно точна: как устроена кора головного мозга, почему ее возможности ограничены и как эмоции, дополняя работу коры, позволяют человеку совершать научные открытия. - М.: URSS, 2016. - 249 с.
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН Е9-С242
| |
ПРЕДИСЛОВИЕ ..................................................... 8
ГЛАВА 1. НЕПОСТИЖИМАЯ ТОЧНОСТЬ МАТЕМАТИКИ ....................... 13
1 От Платона до наших дней ..................................... 13
2 Что отличает математику от прочих дисциплин .................. 19
3 Взлет и падение формальной математической логики ............. 22
4 Так ли уж умны умные машины? ................................. 25
5 Интуиция как главное орудие умственного труда ................ 33
6 «Откуда взялась математика» .................................. 38
ГЛАВА 2. КАК ВПЕЧАТЛЕНИЯ ВЛИЯЮТ НА ЛОГИКУ ....................... 46
1 Автономная и соматическая нервная система .................... 46
2 эволюция и свобода воли ...................................... 51
3 Большие возможности малого мира: мозг и теория графов ........ 55
4 Устройство коры головного мозга .............................. 61
5 Как взаимодействуют между собой различные отделы коры ........ 68
6 Нейроанатомия и математическое мышление ...................... 72
7 Групповое кодирование ........................................ 75
8 Как физиология искажает формальную логику .................... 79
Выводы .......................................................... 82
ГЛАВА 3. РАБОЧАЯ ПАМЯТЬ НА СЛУЖБЕ АЛГОРИТМИЧЕСКОГО РАЗУМА ....... 84
1 Когнитивная кора и когнитивные штампы ........................ 84
2 Лирическое отступление: компьютер в роли психолога ........... 87
3 Рабочая память как фасад нашего сознания ..................... 90
4 Откуда рабочая память берет информацию ....................... 96
5 От чего абстрагируется наше абстрактное мышление ............ 100
6 Реквием математическому платонизму? ......................... 104
Выводы ......................................................... 111
ГЛАВА 4. ВО ВЛАСТИ ЭМОЦИЙ ...................................... 113
1 Triune brain ................................................ 113
2 Немного истории ............................................. 115
3 Исследование эмоций на животных ............................. 117
4 Как выразить наши чувства сухим нейронаучным языком ......... 122
5 Вначале было тело ........................................... 126
6 Чувства - основа и залог интеллекта ......................... 128
7 Прозак и философия экзистенциализма ......................... 130
8 Эмоции и мотивация .......................................... 135
9 Гений в депрессии ........................................... 140
10 Интеллект, ведомый страстью ................................. 143
Выводы ......................................................... 147
ГЛАВА 5. ВНИЗ ПО ЛЕСТНИЦЕ, ВЕДУЩЕЙ ВВЕРХ ....................... 149
1 Интерпретация фактов небеспристрастна ....................... 149
2 Выбрать — значит узнать ..................................... 152
3 Какими фактами мы располагаем ............................... 155
4 Механизмы феномена узнавания ................................ 158
5 Частный случай общего правила: запоминание и распознавание
лиц ......................................................... 162
6 Когниция и рекогниция ....................................... 167
7 Память тела ................................................. 168
8 Синдром Капгра: чужой среди своих ........................... 172
9 Тело, эмоции и расстройства узнавания ....................... 177
10 Нейрофизиология гармонии и диссонанса ...................... 181
Выводы ......................................................... 182
ГЛАВА 6. ТЕЛО КАК ОРГАН НЕАЛГОРИТМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ............ 184
1 Не умом, а сердцем .......................................... 185
2 О пользе азартных игр: Iowa Gambling Test ................... 188
3 Схемы в мозгу ............................................... 194
4 Физические тела и их абстракции ............................. 199
5 Уроки нейронной картографии ................................. 202
6 мозг, упорно отрицающий сам себя ............................ 204
7 Круговращения внутри нас .................................... 207
8 Еще несколько слов об искусственном интеллекте .............. 211
Выводы ......................................................... 213
ГЛАВА 7. КАК МАТЕМАТИКЕ УДАеТСЯ ОБМАНУТЬ ФИЗИОЛОГИЮ ............ 216
1 Повторение пройденного: внешность обманчива ................. 216
2 Просто объекты и математические объекты ..................... 222
3 Зеркальные нейроны и что они отражают ....................... 226
4 В движении жизнь, в движении ................................ 229
5 Главная А-модальность ....................................... 234
ПОСЛЕСЛОВИЕ .................................................... 240
ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ .............................................. 244
ЛИТЕРАТУРА ..................................................... 246
|
Математика, в отличие от прочих дисциплин, универсальна и предельно точна. Она создает логическую структуру всех естественных наук. «Непостижимая эффективность математики», как в свое время определил этот феномен Э. Вигнер, горячо дискутируется в научной среде со времен Платона, но объяснение ему не найдено.
Автор, впервые в истории изучения этого вопроса, пытается подойти к нему с позиций нейронауки. В книге описаны анатомо-физиологические механизмы, лежащие в основе абстрактного мышления и формальной логики. Показано, что эти механизмы неизбежно закладывают погрешности в любые модели, которые создает кора головного мозга, и делают ее в принципе неспособной к идеальным логическим построениям. Далее обсуждаются эмоциональные и телесные аспекты процесса мышления, которые не только участвуют в поиске решения проблем, но и корректируют погрешности формальных когнитивных схем, давая нам таким образом возможность постигать математические истины.
Книга рассчитана на широкий круг читателей, интересующихся работой мозга и природой абстрактного мышления. Она написана легким и доступным языком, не содержит формул и не требует специального технического или гуманитарного образования. |
|