| Бадалян Л.Х. Развитие методологии оценки загрязнения атмосферного воздуха и снижения ущерба экосистеме города / Л.Х.Бадалян, В.Н.Курдюков. - Ростов-на-Дону: ДГТУ, 2015. - 162 с.
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН Д23-Б15
| |
Введение ........................................................ 5
1 КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ........... 11
1.1 Основные факторы, способствовавшие формированию
концепции устойчивого развития ......................... 11
1.2 Социальные аспекты устойчивого развития ................ 15
1.3 Эколого-экономические аспекты устойчивого развития ..... 22
1.4 Реализация концепции устойчивого развития .............. 26
2 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СНИЖЕНИЯ УЩЕРБА ОТ ВЫБРОСОВ
ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ ........................................ 32
2.1 Теоретические основы функционирования современной
экономики и проблемы перехода РФ к устойчивому
развитию ............................................... 32
2.2 Теоретико-прикладные аспекты государственной
политики снижения экономического ущерба от загрязнения
окружающей среды ....................................... 36
2.3 Природный потенциал в современной экономике ............ 42
2.4 Оценка экономического ущерба экосистеме от выбросов
загрязняющих веществ ................................... 46
2.5 Базовая эколого-экономическая модель возмещения
ущерба от фактических выбросов ЗВ на территории ........ 50
2.6 Возмещение экономического ущерба от выбросов
автотранспорта ......................................... 53
2.7 Оценка экономической эффективности природоохранной
деятельности ........................................... 56
2.8 Теоретические основы решения экологических проблем
автотранспортного комплекса ............................ 63
2.9 Инструменты экологической политики снижения
негативного влияния автотранспорта на окружающую
среду .................................................. 68
2.10 Эффективность мероприятий по защите экосистемы
города от техногенного воздействия автотранспорта ...... 78
3 ОСНОВЫ СИСТЕМЫ УЧЕТА ФАКТИЧЕСКИХ ВЫБРОСОВ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ
ВЕЩЕСТВ АВТОТРАНСПОРТОМ ..................................... 81
3.1 Метод определения предельно допустимой нагрузки
загрязняющих веществ на экосистему города .............. 81
3.2 Действующие методики расчета выбросов загрязняющих
веществ автотранспортом ................................ 96
3.3 Моделирование процесса загрязнения воздушной
среды автомобилями (авторская методика) ............... 101
3.4 Недостатки авторской методики ......................... 106
3.5 Этапы построения системы учета фактических выбросов
загрязняющих веществ автотранспортом .................. 108
3.6 Методы снижения токсичности отработавших газов
автотранспортных средств .............................. 112
4 РЕЗУЛЬТАТЫ РАСЧЕТОВ, КОМПЬЮТЕРНЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ НА МОДЕЛЯХ
ПРОЦЕССА ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА .................. 119
4.1 Расчет экологической выносливости территории .......... 119
4.2 Сравнение данных расчетов, выполненных по авторской
и официальным методикам ............................... 122
4.3 Анализ эмиссии загрязняющих веществ автомобилями
транспортного потока .................................. 126
4.4 Экономическая ответственность за загрязнение
атмосферного воздуха .................................. 130
4.5 Оценка негативного воздействия выбросов загрязняющих
веществ автотранспортом ............................... 137
4.6 Расчет эффективности природоохранных мероприятий ...... 139
Заключение .................................................... 147
Список использованных источников .............................. 151
|
В монографии рассматривается широкий круг вопросов, связанных с развитием методологии оценки загрязнения атмосферного воздуха и снижения ущерба экосистеме урбанизированной территории. В настоящем исследовании представлены результаты анализа теоретических и практических аспектов концепции устойчивого развития, предложены экономические, управленческие, экологические и технологические подходы повышения адекватности оценки и эффективности снижения экономического ущерба от загрязнения атмосферного воздуха на территории, произведены компьютерные эксперименты на моделях процесса загрязнения атмосферного воздуха.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в совершенствовании оценки негативного воздействия на окружающую среду и принятии управленческих решений для снижения экономического ущерба от выбросов автотранспорта. Результаты исследования могут быть использованы федеральными и региональными органами власти при определении приоритетных направлений снижения экономического ущерба. |
|