| Феномен научной школы: история, типология получения и передачи знаний, психология коммуникаций / В.М.Аникин, Б.Н.Пойзнер, Э.А.Соснин, А.В.Шувалов. - Саратов: СГУ им. Н.Г.Чернышевского, 2015. - 231 с.
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН Ч21-Ф423
| |
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ, ИЛИ НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ ЧТЕНИЯ ЭТОЙ
КНИЖКИ .......................................................... 3
Глава 1. ФИЗИКА В ПОКОЛЕНИЯХ: ОТ УЧИТЕЛЯ К УЧЕНИКУ .............. 6
1.2 «Фабрика молодых физиков» П.Н. Лебедева ................... 20
1.3 Лебедевские черты научного руководства .................... 23
1.4 Научная школа П.Н. Лебедева в истории Саратовского
университета .............................................. 43
Заключение: информация к размышлению ...................... 57
Глава 2. ОПЫТ ТИПОЛОГИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ НАУЧНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ И ЕГО УЧЕНИКА ..................................... 65
2.1 Передача научного знания как целеустремлённая система
деятельности .............................................. 63
2.2 О саморазрушительных явлениях в ЦСД науки ................ 129
2.3 Память в обществе и научно-образовательная школа ......... 146
Заключение: выводы и рекомендации ........................ 165
Глава 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАУЧНЫХ
НАПРАВЛЕНИЙ ................................................... 168
3.1 Психопатологические стадии в обновлении культуры
(на примере системы научной деятельности) ................ 168
3.2 Уточнение представлений о лидерстве ...................... 187
3.3 Согласованная целенаправленная система научной
деятельности ............................................. 198
Заключение: выводы и рекомендации ............................. 208
НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ..................................... 210
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ............................................. 212
|
Излагается подход к анализу процесса получения новых знаний и научного руководства в рамках научных школ (научных направлений) на базе теории целенаправленных систем деятельности, фактов и представлений характерологии, психологии и психиатрии. Даются общеметодологические и практические рекомендации по организации эффективной работы научно-образовательных школ. В качестве исторического примера анализируются особенности деятельности выдающегося физика П.Н.Лебедева как создателя и руководителя первой научной физической школы России мирового уровня, оказавшей существенное влияние на развитие науки и физического образования. |
|