| Иванов В.В. Россия: XXI век. Стратегия прорыва: технологии, образование, наука / В.В.Иванов, Г.Г.Малинецкий. - М.: URSS: ЛЕНАНД, 2015(2016). - 300 с. - (Будущая Россия; N 26).
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН C55-И20
| |
Предисловие. Обретение времени .................................. 8
Часть 1. Технологии ............................................ 15
Глава 1. Глобальные трансформации и технологический вызов ...... 15
1 Динамика и риски глобальных процессов .................... 19
2 Игра укладов ............................................. 21
3 Безопасность и экология технологий ....................... 26
Глава 2. Вторая холодная война, новая индустриализация
России и рециклинг - советские уроки ........................ 29
Глава 3. Технологии XXI века и формат войн будущего ............ 35
1 Кто и за что будет воевать в XXI веке .................... 37
2 В чем проблемы России? ................................... 61
3 Необходимость эффективных, прорывных решений в военно-
стратегической сфере ........................................ 76
4 Войны и оружие завтрашнего дня ........................... 83
5 Искусственный интеллект и математическое моделирование в
контексте войны и мира ................................... 92
6 Соответствие технологическому укладу ..................... 99
7 Образ Победы в контексте образования и науки ............ 106
Часть 2. Образование .......................................... 117
Глава 4. Проблемы, парадоксы и риски образовательных реформ
в России ................................................... 117
1 Будущее на кону ......................................... 117
2 Российский вариант ...................................... 126
3 Творцы или потребители? ................................. 130
4 Преодолеть ЕГЭ .......................................... 134
Глава 5. Кадры высшей квалификации ............................ 140
Глава 6. Российское образование в контексте национальной
безопасности ............................................... 149
1 Стратегия и тактика ..................................... 149
2 Взятки, «подкатки» и прочие недостатки .................. 151
3 Новая образовательная реальность ........................ 157
4 Любознательность и «образовательный налог» .............. 162
Часть 3. Наука ................................................ 165
Глава 7 Глобальный вызов ..................................... 165
Глава 8 Новое отношение к знанию ............................. 170
Глава 9 Научные и технологические перспективы первой
половины XXI века .......................................... 174
Глава 10 Наука и будущее России: главная системная проблема ... 187
Глава 11 Русская, советская, российская наука ................. 191
Глава 12 Испытание войной ..................................... 202
Глава 13 Усвоены ли уроки? .................................... 209
Глава 14 Реформы науки: мечты и реальность .................... 215
Глава 15 Проблемы научного законодательства ................... 232
Часть 4 Вектор: Назад в прошлое? Вперед в будущее! ........... 239
Глава 16 Еще раз о глобализации и постиндустриальном
обществе ................................................... 239
Глава 17 Сценарии и стратегические цели и приоритеты
развития России ............................................ 247
Глава 18 Основы интегральной политики инновационного
развития ................................................... 255
Глава 19 Общее образование: что делать, или параметры
порядка ................................................... 265
Глава 20 Модернизация системы высшего образования ............. 274
Глава 21 Немного об управлении ................................ 280
Глава 22 Математика новой реальности .......................... 283
Заключение .................................................... 291
Список литературы ............................................. 295
Список сокращений ............................................. 298
|
Представленная книга посвящена проблеме выбора стратегии развития России. Глобальные трансформации, каскад глобальных экономических, геополитических и военных кризисов поставили перед страной проблему выбора дальнейшей траектории развития. Существующая уже более двадцати лет парадигма развития страны уже исчерпала свои возможности и требует переосмысления. Исторический опыт наглядно показывает, что технологии, образование и наука, наряду с уникальными географическим положением и природными ресурсами, являются факторами, обеспечивающими полноправное присутствие России среди мировых лидеров.
Несмотря на потери, которые понесла научно-технологическая и образовательная сфера в ходе реформ, в стране еще сохранилось инновационное ядро, способное обеспечить интенсивный технологический, а в перспективе и социально-экономический рост. Авторами предлагаются подходы к решению проблемы повышения национальной конкурентоспособности на основе коренной модернизации научно-технологического и образовательного комплекса России.
Книга рассчитана на широкий круг читателей, студентов, преподавателей, научных работников, на руководителей различного уровня, в сферу интересов или должностных обязанностей которых входит разработка стратегии развития, и будет интересна и полезна всем, кого интересует будущее России.
|
|