Как становятся профессорами: академические карьеры, рынки и власть в пяти странах (М., 2015) - ОГЛАВЛЕНИЕ
Навигация
ОбложкаКак становятся профессорами: академические карьеры, рынки и власть в пяти странах / М.Соколов, К.Губа, Т.Зименкова и др. - М.: Новое литературное обозрение, 2015. - 822 с. - (История науки).
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН     С5-К16  
Оглавление книги
Предисловие ..................................................... 5

    СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ КАРЬЕРА ВО ФРАНЦИИ: КОМУ (НЕ) ДАНО СТАТЬ
                          «МАНДАРИНОМ»

ОБ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ФРАНЦУЗСКОЙ СОЦИОЛОГИИ .................. 35
История французской социологической науки ...................... 35
   1850-1910-е годы: движение «социальных обследований» и 
   «наука о социальных фактах» ................................. 35
   1920-1930-е годы: дюркгеймианцы и леплезианцы ............... 37
   1945-1958 годы: институционализация эмпирической 
   социологии .................................................. 38
   1958-1968 годы: укоренение социологии в университете
   в качестве дисциплины «для всех» ............................ 43
   1970-е годы: «Эпоха книг» и рождение критической 
   социологии .................................................. 46
   1980-е годы: диверсификация и демократизация ................ 52
   1990-е годы: движение в сторону профессионализации .......... 55
   2000-е годы: кризис социологии в контексте
   интернационализации ......................................... 57
Институциональное многообразие - главная специфика
французской академической жизни ................................ 63
   Университеты, grande école и grands établissements .......... 63
   Университетские социологические департаменты и их
   взаимоотношения с «факультетом», университетом,
   научными лабораториями ...................................... 70
   Содержание .................................................. 81

ОТ СТУДЕНТА ДО ДОЦЕНТА ......................................... 74
Докторская диссертация ......................................... 74
   История докторской диссертации .............................. 74
   Официальный статус докторанта и финансирование диссертации .. 78
   Защита диссертации в 2000-е годы: похвалы со стороны
   комиссии и другие тонкости .................................. 79
   Диссертационные скандалы .................................... 85
   Сложности и неудачи в карьере, связанные с диссертацией ..... 88
Социально-географическое измерение академической
стратификации .................................................. 90
Валидация докторской степени государственным университетским
советом ........................................................ 93
   Поиск временной работы в промежутке между защитой
   диссертации и получением постоянной позиции ................. 99
   Контрактные должности в университетах ....................... 99
«Постдоки» .................................................... 101
Другие рынки труда ............................................ 101

«ЖИЗНЬ УДАЛАСЬ»: ОТ ДОЦЕНТА ДО ПРОФЕССОРА ..................... 103
Конкурс на должность доцента в университете и других
учебных заведениях ............................................ 103
   Прохождение конкурса на получение постоянной позиции
   доцента в университетах и в grande école ................... 103
   Собеседование перед приемом на работу в университетском
   департаменте ............................................... 108
   Процедура найма в grand établissement ...................... 111
Рекрутирование на должность научного сотрудника ............... 115
   Ранги ученых в Государственном центре научных 
   исследований ............................................... 117
   Прохождение конкурса в Государственном центре научных
   исследований ............................................... 118

ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КАРЬЕРНЫЕ СТРАТЕГИИ УЧЕНЫХ И
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ................................................ 122
Административная работа ....................................... 122
Журнальные публикации и оценка деятельности научных
лабораторий ................................................... 124
Публикация книг ............................................... 131
Управление карьерами преподавателей ........................... 133

ОТ ПРОФЕССОРА ДО «МАНДАРИНА» .................................. 134
Хабилитация и квалификация на соответствие должности
профессора .................................................... 134
Обычные профессора и «мандарины» .............................. 141

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................... 144

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ............................................. 147


      СОЙТИ С УМА ИЛИ СТАТЬ ПРОФЕССОРОМ? УСПЕШНЫЕ КАРЬЕРЫ В
                      НЕМЕЦКОЙ СОЦИОЛОГИИ

УНИВЕРСИТЕТЫ: ИДЕАЛЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СВОБОДЫ И
КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ .............................................. 158
Историческая справка: нормативные основания науки в Германии .. 158
Университеты сегодня: утилитарная логика vs гумбольдтовский
идеал ......................................................... 159
Степени, образовательные ступени и законодательная рамка ...... 160

ДОЛГИЙ ПУТЬ В НАУЧНУЮ КАРЬЕРУ: ШАГ ПЕРВЫЙ. ОБРАЗОВАНИЕ ........ 167
Первый и основной шаг в научную карьеру: PhD/Dr ............... 168
ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ДИССЕРТАЦИИ: ШАГ ВТОРОЙ ........................... 175
Позиции в университете ........................................ 175
Хабилитация ................................................... 177
Младший профессор ............................................. 181
Профессура .................................................... 184
Немного о табу: неакадемическая работа и заработки ............ 186

СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ УСПЕШНОСТЬ: PUBLISH OR PERISH И ДРУГИЕ
ЛЕГЕНДЫ ....................................................... 190
   Я буду профессором ..........................................191
   Процедура отбора заявок для профессуры: формальная часть ... 191
Хороший профессор? Академический контроль и его границы ....... 198
Журналы и публикации .......................................... 205
   Система социологических журналов и ее оценка ............... 205
   Индексы, базы данных и рейтинги ............................ 206
   Изменения публикационных стратегий, связанные с 
   построением рейтингов ...................................... 207

ВСЕ РАВНЫ КАК НА ПОДБОР? СТРАТИФИКАЦИЯ АКАДЕМИЧЕСКОГО РАЯ ..... 215
Переход к новой тарификации зарплат ........................... 215
Знаки отличия: профессор, директор института, академик? ....... 219
   Источники исследовательского финансирования ................ 221
   Принадлежность к исследовательским институтам .............. 221
   Членство в академиях наук .................................. 222
   Другие знаки отличия ....................................... 223

РЕЗЮМЕ. КАК ЖЕ СТАТЬ УСПЕШНЫМ СОЦИОЛОГОМ? ..................... 225

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ............................................. 229

       В ПОИСКАХ «ЛУЧШЕГО УЧЕНОГО В МИРЕ»: НАЙМ В ЭЛИТАРНОМ
                    АМЕРИКАНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

АРХИТЕКТУРА АКАДЕМИЧЕСКОГО НАЙМА .............................. 240
Как появляются новые позиции? ................................. 240
Начало поиска: как распространяется объявление о вакансии? .... 250
Как происходит отбор? Степени и рекомендации .................. 252
Почему престиж степени имеет значение ......................... 259
   Гипотеза о ранней селекции: лучшие университеты отбирают
   лучших студентов ........................................... 262
   Гипотеза о влиянии среды: выпускники лучших университетов
   будут более продуктивными исследователями .................. 264
Промежуточное заключение. Советы «храбрым молодым людям» ...... 273

КОГДА СВЯЗИ ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЕ: АКАДЕМИЧЕСКИЙ НАЙМ КАК СТАТУСНЫЙ
СИМВОЛ ........................................................ 277
Академическая революция: в поисках «the best man in the
world» ........................................................ 287
Почему профессора играют за университеты? ..................... 297

ЗАКЛЮЧЕНИЕ .................................................... 306
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ............................................. 311

ИСТЕБЛИШМЕНТ И АУТСАЙДЕРЫ БРИТАНСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИЕРАРХИЯ БРИТАНСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ ............................. 325
Старые университеты ........................................... 325
«Краснокирпичные» университеты в больших городах
и «стеклянные» в зеленых полях ................................ 330
Новые университеты Эдж-Хилла .................................. 334

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БАЗА УНИВЕРСИТЕТОВ .............................. 338
Финансирующие советы и государственные блок-гранты ............ 341
Совет по экономическим и социальным исследованиям ............. 346

ВРЕМЯ РЕФОРМ .................................................. 353
Британские академические пятилетки: упражняясь в оценивании
исследований .................................................. 353
«И вы действительно все это прочитали?»: восприятие и
последствия RAE ............................................... 365
Бугимен для академиков: агентство гарантии качества ........... 375

ИСТОРИЯ БРИТАНСКОЙ СОЦИОЛОГИИ: ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ....... 380
Институционализация и экспансия ............................... 381
Современная стратификация дисциплины .......................... 389

АРХИТЕКТУРА АКАДЕМИЧЕСКИХ РЫНКОВ .............................. 393
Как возникают позиции? ........................................ 394
Ступени должностной лестницы .................................. 399
Британская академическая «тарифная сетка» и заработная плата .. 409
Политическая процедура назначения на должность ................ 413

ШАНСЫ НА РЫНКЕ ТРУДА .......................................... 499

КОГО ХОТЯТ УНИВЕРСИТЕТЫ? ...................................... 424
Докторская степень ............................................ 429
Публикации 
Преподавание .................................................. 431
Гранты ........................................................ 432

ОРГАНИЗАЦИЯ РЫНКА ТРУДА И ВОСПРОИЗВОДСТВО ИЕРАРХИЧЕСКОЙ
СИСТЕМЫ ....................................................... 433

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ............................................. 444

     ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, СЕТИ И АКАДЕМИЧЕСКИЕ
                 КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПОВЕРХНОСТИ: АКАДЕМИЧЕСКИЙ НАЙМ КАК
КОАЛИЦИОННАЯ ИГРА ............................................. 458

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ЛАНДШАФТ РОССИЙСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО МИРА .... 471
Советская предыстория ......................................... 471
Без Государя .................................................. 479
Возвращение Левиафана ......................................... 491

ИНТЕРЛЮДИЯ: СЕТИ И КУЛЬТУРЫ В РОССИЙСКОЙ СОЦИОЛОГИИ ........... 507
Исторический очерк ............................................ 507
Сила русских сетей ............................................ 511
Культуры и обычаи социологических племен ...................... 528

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ И КАРЬЕРЫ В НИХ .................. 545

ИНСТИТУТ РАН: КУРС ВЫЖИВАНИЯ В МИРЕ БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ ИНТРИГИ ... 596

ГРАНТОВАЯ ЭКОНОМИКА И ДРУГИЕ ВЕСТСАЙДСКИЕ ИСТОРИИ ............. 630

ПРОМЕЖУТОЧНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ...................................... 674

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ............................................. 676

      ВМЕСТО ЗАКЛЮЧЕНИЯ: АКАДЕМИЧЕСКИЕ КАРЬЕРЫ, ЛЕГИТИМНЫЕ
       ОПТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И БОЛЬШОЙ МЕРТОНИАНСКИЙ ВОПРОС

СЛОВАРИ И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ ПОДОЗРЕНИЙ: ОЧЕРК ТЕОРИИ
АКАДЕМИЧЕСКОГО ОБМАНА ......................................... 691

СИСТЕМА АКАДЕМИЧЕСКИХ КЛАССОВ И НЕДОВОЛЬНЫЕ ЕЮ ................ 721

КОНЕЦ ПРОФЕССОРСКОЙ ОЛИГАРХИИ ................................. 739
Государства ................................................... 744
Студенты ...................................................... 751
Дисциплины .................................................... 761

РЕФОРМЫ ....................................................... 766
Политические репрезентации дисциплины ......................... 766
Пересмотр условий контрактов и исследовательское
финансирование ................................................ 769
Формальные показатели ......................................... 776
К сравнительному анализу ...................................... 785

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ: ЗА ПРЕДЕЛАМИ АКАДЕМИЧЕСКОГО ПОРОКА И
ДОБРОДЕТЕЛИ ................................................... 797

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ............................................. 810

Как устроены академические карьеры в разных странах? Что надо и чего не надо делать, чтобы успешно взойти по их ступеням? Этот вопрос волнует три разные аудитории. Прежде всего, ответ на него интересует всех, кто стоит у подножья академической лестницы и оценивает свои шансы подняться по ней. Он занимает также администраторов, которые ломают голову над тем, как правильно перестроить эту лестницу, чтобы восхождение было легким делом для достойного и трудным для недостойного и чтобы профессорами становились только те, кто внес надлежащий вклад в науку и высшее образование. Интересен он и социологам, для которых действия первых двух групп - желающих занять свое место в академическом мире и его архитекторов - является благодатным предметом для изучения. Как разные игроки с зачастую конфликтующими мотивами договариваются о том, что считать вкладом в науку и высшее образование? Как претенденты выстраивают карьерную стратегию, чтобы в нужный момент доказать, что этот вклад фактически внесен ими, а другие оценивают достоверность их претензий? Какова человеческая и интеллектуальная цена каждого из возможных устройств академической лестницы? Основываясь на сравнительном исследовании карьер социологов в Великобритании, Германии, России, США и Франции, авторы проанализировали выигрышные и проигрышные варианты академической судьбы в каждой из этих стран и попробовали объяснить, какие институциональные и культурные факторы определяют специфику существования ученых в пяти национальных социологиях.


Архив поступлений новой литературы | Отечественные поступления | Иностранные поступления
 

[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  © 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН  

Документ изменен: Wed Feb 27 14:28:44 2019 Размер: 25,079 bytes.
Посещение N 2324 c 05.07.2016