| Трансдисциплинарность в философии и науке: подходы, проблемы, перспективы: сборник / под ред. В.Бажанова, Р.В.Шольца. - М.: Навигатор, 2015. - 563 с.
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН Ю25-Т654
| |
I. Введение
Дорожная карта трансдисциплинарности ........................... 11
II. Подходы к определению
Трансдисциплинарные case studies как подход
к обучению устойчивости в развитии. Исторические рамки и
теория ......................................................... 31
Р.В. Шольц, Д.Дж. Ланг, А. Вик, А.И. Вальтер, М. Штауффахер
Скрытое третье и многоликое великолепие бытия .................. 62
Б. Николеску
Дискурсы трансдисциплинарности: ретроспективный взгляд в
будущее ........................................................ 80
Дж. Т. Клейн
Коммуникативный подход к феноменам смысла ...................... 94
А. Огурцов
Философия трансдисциплинарности: подходы к определению ........ 109
Л. Киященко
О феномене трансдисциплинарной научной революции .............. 136
В. Бажанов
Трансдисциплинарные дискурсы постнеклассики: познание,
коммуникация, самоорганизация в антропосфере .................. 145
В. Буданов
Феномен транснауки: трансдисциплинарные измерения научного
знания ........................................................ 160
В. Моисеев
III. Проблемы типологии трансдисциплинарного познания
Основные эпистемологические предположения ..................... 179
Р.В. Шольц
Понимание природы человеческого действия. Интеграция
смыслов, механизмов, причин и контекстов ...................... 201
М. Кеестра
Трансдисциплинарность: на распутье между трансцендентным и
имманентным ................................................... 236
Я. Свирский
Трансдисциплинарность в контексте дихотомии прикладного
и фундаментального в науке .................................... 252
В. Пружинин
Трансдисциплинарность как трансдискурсивность ................. 263
Г. Гутнер
Трансдисциплинарность: в поисках оснований синтеза научного
знания ........................................................ 281
Е. Князева
Толерантность в дискурсе трансдисциплинарности ................ 302
Ю. Ищенко
Трансдисциплинарный характер гуманитарной экспертизы .......... 319
Б. Юдин
Межличностное восприятие как проблема междисциплинарного
научного познания ............................................. 334
A. Демидов, Д. Дивеев, К. Ананьева
Трансинтервальность нормы в биоэтике .......................... 346
Т. Сидорова
IV. Перспективы: возможности и ограничения
Трансдисциплинарность как способ преодоления экологической
неграмотности ................................................. 365
Р.В. Шольц
От междисциплинарности к трансдисциплинарности: мосты между
философией науки и философией культуры ........................ 416
B. Порус
Типы аргументации и их возможности в трансдисциплинарном
диалоге ....................................................... 433
И. Герасимова
Что такое прогресс в междисциплинарных исследованиях? ......... 451
Хр. Пол
Трансдисциплинарность и/или трансдуктивность: контекст языка .. 469
П. Тищенко
Трансдисциплинарность в исследовании тезаурусов новых
поколений ..................................................... 484
Вал. Луков
Трансдисциплинарные измерения биотехнологических инноваций .... 502
Е. Гребенщикова
Трансдисциплинарность нанотехнонауки .......................... 510
В. Горохов
Трансдисциплинарные подходы к моделированию будущего:
инновационный аспект .......................................... 526
И. Асеева
От монодисциплинарности к трансдисциплинарности в эволюции
представлений об управлении ................................... 543
В. Лепский
I. Introduction. Transdisciplinarity: a Roadmap ................ 20
II. Approaches to Definition
Transdisciplinary Case Studies as a Means of Sustainability
Learning: Historical Framework and Theory ...................... 31
R.W. Scholz, D.J. Lang, A. Wiek, A.I. Walter,
M. Stauffacher
The Hidden Third and the Multiple Splendor of Being ............ 62
B. Nikolescu
The Discourses of Transdisciplinarity: Looking Back to the
Future ......................................................... 80
J. Th. Klein
Communicative Approach to the Phenomena of Sense (in Russian) .. 94
A. Ogurtsov
Philosophy of Transdisciplinarity: Approaches to Definition
(in Russian) .................................................. 109
L. Kiyashchenko
Transdisciplinarity Type of Scientific Revolution (in
Russian) ...................................................... 136
V. Bazhanov
Transdisciplinary Discourses of a Postnonclassical Science:
Knowledge, Communication, Selforganization of the
Anthroposphere (in Russian) ................................... 145
V. Budanov
Transscience Phenomenon: Transdisciplinary Dimensions of
Scientific Knowledge (in Russian) ............................. 160
V. Moiseev
III. Problems of Transdisciplinarity Cognition Typology
Basic Epistemological Assumptions ............................. 179
R.W. Scholz
Understanding Human Action. Integraiting Meanings,
Mechanisms, Causes, and Contexts .............................. 201
M. Keestra
Transdisciplinarity: at the Crossroads between
Transcendental and Immanental (in Russian) .................... 236
Y. Svirsky
Transdisciplinarity in the Context of Dichotomy of Basic
and Applied Science (in Russian) .............................. 252
B. Pruzhinin
Transdisciplinarity as Transdiscoursivity (in Russian) ........ 263
G. Gutner
Transdisciplinarity: in Search of Foundations of Synthesis
of the Scientific Knowledge (in Russian) ...................... 281
H. Knyazeva
Tolerance in the Discourse of Transdisciplinarity (in
Russian) ...................................................... 302
Yu. Ishchenko
Transdisciplinary Humanitarian Expertise (in Russian) ......... 319
B. Yudin
Interpersonal Perception as the Problem of Interdisciplinary
Scientific Cognition (in Russian) ............................. 334
A. Demidov, D. Diveev, K. Anan'eva
Transinterval Norms in Bioethics (in Russian) ................. 346
T. Sidorova
IV. Prospects: Possibilities and Limitations
Transdisciplinarity for Environmental Literacy ................ 365
R.W. Scholz
From Interdisciplinary to Transdisciplinarity: Bridges
between Philosophy of Science and Philosophy of Culture (in
Russian) ...................................................... 416
V. Porus
Types of Argumentation and their Opportunities in
Transdisciplinary Dialogue (in Russian) ....................... 433
I. Gerasimova
What is Progress in Transdisciplinary Research? ............... 451
Ch. Pohl
Transdisciplinarity and/or Transductivity: Language Context
(in Russian) .................................................. 469
P. Tishchenko
Transcdisciplinarity in the Study of Thesauri of the New
Generations (in Russian) ...................................... 484
V. Lukov
Transdisciplinary Dimensions of Biotechnological Innovations
(in Russian) .................................................. 502
H. Grebenshchikova
Transdisciplinarity of Nanotechnoscience (in Russian) ......... 510
V. Gorokhov
Transdisciplinary Approaches to Simulation of the Future:
Innovative Aspect (in Russian) ................................ 526
I. Aseeva
From Monodisciplinarity to Transdisciplinarity in the
Evolution of Ideas Related to Governance (in Russian) ......... 543
V. Lepsky
|
Данная коллективная монография является первым изданием в России, которое посвящено осмыслению нового для развития современной науки и культуры феномена транс-дисциплинарности. Трансдисциплинарность в книге рассмотрена в широком научном и философском контекстах с точки зрения трансформаций ценностных и этических приоритетов в способах познания и решений практических задач, стилях мышления, позиционирующих исследователя и когнитивные сообщества, их отношения с обществом и культурой в целом по линии оценки риска и ответственности за результаты научных исследований не только сегодня, но и в ретроспективе прошлого и перспективе будущего. В книге принимают участие отечественные и зарубежные ученые, уже не первый год занимающиеся междисциплинарной и трансдисциплинарной проблематикой, представляющие свои размышления, которые еще не нашли сколько-нибудь полного отражения в современной отечественной литературе. Целью издания является знакомство широкого круга читателей с новым для науки и культуры феноменом трансдисци-плинарности, его трактовкой в мировой научной мысли, последствиями экспансии этого феномена, а также консолидация усилий по дальнейшему развитию трансдисциплинарных исследований в контексте множественности подходов к его интерпретации, анализа реальных проблем как в аспекте методологии, так по предмету исследования, - проблем, которые возникают, как правило, при рассмотрении сложных, становящихся явлений на границе компетенций естественнонаучного и социогуманитарного знания. В книге намечается перспектива дальнейших исследований трансдисциплинарного подхода, его эвристического потенциала и возможных пределов применения
This book is the first publication in Russia, which is devoted to comprehension of transdisciplinarity, new phenomenon for the development of modern science and culture. Transdisciplinarity in the book is considered in a broad scientific and philosophical context in terms of the transformation of values and ethical priorities related to study and solutions of certain practical problems and styles of reasoning. The role of the researchers and scientific communities is conceived, and their relations with society and culture as a whole through the assessment of risk and liability of research, meaning not only the given moment but the past and the future. Leading domestic and foreign scholars contributed to the book. They are dealing with interdisciplinary and transdisciplinary issues, which have not yet found any complete assessment in contemporary literature. The purpose of the publication is to introduce to wide audience the new scientific and cultural phenomenon (i.e. transdisciplinarity), its interpretation in the world literature, the consequences of the expansion of this phenomenon, as well as the consolidation of efforts to further development of transdisciplinary research. The context of a multiplicity of approaches to the interpretation, analysis of acute problems in aspect of the methodology presented. Issues that tend to arise when considering complex phenomena of science and socio-humanitarian knowledge are analyzed. Finally, the book is the prospect of further studies of the transdisciplinary approach, its heuristic potential, and possible limits of application.
|
|