Постовалова В.И. Наука о языке в свете идеала цельного знания: в поисках интегральных парадигм (М., 2016) - ОГЛАВЛЕНИЕ
Навигация
ОбложкаПостовалова В.И. Наука о языке в свете идеала цельного знания: в поисках интегральных парадигм. - М.: URSS: ЛЕНАНД, 2016. - 264 с. - (История лингвофилософской мысли).
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН     Ш1-П636  
Оглавление книги
От автора ....................................................... 7

Часть I. Лингвистическое познание в аспекте идеала цельного
знания ......................................................... 11

Глава первая. Идеал цельного знания в познании, культуре
и жизнетворчестве .............................................. 11
1.1  Идеал цельного знания в контексте формирования
     антропологии цельности .................................... 11
1.2  Программа цельного знания школы Всеединства:
     генетические истоки и установки ........................... 18

Глава вторая. Теоантропокосмическая парадигма представления
     лингвистической реальности в типологической перспективе ... 30
2.1  Три подхода к постижению лингвистической реальности
     в гуманитарном познании ................................... 30
2.2  Теоантропокосмическая парадигма изучения языка школы
     Всеединства ............................................... 37
     2.2.1  Экзистенциальные истоки и начала парадигмы ......... 38
     2.2.2  Основные принципы и онтологические представления
            теоантропокосмической парадигмы .................... 42
     2.2.3  Типологический лик и варианты конструирования
            теоантропокосмической парадигмы .................... 49
     2.2.4  О трагичности судьбы школы Всеединства ............. 53

Глава третья. Принцип целостности в научном познании
и формирование лингвистического знания ......................... 58
3.1  Лингвистика в интегративно-дифференциальном пространстве
     человеческого познания .................................... 58
3.2  Лингвистическое описание под знаком теоретико-
     методологического плюрализма .............................. 69
     3.2.1  Научное познание и принцип плюрализма .............. 69
     3.2.2  Онтологический статус лингвистического описания .... 75
     3.2.3  Критерии оценки лингвистического описания
            в ситуации «выбора теории» ......................... 78
     3.2.4  Принцип плюрализма и проблема взаимопонимания
            в научной коммуникации лингвистов .................. 79

Часть II. Идеал цельного знания в творческом осмыслении
А.Ф.Лосева ..................................................... 83

Глава первая. Концепция цельного знания А.Ф. Лосева ............ 83
1.1  Программа цельного знания В.С. Соловьева в творческой
     судьбе А.Ф. Лосева ........................................ 83
1.2  Основные сферы духовной жизни человека в концепции
     цельного знания А.Ф. Лосева ............................... 90
     1.2.1  Религия в свете идеала цельного знания ............. 90
     1.2.2  Философия в свете идеала цельного знания ........... 91
     1.2.3  Наука в свете идеала цельного знания ............... 92

Глава вторая. Трактат «Философия имени» А.Ф. Лосева как
цельное знание ................................................. 97
2.1  Общие замечания ........................................... 97
2.2  Глубинные установки и концептуальное содержание трактата .. 98
     2.2.1  Основные планы рассмотрения. Имя и вещь ............ 99
     2.2.2  Содержательный смысл трактата ..................... 102
2.3  «Философия имени» и ее эпистемологический лик ............ 106
     2.3.1  Философский план трактата ......................... 107
     2.3.2  Научно-эмпирический план трактата ................. 109
     2.3.3  Богословско-религиозный план трактата ............. 111
2.4  «Философия имени» как цельная философия: резюме анализа .. 118

Глава третья. От «Философии имени» к учению об абсолютной
диалектике и абсолютной мифологии ............................. 121
3.1  Абсолютная мифология как универсальная религиозно-
     философская система: общие принципы и установки .......... 121
     3.1.1  Эпистемологический статус учения и его
            методологический идеал ............................ 121
     3.1.2  Православные истоки учения об абсолютной
            мифологии и абсолютной диалектике А.Ф. Лосева:
            имяславие и исихазм ............................... 126
3.2  Ономатодоксия А. Ф. Лосева как цельное знание
     и цельная жизнь .......................................... 132
     3.2.1  Основные дефиниции и конструктивная модель ........ 132
     3.2.2  Диалектика имени и молитвы в ономатодоксии
            А.Ф. Лосева ....................................... 136
3.3  «Диалектические тайны» реальности сквозь
     призму цельного знания А.Ф. Лосева ....................... 139

Глава четвертая. Концепция цельного знания и цельной жизни
А.Ф. Лосева: pro et contra .................................... 150
4.1  Идеал цельного знания и цельной жизни А.Ф. Лосева через
     горнило испытаний ........................................ 150
4.2  Творческий путь А.Ф. Лосева в контексте становления
     отечественной философской мысли и гуманитарного
     познания XX XXI вв. ...................................... 159

Часть III. Наука о языке в интегративном пространстве
современного познания и культуры .............................. 168

Глава первая. Интегративные процессы в культуре и
гуманитарном познании ......................................... 170
1.1  О путях к обретению целостности человеческого духа
     и возможности взаимопонимания в культуре ................. 170
1.2  Основные стратегии и образы метасинтеза интегративных
     процессов в культуре ..................................... 173
     1.2.1  Метасинтез как Служение ........................... 173
     1.2.2  Метасинтез как Всеединство ........................ 175
     1.2.3  Метасинтез как Встреча и Диалог ................... 177
     1.2.4  Метасинтез как Гипертекст ......................... 180
1.3  Опыты интегративного моделирования в современной науке
     о языке .................................................. 181
     1.3.1  Интегративное метамоделирование историко-научных
            процессов ......................................... 181
     1.3.2  Интегративное моделирование языка ................. 183

Глава вторая. Теолингвистика, ее основания и пути
формирования .................................................. 192
2.1  Теолингвистика в контексте становления миросозерцания
     и гуманитарного познания XX-XXI вв. ...................... 192
2.2  Теолингвистика: от замысла к воплощению .................. 196
     2.2.1  Теолингвистика и ее эпистемологический лик ........ 196
     2.2.2  Теолингвистика и предмет ее изучения .............. 199
2.3  Православно-христианская теолингвистика: основные идеи
     и принципы представления теолингвистической реальности ... 201
2.4  Специфика и трудности теолингвистических исследований .... 205
2.5  Теолингвистика и некоторые перспективы ее развития ....... 209

Глава третья. Религиозные концепты в теолингвистическом
представлении ................................................. 212
3.1  Концепт как антропологическая и теоантропологическая
     реальность ............................................... 212
3.2  Концепт в современном гуманитарном познании и его
     истолкование ............................................. 214
3.3  Восхождение к концепту в современной гуманитарной науке:
     пути и пределы ........................................... 221
3.4  Реконструкция религиозных концептов в теоконцептологии:
     общие принципы и образы представления .................... 225
3.5  Религиозный концепт как мистико-семиотический феномен
     и уровни его смысловой экспликации ....................... 230

Заключение
Некоторые итоги и перспективы ................................. 240
Литература .................................................... 245
Примечания
Первые публикации ............................................. 263

В настоящей книге объединены исследования автора разных лет, в которых предпринимается попытка рассмотреть науку о языке сквозь интерпретационную призму идеала цельного (единого, всеобщего) знания, в контексте метамоделирования интегративных процессов в современной культуре и разработки интегральных парадигм в гуманитарном познании.
В работе содержится три части. В первой части дается эпистемологическая характеристика идеала цельного знания и проводится реконструкция теоантропокосмической парадигмы изучения языка, разрабатываемой в рамках программы цельного знания в отечественной школе Всеединства (П.А.Флоренский, с. Н.Булгаков, А.Ф.Лосев). Вторая часть книги посвящена осмыслению идеала цельного знания в творчестве А.Ф.Лосева, воплотившего основные установки данной программы в ее наиболее радикальной форме. В третьей части проводится анализ путей и принципов построения интегральных парадигм в современной лингвистике на материале формирования новых синтетических дисциплин в современном гуманитарном познании - теолингвистики и теоконцептологии, направленных на изучение взаимосвязи языка и религии с позиций идеала цельного знания.
Для лингвистов, филологов, культурологов, специалистов в области философской антропологии и методологии научного познания.


Архив поступлений новой литературы | Отечественные поступления | Иностранные поступления
 

[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  © 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН  

Документ изменен: Wed Feb 27 14:28:40 2019 Размер: 18,112 bytes.
Посещение N 2083 c 14.06.2016