| Постовалова В.И. Наука о языке в свете идеала цельного знания: в поисках интегральных парадигм. - М.: URSS: ЛЕНАНД, 2016. - 264 с. - (История лингвофилософской мысли).
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН Ш1-П636
| |
От автора ....................................................... 7
Часть I. Лингвистическое познание в аспекте идеала цельного
знания ......................................................... 11
Глава первая. Идеал цельного знания в познании, культуре
и жизнетворчестве .............................................. 11
1.1 Идеал цельного знания в контексте формирования
антропологии цельности .................................... 11
1.2 Программа цельного знания школы Всеединства:
генетические истоки и установки ........................... 18
Глава вторая. Теоантропокосмическая парадигма представления
лингвистической реальности в типологической перспективе ... 30
2.1 Три подхода к постижению лингвистической реальности
в гуманитарном познании ................................... 30
2.2 Теоантропокосмическая парадигма изучения языка школы
Всеединства ............................................... 37
2.2.1 Экзистенциальные истоки и начала парадигмы ......... 38
2.2.2 Основные принципы и онтологические представления
теоантропокосмической парадигмы .................... 42
2.2.3 Типологический лик и варианты конструирования
теоантропокосмической парадигмы .................... 49
2.2.4 О трагичности судьбы школы Всеединства ............. 53
Глава третья. Принцип целостности в научном познании
и формирование лингвистического знания ......................... 58
3.1 Лингвистика в интегративно-дифференциальном пространстве
человеческого познания .................................... 58
3.2 Лингвистическое описание под знаком теоретико-
методологического плюрализма .............................. 69
3.2.1 Научное познание и принцип плюрализма .............. 69
3.2.2 Онтологический статус лингвистического описания .... 75
3.2.3 Критерии оценки лингвистического описания
в ситуации «выбора теории» ......................... 78
3.2.4 Принцип плюрализма и проблема взаимопонимания
в научной коммуникации лингвистов .................. 79
Часть II. Идеал цельного знания в творческом осмыслении
А.Ф.Лосева ..................................................... 83
Глава первая. Концепция цельного знания А.Ф. Лосева ............ 83
1.1 Программа цельного знания В.С. Соловьева в творческой
судьбе А.Ф. Лосева ........................................ 83
1.2 Основные сферы духовной жизни человека в концепции
цельного знания А.Ф. Лосева ............................... 90
1.2.1 Религия в свете идеала цельного знания ............. 90
1.2.2 Философия в свете идеала цельного знания ........... 91
1.2.3 Наука в свете идеала цельного знания ............... 92
Глава вторая. Трактат «Философия имени» А.Ф. Лосева как
цельное знание ................................................. 97
2.1 Общие замечания ........................................... 97
2.2 Глубинные установки и концептуальное содержание трактата .. 98
2.2.1 Основные планы рассмотрения. Имя и вещь ............ 99
2.2.2 Содержательный смысл трактата ..................... 102
2.3 «Философия имени» и ее эпистемологический лик ............ 106
2.3.1 Философский план трактата ......................... 107
2.3.2 Научно-эмпирический план трактата ................. 109
2.3.3 Богословско-религиозный план трактата ............. 111
2.4 «Философия имени» как цельная философия: резюме анализа .. 118
Глава третья. От «Философии имени» к учению об абсолютной
диалектике и абсолютной мифологии ............................. 121
3.1 Абсолютная мифология как универсальная религиозно-
философская система: общие принципы и установки .......... 121
3.1.1 Эпистемологический статус учения и его
методологический идеал ............................ 121
3.1.2 Православные истоки учения об абсолютной
мифологии и абсолютной диалектике А.Ф. Лосева:
имяславие и исихазм ............................... 126
3.2 Ономатодоксия А. Ф. Лосева как цельное знание
и цельная жизнь .......................................... 132
3.2.1 Основные дефиниции и конструктивная модель ........ 132
3.2.2 Диалектика имени и молитвы в ономатодоксии
А.Ф. Лосева ....................................... 136
3.3 «Диалектические тайны» реальности сквозь
призму цельного знания А.Ф. Лосева ....................... 139
Глава четвертая. Концепция цельного знания и цельной жизни
А.Ф. Лосева: pro et contra .................................... 150
4.1 Идеал цельного знания и цельной жизни А.Ф. Лосева через
горнило испытаний ........................................ 150
4.2 Творческий путь А.Ф. Лосева в контексте становления
отечественной философской мысли и гуманитарного
познания XX XXI вв. ...................................... 159
Часть III. Наука о языке в интегративном пространстве
современного познания и культуры .............................. 168
Глава первая. Интегративные процессы в культуре и
гуманитарном познании ......................................... 170
1.1 О путях к обретению целостности человеческого духа
и возможности взаимопонимания в культуре ................. 170
1.2 Основные стратегии и образы метасинтеза интегративных
процессов в культуре ..................................... 173
1.2.1 Метасинтез как Служение ........................... 173
1.2.2 Метасинтез как Всеединство ........................ 175
1.2.3 Метасинтез как Встреча и Диалог ................... 177
1.2.4 Метасинтез как Гипертекст ......................... 180
1.3 Опыты интегративного моделирования в современной науке
о языке .................................................. 181
1.3.1 Интегративное метамоделирование историко-научных
процессов ......................................... 181
1.3.2 Интегративное моделирование языка ................. 183
Глава вторая. Теолингвистика, ее основания и пути
формирования .................................................. 192
2.1 Теолингвистика в контексте становления миросозерцания
и гуманитарного познания XX-XXI вв. ...................... 192
2.2 Теолингвистика: от замысла к воплощению .................. 196
2.2.1 Теолингвистика и ее эпистемологический лик ........ 196
2.2.2 Теолингвистика и предмет ее изучения .............. 199
2.3 Православно-христианская теолингвистика: основные идеи
и принципы представления теолингвистической реальности ... 201
2.4 Специфика и трудности теолингвистических исследований .... 205
2.5 Теолингвистика и некоторые перспективы ее развития ....... 209
Глава третья. Религиозные концепты в теолингвистическом
представлении ................................................. 212
3.1 Концепт как антропологическая и теоантропологическая
реальность ............................................... 212
3.2 Концепт в современном гуманитарном познании и его
истолкование ............................................. 214
3.3 Восхождение к концепту в современной гуманитарной науке:
пути и пределы ........................................... 221
3.4 Реконструкция религиозных концептов в теоконцептологии:
общие принципы и образы представления .................... 225
3.5 Религиозный концепт как мистико-семиотический феномен
и уровни его смысловой экспликации ....................... 230
Заключение
Некоторые итоги и перспективы ................................. 240
Литература .................................................... 245
Примечания
Первые публикации ............................................. 263
|
В настоящей книге объединены исследования автора разных лет, в которых предпринимается попытка рассмотреть науку о языке сквозь интерпретационную призму идеала цельного (единого, всеобщего) знания, в контексте метамоделирования интегративных процессов в современной культуре и разработки интегральных парадигм в гуманитарном познании.
В работе содержится три части. В первой части дается эпистемологическая характеристика идеала цельного знания и проводится реконструкция теоантропокосмической парадигмы изучения языка, разрабатываемой в рамках программы цельного знания в отечественной школе Всеединства (П.А.Флоренский, с. Н.Булгаков, А.Ф.Лосев). Вторая часть книги посвящена осмыслению идеала цельного знания в творчестве А.Ф.Лосева, воплотившего основные установки данной программы в ее наиболее радикальной форме. В третьей части проводится анализ путей и принципов построения интегральных парадигм в современной лингвистике на материале формирования новых синтетических дисциплин в современном гуманитарном познании - теолингвистики и теоконцептологии, направленных на изучение взаимосвязи языка и религии с позиций идеала цельного знания.
Для лингвистов, филологов, культурологов, специалистов в области философской антропологии и методологии научного познания. |
|